Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия
Литературная периодика.

Литературная периодика.

Оживление политич. и культурной жизни Италии во 2-й пол. 18 в. породило развитие журналистики. Для распространения идей Просвещения большое значение имели: «Gazzetta Veneta» («Венецианская газета», 1760—62), изд. Г. Гоцци, а также его «Osservatore» («Наблюдатель», 1761); журн. «La Frusta letteraria» («Литературный бич», 1763—65), изд. Дж. Баретти в Венеции, и его «Discorsi» («Беседы», 1765) в Анконе; миланский журн. «Caffè» («Кафе», 1764—66) братьев П. и А. Верри. В нач. 19 в. теоретич. основы итал. романтизма заложил журн. «Conciliatore» («Примиритель», или «Посредник», 1818—19), изд. в Милане группой революц. литераторов во главе с С. Пеллико. Журнал вел острую полемику с реакц. журн. «Biblioteca italiana» («Итальянская библиотека»), осн. в 1816 Дж. Ачерби под покровительством Австрии и защищавшим принципы классицизма. Лит. -библиографич. журналы «Indicatore genovese» («Генуэзский указатель», 1828—29, осн. Дж. Мадзини) и «Indicatore livornese» («Ливорнский указатель», 1829, осн. Дж. Мадзини и Ф. Д. Гверрацци) пропагандировали нац. -освободит. идеи Рисорджименто. Выходившие в период Рисорджименто лит. журналы романтич. направления («Politecnico» — «Наука и искусство», 1839—45 и 1860—68; «Antologia italiana» — «Итальянская антология», 1846—48; «Rivista contemporanea di scienze, lettere, arti, teatro» — «Современное обозрение», 1853—54, Турин, и др.) сочетали полемику против классич. иск-ва с борьбой за нац. освобождение.

После объединения Италии наиболее крупными лит. изданиями являлись журн. «Propugnatore» («Борец», 1868—93), изд. Ф. Дзамбрини, а затем Дж. Кардуччи в Болонье, и осн. В. Берсецио в Турине «Gazzetta letteraria» («Литературная газета», 1865—80). В Турине же изд. с 1883 «Giornale storico della letteratura italiana» («Журнал истории итальянской литературы»), под ред. Ф. Новати и Р. Реньера.

Значит. роль в лит. развитии Италии 1-й четв. 20 в. сыграли изд. преим. во Флоренции лит. журналы различных школ и направлений. Определяющее значение имел журн. «Voce» («Голос», в 1908—14 руководимый Дж. Преццолини, в 1914—16 — Дж. Де Робертисом), объединявший писателей разных направлений под лозунгом безразличия интеллигенции к политике: это обезоружило позже итал. культуру перед лицом фашизма. Лишь в период 1914—16 «Voce» выступил против воинств. национализма в лит-ре. Большим влиянием пользовался изд. Б. Кроче в Неаполе журн. «La critica» («Критика», 1903—44), распространявший философско-эстетич. и историко-лит. концепции Кроче. Журн. «Convito» («Пир», 1895—1907), вокруг к-рого группировались писатели круга Д’Аннунцио, проповедовал аристократич. эстетство, культ сверхчеловека. Журн. «Leonardo» («Леонардо», 1903—07, осн. А. Де Бозис) был противником идей Д’Аннунцио и выступал одновременно против натурализма и позитивизма. Органами футуристов являлись журн. «Poesia» («Поэзия», Милан, 1905—09) и «Lacerba» (изд. 1913—15 Дж. Папини и А. Соффичи), проповедовавшие анархич. нигилизм и национализм.

Журн. «La Ronda» («Патруль», 1919—22), изд. при участии Р. Баккелли, борясь против футуризма за возвращение к классич. итал. традиции, пытался держаться вне политики, проповедовал «свободу искусства». Модернист. журн. «Novecento» («Двадцатый век», 1926—29) боролся за «европеизацию» итал. культуры в авангардистском духе. Орган марксист. мысли еженедельник «L’ordine Nuovo» («Новый строй», 1919—22), созданный А. Грамши, выступал против этого традиционного для итал. бурж. культуры отрыва от политич. жизни, пропагандировал прогрес. лит-ру. Издававшийся П. Гобетти орган либеральной интеллигенции «Rivoluzione liberale» («Либеральная революция», Турин, 1922—25) выступал за демократизацию итал. культуры. После закрытия этих журналов борьбу за новую культуру вел орган Итал. компартии — газ. «Unità» (1924—26. В 1926—44 выходила нелегально). В период фашизма журн. «Solaria» («Солярий», 1926—36, руководитель А. Кароччи) пытался продолжать итал. лит. традицию, боролся против фашист. демагогии, обращался к социальным проблемам. Прогрес. лит. журн. «Campo di Marte» («Марсово поле», изд. -во Флоренции при участии В. Пратолини) был запрещен по приказу Муссолини.

В совр. Италии проблемам лит-ры уделяют большое внимание ежедневные газеты, обществ. -политич. еженедельники, а также массовые иллюстрир. журналы. В газ. «Unità» существует постоянный лит. отдел, в прогрес. газ. «Paese Sera» («Страна вечером») — лит. приложение. Последовательно освещают лит. проблемы теоретич. журн. ИКП «Rinascita» («Возрождение»), популярный журн. «Vie nuove» («Новые пути»).

Еженедельная лит. газ. «Fiera letteraria» («Литературный базар») формально считается органом синдиката писателей, однако находится под влиянием клерик. кругов и занимает реакц. позиции в культуре. Целиком посвящен проблемам лит-ры и иск-ва ежемесячный прогрес. журн. «Il Contemporaneo» («Современник»), изд. в Риме с 1954; в 1964 стал лит. приложением к «Rinascita».

Во Флоренции выходит лит. -критич. журн. «Belfagor» («Бельфагор»), осн. прогрес. литературоведом Л. Руссо; журн. «Ponte» («Мост», Флоренция) посвящен лит-ре и иск-ву. В Милане изд. журн. «Letture» («Чтение»), в Риме — «Nuovi argomenti» («Новые аргументы»). В Неаполе — «Le ragione narrative» («Проблемы прозы»). Вопросы драматургии освещают журн. «Dramma» («Драма», Турин) и «Sipario» («Занавес», Милан). Продолжает выходить в Риме журн. «Nuova antologia» («Новая антология»), осн. еще в 19 в. Проблемы сов. науки и культуры, культурные связи между Италией и СССР освещают журн. «Realta sovietica» («Советская действительность») и «Rassegna sovietica» («Советское обозрение»). Историко-лит. журн.: «Rassegna della letteratura italiana» («Обозрение итальянской литературы», Флоренция) и «Giornale storico della letteratura italiana» («Журнал истории итальянской литературы», Турин). Органом Европ. сообщества писателей является журн. «Europa letteraria» («Литературная Европа»).

Лит. -библиографич. издания: «Italia che scrive» («Пишущая Италия», Рим) и «Libri e riviste d’Italia» («Итальянские книги в журналы», Рим).

Лит.: Общие обзоры. Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 3—4, СПБ, 1908—09; Гаспари А., История итал. лит-ры, т. 1—2, М., 1895—97; Грамши А., Избр. произв., т. 1—3, М., 1957—59; Де Санктис Ф., История итал. лит-ры, т. 1—2, пер. с итал., под ред. Д. Е. Михальчи, М., 1963—64; Кардуччи Д., Очерк развития нац. лит-ры в Италии, Х., 1896; Оветт А., Итал. лит-ра, М., 1922; Bargellini P., Pian dei giullari. Panorama storico della letteratura italiana, v. 1—12, [Firenze, 1960—63]; Cappuccio C., Storia della letteratura italiana, 3 ed., Firenze, [1955]; Croce B., La letteratura italiana, v. 1—4, Bari, 1956—60; D’Amico S., Storia del teatro drammatico, v. 1—4, Mil. — Roma, 1939—40; Flora F., Storia della letteratura italiana, v. 1—5, Verona, 1957; Gramsci A., Letteratura e vita nazionale, Torino, 1950; Pompeati A., Storia della letteratura italiana, v. 1—4, Torino, 1944—50; Problemi ed orientamenti critici di lingua e di letteratura italiana, a cura di A. Momigliano, v. 1—4, Mil., 1948 — [1949]; Russo L., Storia della letteratura italiana, Firenze, 1957; Salinari C., Storia popolare della letteratura italiana, Roma, 1962; Sapegno N., Compendio di storia della letteratura italiana, v. 1—3, Firenze, 1960.

Библиографические указатели. Cestrone P., La critica del romanzo italiano dopo Raya. Saggio bibliografico, 1950—1960, Roma, 1961; Mazzamuto P., Rassegna bibliografico-critica della letteratura italiana, 3 ed., Firenze, 1956; Puppo M., Manuale bibliografico-critico per lo studio della letteratura italiana, Genova, 1954; Ramat R., Orientamento bibliografico per lo studio della letteratura italiana, Roma, 1954; Turri V., Dizionario storico della letteratura italiana, nuova ed., Torino, [e. a., 1959].

Литература об отдельных периодах. Средневековая литература и литература эпохи Возрождения. Буркхардт Я., Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1—2, СПБ, 1904—06; Дживелегов А. К., Начало итал. Возрождения, 2 изд., М., 1925; его же, Очерки итал. Возрождения, М., 1929; его же, Итал. нар. комедия, 2 изд., М., 1962; Корелин М., Ранний итал. гуманизм и его историография, т. 1—4, СПБ, 1914; Розанов М. Н., Эпоха Возрождения, ч. 1—2, М., 1913; Bertoni G., Poesie, leggende, costumanze del medio evo, Modena, 1927; его же, Il Duecento, 3 ed., Mil., 1960; Croce B., Poesia popolare e poesia d’arte, Bari, 1957; его же, Poeti i scrittori del pieno e del tardo Rinascimento, [2 ed.], Bari, 1958; Fubini M., Studi sulla letteratura del Rinascimento, Firenze, 1948; Garin E., L’umanesimo italiano, Bari, 1952; Ramat R., Per la storia dello stile rinascimentale, Messina — Firenze. [1953]; Rossi V., Il Quattrocento, Mil., 1953; Russo L., Ritratti e disegni storici. Serie terza. Stui sul Due e Trecento, Bari, 1951; Sapegno N., Il Trecento, 2 ed., Mil., 1960,

Toffanin G., Storia dell’umanesimo, v. 1—3, Bologna, 1952; его же, Il Cinquecento, 6 ed., Mil., 1960; Viscardi A., Le origini della tradizione letteraria italiana, Roma, 1950.

Литература 17—18 веков. Croce B., La letteratura italiana del Settecento, Bari, 1949; его же, Storia dell’età barocca in Italia, Bari, 1957; Galletti A., Le teorie drammatiche e la tragedia in Italia nel secolo XVIII, Cremona, 1901; Salza A., La lirica dall’Arcadia ai tempi moderni, Mil., [1905—11]; Toffanin G., L’Arcadia. Saggio storico, Bologna, 1946; Ulivi F., Settecento neoclassico, [Pisa, 1957].

Литература периода Рисорджименто. Потапова З. М., Итал. лит-ра Рисорджименто в России 60-х гг. XIX в., в сб.: Из истории лит. связей XIX в., М., 1962; Binni W., Preromanticismo italiano, 2 ed., Napoli, 1959; Citanna G., Il romanticismo e la poesia italiana (dal Parini al Carducci), Bari, 1935; De Sanctis F., La letteratura italiana nel secolo XIX, v. 1—2, [Torino], 1953—62 (De Sanctis F., Opere, 6—7); Laini G., Il romanticismo europeo, v. 1—2, Firenze, 1959; Magnino B., Storia del romanticismo, Mazara, [1950]; Rota E., Le origini del Risorgimento (1700—1800), 3 ed., pt 1—2, Mil., 1948.

Литература периода 1870—1918. Де-ла-Барт Ф. Г., Критич. очерки по итал. лит-ре 2-й пол. 19-го столетия, К., 1906; Иванов М. М., Очерки совр. итал. лит-ры, СПБ, 1902; Arrighi P., La poésie vériste en Italie, P., 1937; его же, Le vérisme dans la prose narrative italienne, P., 1937; Binni W., La poetica del decadentismo italiano, Firenze, 1949; Borlenghi A., Fra ottocento e novecento, [Pisa, 1955]; Croce B., La letteratura della nuova Italia, v. 1—6, Bari, 1914—40; Flora F., Dal romanticismo al futurismo, Mil., 1925; Salinari C., Miti e coscienza del decadentismo italiano, Mil., [1960].

Литература в период между двумя мировыми войнами. Современная литература. Потапова З. М., Неореализм в итал. лит-ре, М., 1961; Рубцова Г. В., Совр. итал. лит-ра, Л., 1929; Apollonio M., Letteratura dei contemporanei, Brescia, 1956; Falqui E., Prosatori e narratori del Novecento italiano, Torino, 1950; его же, Novecento letterario, Firenze, 1957; Fernandez D., Le roman italien et la crise de la conscience moderne, P., 1958; Guarnieri S., Cinquant’ anni di narrativa in Italia, Firenze, 1955; Paoluzi A., La letteratura della Resistenza, Firenze, 1956; Pullini G., Il romanzo italiano del dopoguerra, Mil., 1961; Salinari C., La questione del realismo. Poeti e narratori del novecento, Firenze, 1960; Scaramucci I., Romanzi del nostro tempo, [Brescia, 1956]; Solmi S., Scrittori negli anni. Saggi e note sulla letteratura italiana del’ 900, [Mil., 1963].

Н. Г. Елина (Средневековая лит-ра, Лит-ра эпохи Возрождения, Лит-ра периода 1870—1918, Библиография);

З. М. Потапова (Лит-ра в период между двумя мировыми войнами, Совр. лит-ра, Лит. периодика, Библиография);

Г. В. Рубцова (Лит-ра 17—18 веков, Лит-ра периода Рисорджименто, Библиография).

© 2000- NIV