Приглашаем посетить сайт

Гарин И.И. Пророки и поэты
Самсон-борец

САМСОН-БОРЕЦ

Творчество Мильтона завершилось созданием трагедии, подводящей итоги собственной жизни. То, что самые ретивые из наших именуют "революционной пьесой", на самом деле есть "плод поражения, разочарования, покорности судьбе". Политический подтекст Самсона-борца сильно преувеличен - драма не выходит за пределы религиозной проблематики, и вся ее "политичность", если таковая имеется, заключается в отказе от собственной политической деятельности.

Самсон-борец не предназначался для сцены, здесь почти нет действия, и главные события происходят в душе героя. Мильтон не скрывал ни риторичности, ни назидательности, ни пуританского стоицизма трагедии. На закате дней он сделал темой трагедии мужество терпения, пафос духовного противодействия падшего героя силам зла. Судьба человека полна превратностей, но в руках личности противостоять ей даже в состоянии поверженного раба - таков экзистенциальный мотив Самсона-борца.

Интерпретация Самсона как непримиримого героя, жертвующего собой ради "великого дела", противна религиозному экзистенциализму Мильтона, все помыслы которого сосредоточены вокруг индивидуальной души и борьбы, идущей в этой душе. Речь идет не о самопожертвовании во имя идеи, ставшей смыслом жизни, и не о подвиге во имя народа, а о способности человека остаться таковым даже после всех совершенных им ошибок, после унижения и рабства. Ибо дух слабых сильней меча сильных.

Мильтон стал явлением мировой литературы не потому, что выразил страсти и чаяния революционной эпохи, но потому, что проник в экзистенцию человека.

Мысль о создании пуританской назидательной драмы возникла у Мильтона еще во время написания трактата О воспитании и укрепилась в конце жизни, когда пришло время подведения итогов. Истоками Самсона-борца являются апокрифическая книга Еноха, Апокалипсис, средневековая книга Зогар, патристика, итальянская религиозная драма - так называемая Rappresentazioni, театр назидания. Кроме того, Мильтон находился под влиянием греческой трагедии, особенно еврипидовской, и этики Аристотеля. Влияние вонделовского Самсона оспорено Э. Верити. Вряд ли справедливо и мнение Р.Уайтинга о близости Мильтона с The Historie of Samson P. Квэрлза. Самсон-борец продолжает традиции елизаветинского театра, особенно Бена Джонсона.

Сюжет трагедии связан с пленением и последним подвигом Самсона, который не более чем аллегория, прячущая прежде всего самого автора. Перед нами Самсон-Мильтон - слепой, поверженный, опозоренный, клеймящий самого себя.

Плененный и ослепленный филистимлянами Самсон томится в тюрьме Газы. Жизнь кончена, ему только и остается предаваться горьким размышлениям о своей участи (первый монолог Самсона). Он сетует на свою слепоту, на свое одиночество в стане врагов. Он, Назорей, Богом призванный Освободитель, в результате страстей человеческих сам стал пленником, рабом. Виноват в этом лишь он сам - его деяния не достойны силы, вложенной в его тело Богом.

Самсон - отнюдь не символ народа, рвущего путы рабства, не воплощение сил и чаяний народных, скорее наоборот, - обличитель черни, "развращенной рабством", символ личностного начала в человеке.

Между тем хор (несколько уцелевших соплеменников-данитов) напоминает Самсону о его великих подвигах, но, пытаясь утешить Самсона, только бередит его раны напоминаниями о рабстве - его и народа. Отвечая хору, Самсон-Мильтон гневно клеймит свой народ, не пожелавший поступиться своей властью и не поддержавший героя в день победы при Рамаф-Лехи, а ныне смирившийся со своим рабством.

Хор пытается убедить Самсона в излишней суровости, в том, что причина всех его несчастий - изменница Далила, и, главное, в том, что все его злоключения выражают волю рока, провидения. Самсон тоже считает наказание заслуженным - он сам раскрыл свою тайну Далиле, сделавшей его "изменником перед самим собой".

Воспоминания о днях, проведенных с Далилой, заполнены покаянием героя, осознавшего пагубности хаоса страстей и неотвратимости расплаты за слабость, недостойную титана. "Подобный Богу", он прельстился lascivious lap (похотливым лоном), что и погубило его. Его жизнь кончена, он уже не послужит истине - быстрей бы закончился его позор. Падший и опозоренный, Самсон молит Бога о смерти.

Но внутри Самсона-Мильтона борьба продолжается. Смирившись с судьбой, Самсон верит в окончательное торжество божественного начала.

разоблачены, и "змея" с позором отступает.

вызывает его на бой, дабы доказать, что сила, дарованная ему Богом, сохранилась в нем. Пусть Гарафа будет во всеоружии, ему же, слепцу, достаточно одной дубины. Трусливый Гарафа ретируется со словами, что ему не к лицу сражаться с поверженным рабом.

Судьба уготовила Самсону очередное испытание: его призывают явиться на праздник вражеского божества на потеху филистимлянам. Самсон упорствует в отказе, между тем в его душе зреет решение воспользоваться случаем сказать последнее слово. Его не сделать шутом, ему предстоит последний подвиг, и он готов устремиться на встречу со своей судьбой.

Что же это за последнее слово и что за подвиг? Осознание трагической вины! Постижение ошибочности пути! Раскаяние... Самсон-Мильтон обрушивает кровлю храма не на цвет газской знати - на себя... Итог трагедии - итог жизни, а величие поэта - правда, сказанная себе самому. Ведь все мы правдолюбцы, когда речь идет о других, но кому дано признаться самому себе, что жизнь прожита зря?..