Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Часть 6. Дополнение к статье

Часть: 1 2 3 4 5 6

6. Дополнение к статье

Один из главных центров новейшей итальянской поэзии — Болонья, где группируется целый ряд поэтов вокруг престарелого Кардуччи (см.). Основные черты этой группы — культ латинских традиций, патриотический лиризм и в особенности языческая жизнерадостность; она является реакцией против романтизма, с его католическим отпечатком. Кардуччи, глава северной болонской поэзии, и Марио Раписарди (род. 1844), автор "Люцифера", стоящий во главе сицилийской школы, дают тон всей поэзии новейшего периода своими мятежными песнями свободной мысли.

К наиболее выдающимся последователям Кардуччи принадлежит Джиованни Марради (род. 1852), автор "Современных баллад" (1895), соединяющий большую эрудицию в разработке старинных стихотворных форм с тонким лиризмом в описаниях природы и с отзывчивостью на современные темы.

"Старый идеал"; "Греческие поэмы" и т. д.), откликающийся вместе с тем на современные общественные и патриотические темы ("Rime nuove", 1898); Гвидо Маццони (род. 1859), восторженный певец Флоренции, тоже соединяющий лирический подъем и культ формы с интимной нежностью семейного чувства, укоренившегося в итальянской поэзии отчасти под влиянием Кардуччи. Анни Виванти (род. 1874) романтична в своих песнях любви, но примыкает к школе Кардуччи свободной страстностью своего лиризма. Киарини (род. 1833), автор сборника од "Laorymae", известен также как выдающийся литературный критик и профессор истории в Римском университете.

Из южных поэтов, соединяющих пылкость чувств с примиренностью во имя красоты внешнего мира, наиболее известны Джиованни Чезарео (род. 1861), поэт и ученый, и Луиджи Капуана (род. 1839), романист и поэт, романтик по темпераменту, мечтатель с некоторым оттенком скептицизма.

Наряду с этой жизнерадостной поэзией земли есть поэты религиозных настроений. Во главе их стоит Антонио Фогаццаро (род. 1842), известный главным образом своими романами. В поэзии он продолжатель традиций аббата Занеллы, который был его воспитателем, и воспевает религиозные чувства и христианскую скорбь. Его главное произведение — большая поэма "Миранда", нежная повесть женской любви, покорной своей трагической судьбе. В своей лирике (сборник избранных его стихотворений вышел в 1898 г.) Фогаццаро с грустью отказывается от надежды слить реальную действительность с желаниями религиозно настроенной души и ищет успокоения в одиночестве, в отречении от страстей.

К Фогаццаро примыкает другой неохристианский поэт, Джулио Сальвадори (род. 1862), который тоже стремится примирить науку с религиозным мышлением. В сборнике стихов: "Canzoniere civile" он сводит всю гражданскую историю к религиозным мифам.

Другое направление современной итальянской поэзии носит название "веризма" и соответствует отчасти французскому натурализму. Оно противопоставляет идеализации жизни и чувств изображение истинных страданий и неприкрашенной правды. Во главе веристов стоит Лоренцо Стеккетти (род. 1845; настоящее его имя — Олиндо Гверини). Прославивший его лирический сборник "Postuma" построен на сентиментальных эффектах, представляя собой якобы посмертное издание стихов юноши, умершего от чахотки. У него есть и сильные, правдивые стихи, как, например, "Il Canto dell'Odio", в духе Бодлера. В своих теоретических статьях Стеккетти защитник принципов веризма.

проникнут весь его сборник "Dopo il tramonto", представляющий вариации на фантастически-угрюмые темы. Сборник "Данаиды" (1897) более разнообразен; в нем звучит сострадание к людям, свершающим бесцельный подвиг жизни. Очень сильны поэмы "Город титанов" и "Погребенный титан".

Много поэтов — и самых выдающихся — стоят вне определенных групп. Таковы: Эдмондо де Амичис (род. 1846), известный романист и философ; его стихи пользуются популярностью — как выражение семейной привязанности, любви к матери. Несколько поэтесс — Алинда Брунамонти, графиня Лара, Витория Агеноор — воспевают любовь. Поэзия графини Лары проникнута искренностью и силой страсти; Витория Агеноор считается, наряду с Адой Негри, одной из первых поэтесс по глубине и силе чувства и классической разработке стиха.

Из молодых поэтов составили себе известность венецианский поэт Джиованни Киджиато, автор "Rime dolente" (1898), Джиованни Чена ("Madre", 1897; "In Umbra", 1899) с его скорбной поэзией и порывами к абсолютно прекрасному, Уго Ойети, известный журналист, автор книги о современной литературе, составленной из "интервью" (A la scoperta dei letterati), повестей, а также искренних по настроению, изысканных по форме стихов.

Молодой флорентийский поэт Анджело Орвието, автор "Sposa Mystica" и "Il Velo di Maya" — мистик и эстет, последователь д'Аннунцио. Большой известностью пользуется Джиованни Пасколи (род. 1865), примыкающий отчасти к традициям Кардуччи, изысканный поэт природы, созерцатель, проникнутый гуманными чувствами, прославляющий свою мать (нота семейственности свойственна всей итальянской поэзии), и главным образом мастер формы, соединяющий сжатость и выразительность с необыкновенной музыкальностью стиха. Сборники его стихов: "Myricae" (1892) и "Poemetti" (1897); собрание его соч. вышло в 1905 г. Два итальянских поэта приобрели громкую известность и за пределами Италии. Ада Негри, автор сборников "Fatalita" и "Tempeste", обязана своей популярностью горячему заступничеству за рабочих и ярким картинам нищеты и страданий.

Значение ее поэзии — не чисто художественное, а социальное. Она привлекает благородством своих гуманных чувств, но лирический подъем нередко заменяется у нее дешевыми эффектами сентиментальности. Первые два сборника Ады Негри написаны были, когда она была народной учительницей и близко соприкасалась с жизнью бедняков; позже она вышла замуж за состоятельного человека и мало пишет с тех пор. Сборник стихов "Maternita" гораздо слабее прежних.

— Габриэле д'Аннунцио (род. 1864). Его первый сборник стихов, "Primo Vere", вышел в свет, когда ему было 15 лет и вызвал предсказания блестящей литературной будущности. В последующих сборниках — "Canto Novo", "Intermezzo di Rime", "Isotteo", "Elegie romane" и др. — лирический талант д'Аннунцио проявился во всей своей силе, поражая неподдельной захватывающей страстностью, утонченным эстетизмом ощущений и виртуозностью формы. Дуализм языческого культа наслаждений, уживающегося в современной душе с жаждой чистоты и святости, составляет основной мотив всей лирики д'Аннунцио, его гимнов торжеству страстей и его песен о муках пресыщенности, о блаженстве чистых экстазов. Смелость эротических мотивов д'Аннунцио очень велика (в особенности в "Intermezzo") и навлекла на него большие нарекания, даже со стороны апологета его первых стихов, критика и поэта Киарини. В новейшем своем лирическом произведении, "Laudi", д'Аннунцио переходит от субъективного эстетизма к широким национальным темам и воспевает героев Италии всех времен.

В области художественной прозы, романов и повестей первое место занимает опять-таки д'Аннунцио своими психологическими, эстетическими и философскими романами и повестями. Сначала он выступил романами в духе Бурже, построенными на анализе сложных любовных переживаний ("Невинная жертва", "Наслаждение", "Торжество смерти"). Но у д'Аннунцио гораздо больший захват, чем у Бурже, у которого он заимствовал только пристрастие к салонным формам жизни.

Основная мысль первых романов д'Аннунцио та же, как и в его лирике: борьба жажды наслаждений и жажды чистоты в душе современного человека. Сила этих романов — в их яркой южной страстности, в уменье мощно и красиво воссоздавать переживания чувств и страстей. От чисто психологических романов, в которых чувствуется в значительной степени влияние Достоевского, д'Аннунцио, проникшись идеями Ницше, перешел к прославлению крайнего субъективизма и эстетизма, к презрению толпы во имя сверхчеловека. В этом духе написаны его символические "романы лилии" — "Пламя", "Девы гор" — изобилующие поэтическими красотами, но с томительной местами риторикой и взвинченностью стиля. В своих повестях ("Епископо") и "Новеллах из Пескары", д'Аннунцио соединяет большой драматизм со сжатостью художественной формы.

К числу лучших итальянских романистов последнего периода относится Антонио Фогаццаро. В его романах сказывается серьезность его религиозных и этических идеалов. В "Malombra", первом романе Фогаццаро, фабула построена на буддийском веровании в переселение душ; в дальнейших романах преобладают идеалистические тенденции.

Лучший идеалистический роман Фогаццаро — "Даниэле Кортис", где воспевается возвышенная любовь, соединенная с нравственным стоицизмом и верой в победу духа над внушениями страстей. Гораздо слабее второй роман, "Тайна поэта", — сентиментальная любовная история без философской окраски. Романы "Piccolo mon do antico" и "Piccolo mondo moderno" наиболее типичны для творчества Фогаццаро; они обнаруживают все его достоинства — углубленность психологии, в связи с развитием религиозного чувства действующих лиц, уменье воссоздавать среду, изображать характеры и типы.

"Sonatine bizzarre", "Racconti brevi" и "Fedele".

Джероламо Роветта, известный главным образом как драматург, написал также несколько романов, имевших большой успех своими описаниями итальянского общества, в особенности политической жизни со всеми ее интригами. К известнейшим его романам принадлежат "Слезы ближнего" ("Lagrime del Prossimo") — едкая сатира на политических деятелей, "Mater Dolorosa", несколько мелодраматическая история страдалицы с идеальной душой, затем, "Baraonda", где описывается крупная мошенническая афера и под прозрачными масками выводятся герои происходившего в действительности скандального процесса. Дальнейшие романы Роветты — "L'Idolo", "Il processo Montegu", "Sott'acqua", "La Moglie di sua Eccelenza" и др. — в психологическом отношении слабы, часто наивно-сентиментальны, но представляют бытописательный интерес, как изображение светских нравов в Риме и других центрах итальянской жизни.

Наряду с этими главнейшими представителями современного И. романа есть другие беллетристы, более или менее примыкающие к их художественным формулам. Э. Бутти пишет философски-социальные романы, ближе всего напоминающие Фогаццаро. Наибольшим успехом пользуется его роман "L'automa".

Последователем веристов Л. Капуаны и Д. Верги является Ф. де Роберто, своими смелыми бытописательными романами. Лучший из них — "Vicerè", изобилующий характерными подробностями из жизни итальянской аристократии. В другом романе де Роберто, "L'Illusione", преобладает психологический анализ.

Пользуются известностью еще Гвальдо, автор "Decadenza", Кастельнуово, де Марки, прославившийся главным образом своим романом "Деметрио Пианелли".

"Anima Sola", переведенным на все европейские языки; в нем рассказано многое из жизни Элеоноры Дузе. Более талантлива и своеобразна Грация Делледа, которая вносит в свои романы интересные описания жизни и людей своей родины, Сардинии, и с большим талантом изображает жизнь крестьянского населения, типы людей с непосредственными чувствами и сильными страстями. Лучшие ее произведения — "Cenere" и "Anime oneste". В новейшем своем романе, "Nostalgie", она описывает страдания чистой, искренней девушки, попадающей из тихого родного уголка в Сардинии в Рим, в мелкую буржуазную среду, с ее уродливыми интригами и узкими интересами. Роман написан очень горячо, но с неизбежной в большей части И. романов сентиментальностью. Новейшее ее произведение — ряд новелл, собранных под заглавием "Guiocchi della vita". Грацию Делледу стали переводить на все европеисте языки, так как произведения ее хорошо знакомят с бытом итальянских провинций.

К беллетристам, насаждающим в Италии французский "модернизм", относится Уго Ойетти; в поэзии он последователь д'Аннунцио, в журнализме — искатель новых течений, а в повестях, как, напр., в сборнике "Cavallo di Troïa", напоминает французских "иронистов" новейшего типа.

— те же, которые прославились как поэты и романисты. Общепризнанным главой итальянского театра является д'Аннунцио, который мечтал о том, чтобы воскресить в Италии античный театр, приспособив его к современным требованиями Эта мечта не осуществилась, но он написал целый ряд трагедий и драм, отличающихся высокими художественными достоинствами. И в них, как и во всем его творчестве, основную идею составляют трагические столкновения между правдой духа и правдой плоти. Помимо силы и современности идейных замыслов, драмы д'Аннунцио производят сильное впечатление южной страстностью в передаче душевных переживаний и поразительной поэтичностью образов и языка. Главнейшие из них: "Джиаконда", "Мертвый город", "Слава", "Франческа да Римини", "Дочь Иорио", "Пламя под спудом". Все они переведены на разные европейские языки и с успехом идут на всех европейских сценах, в том числе и у нас.

Из других драматургов наибольшим успехом на итальянских сценах пользуются комедии и драмы Роветты ("I disonesti", "I Barbare", "Trilogia di Dorina", "Il re Burlone" и мн. др.), Роберта Бракко ("Diritto del amore", "Il Trionfo" и др.), Джиакозы ("Tristi amori", "Dintti dell'anima" — правдиво рисующие грусть жизни, где трагические переживания сплетаются с прозаическими обстоятельствами жизни), Марко Праги ("L'Erede", "Le Vergini" — сильно натуралистические драмы), Галлины, Бутти ("L'utopia"). В общем, за исключением самобытного д'Аннунцио, итальянский театр идет в хвосте французской драмы Дюма и является скорее драмой внешних положений, чем духовных конфликтов.

Зин. Венгерова.

1 2 3 4 5 6