Приглашаем посетить сайт

Гарин И.И. Пророки и поэты
Возвращенный Рай

ВОЗВРАЩЕННЫЙ РАЙ

В отличие от Потерянного Рая Возвращенный Рай наименее изученное творение Мильтона, литературная оценка которого еще ждет своих Элиотов. Массон видел в Возвращенном Рае краткий эпос на манер Книги Иова, который, кстати, как тень появляется за кулисами поэмы, символом нравственного величия. Согласно другой концепции, Возвращенный Рай - стихотворный богословский трактат, написанный по мотивам Евангелий от Луки и Матфея на тему искушения Христа. Это типичная малая эпопея, развивающая тему евангельской легенды. В качестве прототипов упомянем Девственницу Шаплена, Христианского героя Ле Муаны, Христиады Хойеды и Виды Кремонского и Триумф Христа Дж. Флетчера. Хотя во всех перечисленных произведениях тема искушения Христа Сатаной разработана достаточно подробно, поэма Мильтона отличается не столько даже широтой кругозора, сколько углубленной религиозностью человека, подводящего итоги своим протестантским исканиям. Возвращенный Рай настолько пуританское произведение Мильтона, что уже никакими ухищрениями его нельзя повернуть в желательное исказителям русло. Потому и столь мал интерес к нему отечественной мильтонистики, что образы Сатаны и Христа практически не поддаются фальсификации.

(Впрочем, даже в самом религиозном произведении Верные Русланы обнаружили идею исторической закономерности, к тому же стоящую в центре диспута главных героев.)

Христос в пустыне предается воспоминаниям детства, обдумывая материнское благословение на подвиг любви. Потерпевший сокрушительное поражение Сатана, обратившись человеком и желая отомстить Богу, обращается в человека и пытается искусить Сына, предлагая вывести его из пустыни, но Христос узнает дьявола. Утративший веру в свои силы Сатана вторично пытается совратить Христа яствами, богатством и царствами земными - и снова Сын Божий отказывается от искуса, говоря, что всему земному предпочитает богопознание. Сатана продолжает обреченные на неудачу попытки, тревожа Христа сновидениями и предлагая для доказательства божественности броситься с кровли Соломонова храма.

Искушения Христа хлебом (роскошью и богатством), царствами земными (властью), знанием, страхом, кровлею храма (чудом) - символы все большего поражения дьявола, этапы победы разума над соблазнами и страстями. Иисус - олицетворение грядущего человека, которому дано стать победителем в моральной борьбе, идущей в его душе и решающей судьбы человечества.

человеку, воплощенному в образе Иисуса. Этот новый человек - сам Мильтон, ощущавший Христа в себе и наделивший героя своими чертами. Некоторые исследователи считают, что образами Возвращенного Рая Мильтон хотел войти в сонм святых.

То, что в Возвращенном Рае мы именуем абстракциями и религиозно-морализаторскими интонациями, и есть окончательная победа Христа над Сатаной в душе самого поэта. Потерянный Рай писал человек, еще не обуздавший себя, Возвращенный Рай - человек смиренный и благочестивый, укротивший беса вместе со своим героем.


И, к подвигу готовый, незаметно
Он к Матери своей вернулся в дом.