Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия
Литература 17—18 вв. В 17 в.

Литература 17—18 вв. В 17 в.

контрреформация и рефеодализация, господство испанцев над большей частью итал. земель породили застой в политич. жизни и кризис лит-ры и иск-ва. Итал. поэзию, впитавшую тенденции барокко, представлял Дж. Марино (1569—1625), чья поэма «Адонис» (1623), воспевающая наслаждение, роскошь, композиционно очень вычурна; стремлением поразить новизной образов отличается и его лирика. С именем Марино связана целая школа т. н. маринистов (К. Акиллини, Дж. Прети, Дж. Артале и др.), сочинявших идиллии, любовные и религ. стихи, хвалебные оды. Поэт, боровшийся с маринизмом, Г. Кьябрера (1552—1638) — автор поэм, трагедий, песен, диалогов, лирич. стихов. Его гл. заслуга — усовершенствование метрики итал. стиха; лучшее в его творчестве — песни. Против маринизма выступала и группа подражателей и последователей Ф. Берни; они стояли ближе к жизни народа, протестовали против дворянской развращенности и манерности; грубоватый юмор, иногда резкая карикатура, но чаще остроумная шутка, живой нар. язык характеризуют их поэзию. Так, Ф. Браччолини (1566—1645) дал пародию на мифы античности в 20 песнях «Насмешки над богами» (1618—26), А. Тассони (1565—1635) создал героико-комич. поэму «Похищенное ведро» (1622); неаполитанский живописец С. Роза (1615—73) писал сатиры против исп. вкладычества.

Проза 17 в. разнообразна по жанрам, отличается глубиной мысли (науч. соч. Г. Галилея, 1564—1642; «История Тридентского собора» П. Сарпи, 1552—1623).

Среди драматич. произв. выделяются бытовая комедия Микеланджело Буонарроти Младшего (1568—1642 или 1646) — «Ярмарка» (1618). Кружок поэтов, критиков и ученых, группировавшихся в Риме вокруг отрекшейся от престола швед. королевы Кристины, после ее смерти организовал академию Аркадия, осн. целью к-рой была борьба против маринизма. Но «простота и непосредственность», провозглашенные Аркадией, в сущности заменили напыщенность жеманством, а сложность и вычурность — нелепостью и узостью тематики. Хотя Аркадия не дала ни одного выдающегося поэта, ее декларации имели несомненное влияние, и по всей Италии организовались «академии», боровшиеся с маринизмом. Влияние Аркадии сказалось на расцвете галантной поэзии 17—18 вв. и на возрождении трагедии в классич. духе. Галантная поэзия в 18 в. дала неск. выдающихся поэтов: П. Ролли (1687—1765), автор изящных канцонетт, придворный поэт — аббат К. И. Фругони (1692—1768), лирик-реформатор П. Метастазио (1698—1782).

Итал. подражатели классич. трагедии уже с 17 в. наводнили Италию сухими и бесцветными произведениями. Больше успеха имели муз. театр и жанр трагикомедии. Однако в 18 в. появилось неск. драматургов, чьи трагедии не потеряли доныне своего значения: П. Я. Мартелло (1665—1727) и особенно Ш. Маффеи (1675—1755), чья «Меропа» (1713) переведена на мн. яз.

Просвещение в Италии 18 в. развивалось в условиях феод. раздробленности. Иноземный гнет мешал росту итал. буржуазии, образованию единого антифеод. лагеря, какой складывался во Франции. И. л. эпохи Просвещения не носила ярко выраженного наступательного характера. Интерес к проблеме общенац. объединения усиливал элементы народности в И. л.

Культурный рост буржуазии получил отражение в разных областях науки. Историк Л. А. Муратори (1672—1750) изд. хроники и документы по истории средних веков; особенно интересны его «Анналы Италии». Большое влияние на развитие истории и лит-ведения имели философ. сочинения Дж. Вико (1668—1744), автора труда «Основания новой науки об общей природе наций» (1725), где подчеркивается историчность языка и иск-ва. Выдающимися учеными были литературоведы Ф. С. Куадрио (1695—1756), написавший богатую фактич. материалом кн. «История и разум поэзии»; Дж. М. Маццукелли (1707—68), предпринявший изд. «Словаря писателей Италии» (т. 1—2, 1753—63, незаконч.); Дж. Тирабоски (1731—94), автор «Истории итальянской литературы» (1772—82), дающей картину лит. развития Италии от античности до 1700; написавший лит. -критич. и эстетич. работы С. Беттинелли (1718—1808); юрист и писатель П. Верри (1728—97) и юрист Ч. Беккариа (1738—94), автор трактата «О преступлениях и наказаниях» (1764).

Вопрос об итал. языке, поднятый еще Данте, обсуждавшийся в 16 и 17 вв. в связи с выпуском словаря флорентийской Академии делла Круска, в 18 в. лег в основу труда М. Чезаротти (1730—1808) «Опыт философии языков» (1785). Этот вопрос, имевший огромное значение в борьбе за объединение Италии, постоянно обсуждался в периодич. печати. В развитии идей Просвещения большую роль играли газеты и журналы 60-х гг. 18 в., изд. Г. Гоцци, Дж. Баретти, бр. П. и А. Верри (см. ниже — Литературная периодика).

Крупнейшим представителем И. л. 18 в. явился К. Гольдони (1707—93), создатель нац. комедии. Смелый новатор, осуществивший реформу итал. театра, наследовавший лучшие традиции нар. комедии масок (живость, сатиричность), он решительно отбросил ее схематизм, отказался от нек-рых правил классицистич. драмы. Гольдони изложил осн. теоретич. положения своей реформы в комедии-манифесте «Комический театр» (1750) и в предисл. к первому изд. комедий (1750); его требования сводились к необходимости реалистич. воспроизведения жизни на сцене. Драматургу удалось создать блестящие реалистич. бытовые комедии с остро социальным конфликтом, живыми, колоритными характерами. В лучших комедиях («Слуга двух господ», 1753, «Трактирщица», 1753, «Самодуры», 1760, и др.) он смело высмеивал и представителей аристократии и разжиревших буржуа, его героем был сметливый человек из плебейской среды, носитель нар. морали. Драматургия Гольдони — одно из ярчайших достижений просветит. реализма в европ. лит-ре. Противником Гольдони выступил блестящий драматург К. Гоцци (1720—1806). Он видел в Гольдони не только идеолога буржуазии, но и разрушителя традиций нац. театра, высшим достижением к-рого Гоцци считал комедию масок, хотя и деградировавшую в 18 в., но сохранившую живое нар. начало. В этом Гоцци был отчасти прав, и потому его «Сказки для театра» (1761—65), где элементы нар. итал. и вост. сказок сочетаются с сатирой на современность и с характерными чертами комедии масок, имели огромный успех. Однако Гоцци недооценил прогрессивность борьбы Гольдони за реализм.

Идейным последователем Гольдони был Дж. Парини (1729—99), оды к-рого — яркая сатира на аристократич. общество с его развращенностью и пустотой. Лучшее произв. Парини — поэма «День» (1—2 чч., изд. 1763—65; 3—4 чч., изд. 1801—04), где изобличается социальное неравенство. В худож. прозе 18 в. выделяются описания путешествий в «Интимных письмах...» Баретти.

© 2000- NIV