Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Часть 5. Обзор научной итальянской литературы

5. Обзор научной итальянской литературы

Упадок изящной литературы в XVI и XVII вв. совпал в Италии с расцветом серьезной научной литературы. В историографии, несмотря на внешние стеснения, появился целый ряд важных работ.

Церковная история Италии нашла прилежного труженика в лице Паоло Сарпи († 1623); его история Тридентского собора переведена на много языков и может считаться для своего времени образцовым произведением. Из монографии в самом начале этого периода выдаются Давила, "Storia della guerre civili di Francia" (с 1547 до 1598) и Гвидо Бентивольо, "Storia della guerra di Fiandra" (с 1559 по 1607). На латинском языке историю почти того же периода (с 1557 по 1590) написал иезуит Фиамано Страда († 1649). Труд замечательного научного прилежания — история Неаполя (от Рожера I до смерти Фридриха II) Франческо Капечелатро. Высоко ценится история Венеции Баттиста Нани (за период времени с 1613 по 1671 г.).

Правдолюбием отличается история пережитого (как бы хроника, с 1613 по 1650) Пьетро Джованни Каприата из Генуи († 1650). Довольно незначительны многочисленные компиляции плодовитого Грегорио Лети из Милана († 1701). Чудом разносторонности можно назвать Лодовико-Антонио Муратори († 1750), из многочисленных исторических, антикварных и философских сочинений которого особенно замечательны "Annali d'Italia". С ним представляет сходство друг его, поэт и историк Маффеи († 1755), в своих трудах "Storia diplomatica" и "Verona illustrata".

Замечательнейший из историков этого периода — Пьетро Джанноне (см. соотв. статью). Ниже него стоит плодовитый Карло Денина († 1813), из многочисленных сочинений которого некоторое значение удержалось лишь за "Rivoluzioni d'Italia". Нельзя не отметить ценную "Storia di Milano" графа Пьетро Верри († 1797). Историки искусства, следовавшие по стопам Вазари (см. соотв. статью) — Филиппе Балдинуччи из Флоренции († 1697), главное сочинение которого: "Notizie de professori del disegno da Cimabue", и Карло Датиа († 1675), описавший жизнь нескольких живописцев древности. Бальоне написал "Vite de pittori, scultori, architetti ed intagliatori", за время от 1572 по 1642 г. Из более поздних сочинений искусству посвящены: "Storia pittorica d'Italia", Луиджи Ланци († 1810), занимавшегося также и этрусскими древностями, и "Storia della scultura", графа Л. Чиконьяра († 1834), доведенная до Кановы.

Опера нашла себе историка в лице испанца Артеаги, а театр вообще — в Пьетро Неполи Синьорели. Один из наиболее известных полководцев своего времени, Раймондо Монтекуккули из Модены († 1681), своими "Aforisni dell'arte bellica" сделался первым военным писателем своего отечества.

Историей собственной литературы ни один народ не занимался с таким рвением, как итальянцы. Джанвитторио Росси из Рима (†1647), под псевдонимом "Janus Nicius Erythreus", издал "Pinacoteca" — историю многих живших в его время литераторов, а много странствовавший врач Джованни Чинелли-Кальволи из Флоренции († 1706), в своей "Biblioteca volante" — бесчисленное множество мелких брошюр и статей. Богаче содержанием "Biblioteca dell'eloquenza italiana", Джуста Фонтанини († 1736). Первый опыт действительной истории И. литературы — "Idea della storia dell'It. letteratura", Джачинто Джимма († 1735). Важны — труды Дж. -Мария Крешимбени († 1728) — малокритическая, но богатая содержанием "Storia della volgar poesia"; иезуита Франческо Саверио. Квадрио († 1756) — "Storia e ragione d'ogni poesia", куда входит и литература других европейских народов, и "Scrittori d'Italia", графа Джованни Мария Маццуккелли († 1765) — труд беспримерного прилежания, оставшийся неоконченным. Гораздо выше, чем названные, критическим своим отношением к фактам, стоит Джироламо Тирабоски (†1770), которого "Storia della letteratura italiana" страдает лишь слишком большой погоней за мелкими библиографическими данными. Продолжение его труда — обзор XVIII в. — составил Антонио Ломбарди, в иезуитском духе; обзор первой четверти XIX в. прибавил Ант. Леватти. Целую галерею жизнеописаний знаменитых итальянцев оставил Джамбаттиста Корниани († 1813), в своих "Secoli della letteratura italiana", c XIII по половину XVIII в.; продолжение этого труда написал Камилло Гропи († 1851), под заглавием "Della letteratura italiana" (до конца XVIII в.). Всю литературу древности и новейшего времени обнимает малоосновательный труд экс-иезуита Джованни Андре (Andrès, † 1817): "Dell'origine, progresso e stato attuale d'ogni letteratura". Старые труды, ограничивавшиеся больше какими-либо отделами литературы: Антонио Монджиторе, "Bibliotheca sicula"; I т. "Epistolae Ambrosii Camalduiensis" (Траверсари) — Лоренцо Mehus'a (†1791), заключающие в себе весьма интересную, основанную на изучении рукописных источников, историю литературы XIII и XIV вв.; Анджели Фаброни, "Vitae Italorum doctrina illustrium s. XVIII" и, наконец, "Specimen historiae literariae florentinae seculi XV", Анджело-Мария Бандини († 1800). Хороший обзор важнейших явлений И. литературы, главным образом основанной на Тирабоски, написал Джузеппе Маффеи: "Storia della letteratura italiana" (до XVIII в.). Над эстетической теорией и критикой поработали Крешимбени, автор "Trattato della bellezza dell volgar poesia", и ученый юрист Джованни-Винченцо Гравина (†1718), написавший "Della ragion poetica", в которой он высшим законом выставляет подражание природе и ополчается одинаково как на Аристотеля, так и на маринистов.

Остроумны, но бессистемны популярные в свое время "Ragguagli di Parnasso", Трояно Боккалини († 1613), и их продолжение, "Pietra del paragone politico". Свободной и независимой, но часто руководившеюся лишь капризами критикой особенно прославился Джузеппе Баретти († 1789). Как вожди школы, желавшей насадить в Италии французское образование, заслуживают упоминания: Франческо Альгаротти († 1764), Саверио Беттинелли из Мантуи (†1808; "Lettere Virgiliane", "Risorgimento d'Italia") и Мелкиоре Чезаротти († 1808; "Saggio sulla filosofia della lingua"). В то время как юриспруденция еще не успела оправиться от удара, нанесенного философией средневековой схоластике, математические и физические науки сделали большие успехи. Астрономия, математика, физика и медицина имеют среди итальянцев XVII в. представителей, каких в таком количестве не может назвать ни одна страна.

Самое славное имя этого периода — Галилео Галилей († 1642), труды которого и в отношении языка превосходны. Между учениками его самые знаменитые: Винченцо Вивиани из Флоренции, изобретатель барометра — Торричелли († 1647) из Фаенцы и Бенедетто Кастелли из Брешии. Другие знаменитые математики и физики этой поры: Джанальфонсо Борелли из Неаполя, Доменико Гульельмини (Guglielmini) из Болоньи, Джованни Доменико Кассини. Иезуит Джамбаттиста Гиччиоли из Феррары и Франческо Гримальди из Болоньи принадлежали к числу замечательнейших астрономов своего времени.

Медицина, до тех пор основывавшаяся на ненаучной традиции, при расцвете естественных наук приняла совершенно иной вид. Первые научные представители ее: Марчелло Мальпиги, Лоренцо Беллини, особенно же Франческо Реди из Ареццо († 1697), врач, естествоиспытатель и остроумный поэт. Позже прославился Антонио Кокки, как преподаватель медицины в Пизе и Флоренции. Как ботаник и медик одинаково замечателен Доменико Чирилло. Несмотря на все внешние стеснения, не было недостатка в самостоятельных мыслителях. Сюда относятся в особенности Томмазо Кампанелли и Джамбаттиста Вико (см. соотв. статью). В конце этого периода, когда повеяло большей свободой, выдаются: Чезаре Беккария (см. соотв. статью), знаменитый труд которого "Dei deliti e delle pene" содействовал уничтожению пыток, и Гаетано Филанджиери из Неаполя, которого "Scienza della legislazione" осталась неоконченной. Известны были в свое время еще Антонио Дженовези, Марио Пагано, Пьетро и Алессандро Верри. Фернандо Галиани (см. соотв. статью) принадлежат столько же к французской, сколько и к И. литературе.

В XIX в. растет прежде всего историография, о чем свидетельствует, между прочим, "Archivio storico italiano". Весьма ценны и исследования Джузеппе Микали (†1844) о древнейшей Италии ("L'Italia avanti il dominio de'Romani"), которые в дополненном виде были им переизданы, под загл.: "Storia degli antichi popoli d’Italia". Так же основательны работы Гарцетти: "Della condizione d'Italia sotto il governo degli imperatori romani" и "La Germama e suoi popoli". К этим трудам примыкает Атто Вануччи: "Storia dell'Italia antica". Самый значительный из исторических трудов принадлежит Чезаре Канту: его "Storia universale" обнимает 37 томов и основана, главным образом, на немецких исследованиях.

Между другими историками выдаются Карло Ботта († 1837), автор "Storia della guerra dell'indepenclenza degli Stati Uniti d'America" и "Storia d'Italia dal 1789—1814"; Винченцо Куоко († 1823), рассказывающий, в "Saggio storico sulla rivoluzione di Napoli", главным образом, о событиях, которых он был свидетелем; Пагано, написавший "Storia del regno di Napoli"; Пьетро Коллетта, автор "Storia del reame di Napoli dal 1734—1825". Превосходны и "Considerazioni sulla storie di Sicilia dal 1532—1782", Петра Ланци, "La guerra del Vespro Siciliano" и "Storia dei musulmani di Sicilia", Микеле Амари. Высокое научное значение имеют "Storia delle relazioni vicendevoli dell'Europa e dell'Asia" графа Балделли-Бони, "Annali d’Italia dal 1750" (продолжение Муратори) А. Коппи, "Famiglie celebri d’Italia", графа Помпео Литта, и "Tavole chronologiche e sincrone della storia fiorentina", немца Альфреда Реймонта (Reumont). Из больших общих трудов по истории всего выше: Луиджи Босси, "Storia antica e moderna d’Italia" и "Storia della Spagna"; Лоренцо Пиньотти († 1812), "Storia della Toscana fino al Principato" и Пьетро Кустоди, продолжение "Storia di Milano" Пьетро Верри.

Самый большой из современных трудов об Италии — "Storia generale d’Italia", от доримских времен до новейшего времени, Джованни Кампильо. Интересные данные для древнейшей истории Италии дают изданные Молини, по рукописям Парижской библиотеки, "Documenti di storia d’Italia". Появилось и большое количество специальных историй: Варезе, "Storia della republica di Genova fin all'anno 1814"; Челезия, "Storia genovesi" и "Storia dell'universilà di Genova"; Луиджи Чибрарио, "Storia della monarchia di Savoia" и "Origine e progresso della istituzioni della monarchia di Savoia"; Карутти, "Storia della diplomatia della corte di Savoia". Историю Пьемонта написали Рикотти, "Storia del Piemonte", и Бианки, "Storia della monarchia Piemontese". Карутти издал "Storia del regno di Vittorio-Amadeo II" и "Storia del regno di Carlo-Emanuele III"; Джузеппе Массари — "La vita e il regno di Vittorio-Emmanuele II di Savoia"; Романин — подробную "Storia di Venezia", к которой примыкает Молменти, "Storia di Venezia nella vita privata".

О Сицилии писали Джузеппе Алесси "Storia critica di Sicilia"), Изидоро ла-Лумия ("Studj di storia siciliana"), Мортилларо ("Leggende siciliane"), Боццо и др.; о папах — Бозио ("Storia populare de'Papi") и Малфатти ("Imperatori e papi ai tempi della signoria dei Franchi"), о папской области — Фарини ("Lo stato romano"). Флорентийской истории посвящен труд Джино Каппони, "Storie fioreritine".

Над общей историей Италии работали еще Раналли, "Storie italiane"; Ла-Фарина, "Storia l'Italia dal 1814 al 1849"; Фарини, "Storia d’Italia dal 1814 al 1823"; Гвальтерио, "Degli ultimi rivolgiamenti italiani"; Эмилиани Джудичи, "Storia dei comuni italiani"; Канту, "Storia degli Italiani"; Фабио Мутинелли, "Storia arcana e aneddotica d’Italia"; Антонио Раниери, "Della storia d’Italia dal quinto al nono secolo"; A. Коши (Cosci), "L'Italia durante le preponderanze straniere". Прославились так же как историки Карло Тройа, Туллио Дандоло, Чезаре Балбо, Брофферио Карло Чиполла ("Storia delle Signorie italiane"), Руджиере Бонги, Джузеппе Гверцони ("Garibaldi"), Петруччелли делла-Гаттина, Энрико Поджи, Доменико Гетти и др.

Замечательно, что И. историография ограничивает свой предмет почти одною лишь Италией; "Всеобщая история" Канту, из более новых сочинений Брольо: "Il regno di Federigo II di Prussia" и некоторые другие составляют редкие исключения.

В истории литературы и искусств замечается то же явление (кроме обширной "Storia universale di letteratura", де Губернатиса); на имеющуюся в обществе потребность отвечают переводы с французского и немецкого. Главнейшие из историй специально И. литературы перечислены в конце настоящей статьи.

По археологии и истории искусств есть сочинения Джузеппе Босси, Фумагали, Джулио Феррарио, Розини, Ингирами, Розеллини, Чиконьяра, Чиконья, особенно же Эннио Квирино Висконти. Много сделали для археологии графы Боргезе и Фиорелли, для истории И. искусства — Сельватико, Раналли и Кавальказелле. В новейшее время итальянцы стали интересоваться Востоком; санскритом успешно занялись Горрезио, переводчик "Рамаяны", Флеккия, Асколи и де Губернатис.

В последнее время оживилась в Италии и философская деятельность, хотя самостоятельных, многообъемлющих идей она и не успела дать. Кант и Гегель нашли убежденных сторонников среди итальянских философов: первый — в лице Галлуппи и Колекки, второй — в Бертрандо-Спавента и Аугусто Вера. Все четверо оказали большое влияние на молодежь. Более независимы были Росмини († 1855) и Джоберти († 1852). Примыкая к платонизму Росмини, Сербатти выработал религиозно-философский идеализм, враждебный господствовавшему раньше в И. сенсуализму (представителем его был Романьози, † 1835) и скептическим элементам критицизма. Винченцо Джоберти (см. соотв. статью) стремился к свободному союзу между верой и разумом. Попытка внесения в И. философию национального элемента была сделана и Теренцио Мамиани († 1885); он старался держаться середины между крайним церковным направлением и позитивистическим натурализмом. Против попыток Росмини и Джоберти примирить католичество с философией решительно выступил Авзонио Франки, совершенно порвавший с церковью мыслитель.

Философию истории Джузеппе Феррари обогатил рядом очень ценных трудов ("La filosofia della revoluzione", Лонд., 1851). Другой философ истории, Луиджи-Андреа Мадзини (брат Джузеппе М.), известен как автор остроумной книги: "Италия и современная цивилизация".

В самые последние годы существует сильное оживление в И. философской литературе; в ней представлены разнообразнейшие направления — гегелианство, французско-английский позитивизм, учение Гербарта и чисто церковное направление. В последнем наиболее известны Аугусто Конти и Вито Форнари. Историю современной философии написал Дж. Б. Бертини.

По психологии, связанной с физиологией, ряд трудов, вроде этюдов Мишле, написал Паоло Монтегацца; они переведены почти на все европейские языки. О Спинозе и Вико писал Сакки, о Юме — А. Паоли, о Канте — Кантони и Ф. Токки, о Гартманне — Бонателли ("La filosofia dell'inconscio"). В юриспруденции видную роль играл Романьози, слава которого особенно увеличилась после его смерти († 1835). О новой итальянской школе криминалистов см. соотв. статью.

В естественных науках выдаются Себастиани Франки, Микели, Джузеппе Джинанни, Виталиано Донати, Сави, Вивиани, Бертолони, Реди, Феличе Фонтана, Лацаро Спаланцани и Вольта, к которым в новейшее время прибавились ученые с такими заслугами, как физик Меллони, математики Лагранж и Либри, астрономы Секки, Скиапарелли, Донати, физиолог Бонукки, Ломброзо, метеоролог Л. Пальмиери и др.

Пособия.

По-русски ст. Болдакова и Кирпичникова во "Всеобщей литературе" Корша; Александр Ник. Веселовский: "Введение в Божественную комедию Данте" — лекции, читанные на высших женских курсах в 1887—88 гг. (литограф.), "Данте и символическая поэзия католичества" ("Вест. Европы", 1875, дек.), "Боккаччо, его среда и сверстники" (СПб., 1893—1894), "Вилла Альберти" (М., 1870); De Sanctis, "Storia di Lette ratura italiana"; Fenini, "Letteratura italiana"; Saner, "Geschichte der italienischen Literatur". (Лейпциг, 1883; эта книга годна только для хронологических справок); Villari, "Storia letteraria d'Italia" (Милан, 1880.); Bartoli, "I primi secoli della let. it". Gaspary, "Geschichte der ital. Litteratur" (до XVI в. включительно; полная библиография; имеется и дополненное итальянское издание 1891 г.); Ganello, "Il cinquecento"; Mossolin. "Il seicento"; Arullani, "Lirica e lirici nel XVII s." (1893); Guerzoni, "Il teatro nel XVIII s."; Amedée Roux, "Histoire de la littérature contemporaine en Italie, 1800—1859" и то же "1859—1874".

© 2000- NIV