Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия
Литература эпохи Возрождения (14—16 вв.).

Литература эпохи Возрождения (14—16 вв.).

Эпоха Возрождения началась в Италии раньше, чем в других странах, подготовленная здесь интенсивным экономич. развитием городов, оживленными торг. связями с др. странами, внутриполитич. борьбой, общим ростом светской культуры. И. л. развивалась неравномерно, ее осн. центр в 14 в. — Флоренция; в целом она во многом еще носила ср. -век. характер, хотя гуманистич. мировоззрение уже утверждали лучшие ее представители. Антисословность, жизнерадостное свободомыслие, высокое представление о возможностях человеческой личности, интерес к ее внутреннему миру связаны с увлечением античностью, не знавшей аскетизма. Античность, к-рая в Италии лучше сохранилась, чем в других странах, стала опорой нового мировоззрения. Поэт Ф. Петрарка (1304—74) — первый подлинный знаток античности, родоначальник лирики Возрождения. В поэме (на лат. яз.) «Африка» он пытался возродить римский эпос, но мировую славу ему принес стихотв. сб. «Канцоньере», где воспевается земная любовь к Лауре и тонко выявлены оттенки любовного чувства. Большое место занимает в сонетах и канцонах Петрарки описание природы как фона для его переживаний. Дж. Боккаччо (1313—75) в поэмах «Филострато», «Фьезоланские нимфы», «Амето» и др., написанных октавами — излюбленным нар. размером, навеянных рыцарскими романами и поэмами Овидия и Данте, в романе «Фьяметта» и особенно в сб. новелл «Декамерон» утверждает новую гуманистич. мораль, прославляет свободного, активного человека и отрицает аскетизм. «Фьяметта» — первый в европ. лит-ре психологич. роман, изображает реальную жизнь 14 в. Составляющие «Декамерон» новеллы отличаются реализмом, разнообразием действия и характеров.

Писатели 2-й пол. 14 в. сочиняли аллегорич. поэмы по образцу «Божественной комедии» (Ф. дельи Уберти и др.), писали лирич. стихи в духе поэтов «Дольче стиль нуово» и Петрарки (Ч. Ринуччини, ок. 1350—1417), новеллы под влиянием Боккаччо (Сер Джованни Фиорентино; Дж. Серкамби, 1347—1424; Ф. Саккетти, 1330—1400; новеллы последнего отличаются своим демократич. характером и яркими бытовыми зарисовками). Продолжала развиваться и близкая к нар. поэзии эпич. и «шуточная» поэзия (поэмы и сонеты А. Пуччи, ок. 1310—88) и нек-рые жанры религ. лит-ры.

В 15 в. в связи с укреплением синьорий, сменивших коммунальный строй и представлявших в зародыше абсолютистские гос-ва, культурными центрами становились дворцы правителей. Культура Возрождения стала господствующей не только во Флоренции, но и в других итал. гос-вах. Вместе с тем она частично утратила демократич. тенденции лит-ры 14 в. Идеи Возрождения получили развитие в соч. т. н. «ученых» гуманистов-филологов, философов-писателей, изучавших античность. Стремление выйти за рамки муниципального партикуляризма и создать универсальную культуру, с одной стороны, и традиция ученых, избегавших пользоваться нар. языком, с другой, — привели к тому, что произв. гуманистов создавались почти исключительно на лат. яз. и были доступны лишь узкому кругу читателей.

Первые представители этого «ученого гуманизма» — канцлеры Флорентийской республики: филолог К. Салутати (1331—1406) и историк Л. Бруни (ок. 1374—1444). Впоследствии гуманисты связали свою судьбу с княжескими дворами или папской курией; философ и литератор Дж. Ф. П. Браччолини (1380—1459), философы М. Фичино (1433—99), Л. Валла (1407—57) в своих соч. разрабатывали гуманистич. этику. Худож. произв. они создали немного: «Книга фацетий» (1452) Браччолини, «Повести о короле Фердинанде» (изд. 1521) Валла, поэмы и лирика на лат. яз. неаполитанца Дж. Понтано (1426—1503). Особняком стоял Л. Б. Альберти (1404—72) — художник, скульптор, философ и литератор, писавший не только на лат., но и на итал. языке.

На итал. яз. развивалась нар. поэзия, лирич. и эпическая, а также мистериальная драма. Так, флорентийский цирюльник Д. ди Джованни, известный под именем Буркьелло (1404—49), сочинял шуточные сонеты о происшествиях обыденной жизни и сатирич. стихи против диктатуры Медичи, за что был изгнан из Флоренции. К нар. поэзии близка и лирика венецианского патриция Л. Джустиниани (ок. 1388—1446).

Попытку сблизить «ученый гуманизм» с лит-рой на нар. языке предприняли флорентийские поэты кружка Медичи. Лоренцо Медичи (1449—92), правитель Флоренции, — автор лирич. стихов, поэм «Амбра», «Соколиная охота», где заметно подражание античным поэтам, Данте и Петрарке; писал также танцевальные и карнавальные песни, мистериальные драмы; лейтмотив его творчества — призыв наслаждаться быстротечной жизнью. Тот же мотив звучит у другого поэта кружка — А. Полициано (псевд.; наст. имя — дельи Амброджини; 1454—94), создавшего лирическую драму в форме мистерии «Орфей» (пост. 1480) — пасторального содержания на античный сюжет, а также лирику, внешне подражающую народной песне. По-настоящему удалось приблизиться к народной поэзии только Л. Пульчи (1432—84), к-рый в поэме «Большой Моргант» (1480), написанной по образцу нар. -эпич. поэм каролингского цикла, высмеивает возрождающееся при дворах рыцарство, высказывает гуманистич. идеи о свободе личности и угрожающих ей тенденциях католицизма.

В неаполитанском королевстве, кроме гуманиста Понтано, выдвинулся новеллист Т. Гуардати, известный под именем Мазуччо (ок. 1420 — ок. 1475), сб. к-рого «Новеллино» (изд. 1476) отличается одновременно антидемократич. тенденциями и антиклерикализмом; колоритность изображения сочетается с грубостью. Аристократич. атмосфера, царившая в Неаполе, где дольше сохранялись феод. традиции, определяет характер творчества Я. Саннадзаро (1456—1530); его гл. произв. — пасторальный роман «Аркадия» (1504), написанный в прозе и в стихах, оказал влияние на развитие пасторали в 16—17 вв. не только в Италии, но и за ее пределами. При княжеском дворе в Ферраре тоже развивалась гуманистич. культура. Поэт М. Боярдо (1441—94) оставил незаконч. поэму «Влюбленный Роланд», где слил тематику каролингского эпоса с мотивами бретонского куртуазного романа и возродил условный рыцарский мир. В его поэме любовь — единств. чувство, управляющее действиями героев.

16 в. знаменует собой и расцвет итал. Возрождения и его закат. До 40-х гг. лит-ра была еще проникнута принципами гуманизма, в стране установился единый лит. язык, культура Возрождения стала повсеместной, завершилось развитие лит. жанров предшествовавшей эпохи и появились новые. Во 2-й пол. века, под влиянием начавшегося экономич. и политич. упадка, приведшего к порабощению страны испанцами, общей феод. и католич. реакции, возник кризис гуманизма, и литература оскудела. Л. Ариосто (1474—1533), живший при феррарском дворе, создал жанр итал. бытовой комедии по образцу древнеримской («Шкатулка», «Подмененные», «Сводня», «Чернокнижник», «Школяры») и написал продолжение к рыцарской поэме Боярдо — поэму «Неистовый Роланд» (1516), проникнутую доверием к земной жизни, к естественной морали людей и к их неограниченным возможностям.

Среди последователей Ариосто — Т. Фоленго (1496—1544), написавший на т. н. макаронич. латыни комич. поэму антиклерикального, демократич. характера «Бальдус» (изд. 1539). Дж. Триссино (1478—1550) в период контрреформации пытался превратить этот жанр в серьезный эпический, но его поэма «Италия, освобожденная от готов» (27 книг, изд. 1547—48), проникнутая идеями католицизма, оказалась слабым подражанием «Илиаде». Л. Аламанни (1495—1556) и Б. Тассо (1493—1569), сочетая рыцарскую тематику и античную форму, писали поэмы, прославлявшие рыцарство и католицизм.

Вслед за Ариосто бытовую комедию развивали флорентиец Н. Макиавелли (1469—1527), создавший, кроме политич. соч., комедию характеров «Мандрагора», остроумно высмеивающую ханжество монаха и тупость ученого педанта, и П. Аретино (1492—1556), создатель памфлетов против светских и духовных властителей. В его комедиях «Придворная жизнь» (1534) и «Лицемер» (1542) содержатся сатирич. выпады против папской курии и духовенства; его трагедия «Горация» (1546) — одно из первых произв. в стиле классицизма.

После Макиавелли и Аретино сатирич. мотивы в комедиях начинают исчезать, а прогрессирует комедия интриги на основе сюжетов из новелл (Б. Довици, известен в лит-ре под именем Биббиена, 1470—1520; А. Ф. Граццини, по прозвищу Ласка, 1503—84, и др.). Лучшая комедия — «Подсвечник» (1582) философа Дж. Бруно (1548—1600); в ней показано общее падение нравов итал. об-ва, всеобщая погоня за деньгами, имеются живые характеры «чернокнижника», алхимика и невежеств. горожан. А. Беолько (известен под именем Рудзанте; 1502—42) писал фарсы из нар. жизни.

Появляется новый театр. жанр, связанный с уличными представлениями, — импровизированная комедия масок (т. н. комедия дель арте), не имеющая написанного текста. Другие жанры итал. драматургии — трагедия, пасторальная драма. Отсутствие общенациональной политической жизни привело к тому, что трагедия не ставила здесь больших проблем. Триссино и его школа следовали греческим драматургам, Дж. Джиральди Чинтио (1504—73) и его последователи, вдохновляясь Сенекой, создали жанр «кровавой» трагедии, где нагромождение преступлений заменяло драматич. конфликт. Пасторальная драма, развивавшаяся при дворах, представляет соединение комедийной интриги и содержания, заимствованного в значит. мере из «Аркадии» Саннадзаро, напр. «Верный пастух» (пост. 1590) Б. Гварини (1538—1612).

Худож. проза 16 в. представлена сочинением Б. Кастильоне (1478—1529) «Придворный», в к-ром воплощен идеал всесторонне развитого человека из аристократич. круга, колоритными мемуарами Б. Челлини (1500—71) и новеллистикой, продолжающей традиции Боккаччо (новеллы А. Фиренцуолы, 1493—1543, и Граццини) и в то же время приобретающей новые черты: в ней постепенно исчезают антиклерикализм и антисословность, появляются сентиментально-мелодраматич. мотивы (М. Банделло, ок. 1485—1561) и католич. настроения (Джиральди Чинтио), новелла превращается в сказку (Дж. Страпарола).

Лирику представляли возглавляемые филологом и поэтом П. Бембо (1470—1547) эпигоны Петрарки: поэты А. Каро (1507—66), Л. Тансилло (1510—68), Витториа Колонна (1490—1547), Гаспара Стампа (между 1520—25 — ум. 1554) и др. Увлечение приемами Петрарки приводит к однообразию. Среди петраркистов выделялся знаменитый скульптор Микеланджело Буонарроти (1475—1564), в чьих стихах звучали гражд. мотивы. Противники петраркистской поэзии сочиняли сатирич. стихи, направленные против папской курии, и шуточные, пародирующие петраркистов (Ф. Берни, ок. 1497—1535). Особое место занимала философ. лирика Дж. Бруно, в к-рой звучит пафос познания Вселенной.

Тенденция светских и духовных властей к регламентации лит-ры отражает общее наступление на гуманистич. свободу творчества. Во 2-й пол. 16 в. развивается филология и эстетич. теория (Бембо; П. Веттори, 1499—1585; Л. Кастельветро, 1505—71, в «Поэтике» к-рого мн. внимания уделяется канонам эпич. поэзии, и др.). Последний великий поэт Возрождения Т. Тассо (1544—95) ощущал трагич. противоречие между близкими ему гуманистич. принципами Возрождения и религ. -аскетич. идеологией католич. церкви. В пасторальной драме «Аминта» (1573) еще звучал гуманистич. мотив о всемогуществе земной любви. Поэма «Освобожденный Иерусалим» (1575) представляет собой эпопею о крестовом походе 11 в. Написанная в связи с борьбой против турок и выражающая стремление противопоставить индивидуализму пафос нац. долга, поэма Тассо под влиянием католич. реакции становится религиозной; проповедь аскетизма во имя торжества христ. церкви противоречит гуманизму, к-рым вдохновлены лишь отд. эпизоды поэмы, изображающие чувств. земную любовь.

© 2000- NIV