Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия
Литература в период между двумя мировыми войнами.

Литература в период между двумя мировыми войнами.

Участие Италии (1915—18) в 1-й мировой войне привело к резкому размежеванию сил и направлений в лит-ре. Уже в годы войны стали появляться правдивые произв. о жестокости кровавой бойни: сб. стихов К. Альваро (1895—1956) «Поэзия в хаки» (1917); «Солдатские песни» (1918) П. Жайе. В послевоен. годы ряд книг отразил гибель идеалистич. иллюзий о войне, разочарование в послевоен. мире («Кобилек» Соффичи; «Со мной и с альпийскими стрелками» Жайе; роман «Рубэ», 1921, Дж. А. Борджезе, 1882—1952). В романе И. Свево «Сознание Дзено» (1923) происходит отход от внешнего, реального мира, самонаблюдение доведено до крайних пределов; успех романа в 20-е гг. характерен для духовных блужданий итал. интеллигенции, к-рая в эту эпоху обострения революц. ситуации, а затем нарастания фашист. опасности пыталась остаться в стороне от схватки, вне политики. Именно такова была позиция журн. «La Ronda» («Патруль», 1919—22), осн. группой из семи писателей, в т. ч. Э. Чекки (р. 1884), Р. Баккелли (р. 1891), В. Кардарелли (1887—1959), А. Бальдини (р. 1889). «Рондисты», провозглашая возврат к классич. итал. традиции, проповедовали обособление лит-ры, замкнутость художника в «индивидуальную свободу мысли», возврат к «вечным темам». Творчество «рондистов», за исключением Баккелли, трактовавшего в историч. романах судьбы нации и человечества с позиции католич. фатализма (трилогия «Мельница на По», 1938—40), свелось к фрагментаристским книгам путешествий у Чекки, автобиографич. «этюдам» у Кардарелли, эссе у Бальдини.

Против этого традиционного для итал. бурж. культуры отрыва от политич. и социальной жизни выступало левое крыло итал. интеллигенции во главе с А. Грамши (1891—1937), боровшееся за новую демократич. культуру и лит-ру и в годы подъема рабочего движения (1919—20), и в период нарастания фашист. реакции (1922—26), вплоть до т. н. «чрезвычайных законов» (1926), ликвидировавших всю легальную левую прессу в Италии. Еженедельник «L’ordine Nuovo» («Новый строй», изд. с мая 1919 до конца 1922), созданный Грамши как орган марксист. мысли, носил подзаголовок: «Обозрение социалистической культуры». П. Тольятти, ведший в журнале рубрику «битва идей», пропагандировал лит-ру, которая выражает чаяния рабочего класса и опыт демократич. интеллигенции Европы. После закрытия журнала ту же борьбу за новую прогресс. культуру вел орган Итальянской компартии «Unità» (1924—26). Тесно сотрудничал с коммунистами П. Гобетти (1901—26), антифашист, публицист, к-рый издавал в 1922—25 в Турине еженедельник «Rivoluzione liberale» («Либеральная революция»). Гобетти был театр. критиком в «L’ordine Nuovo», а Грамши сотрудничал в «Rivoluzione liberale». Содружество Гобетти с Грамши привело к сближению итал. марксистов с лучшими силами либеральной интеллигенции.

После установления фашист. диктатуры (1922), разгрома демократич. институтов, в обстановке непрекращавшегося террора против ИКП итал. интеллигенция лишилась идейного руководства. Лишь после окончания 2-й мировой войны итал. общественность познакомилась с работами Грамши, созданными в заключении. В его «Тюремных тетрадях» (изд. с 1947) большое место занимают литературоведч. работы («Литература и национальная жизнь»), в к-рых выдвинуто понятие нац. нар. лит-ры, тесно связанной с важнейшими проблемами нац. жизни. Грамши разрабатывает вопрос создания новой интеллигенции в стране в связи с подъемом демократич. движения, решает проблему соотношения классич. традиции с совр. лит. развитием и др. Эстетич. наследие Грамши играет все большую роль в развитии совр. прогрес. И. л.

Фашизм как реакц. идеология не мог создать худож. ценностей; лишь немногие литераторы поддались фашист. демагогии (напр., К. Малапарте, 1898—1957, восхвалявший в 20-е гг. «историческую миссию» фашизма). Двадцать лет диктатуры привели к отрыву И. л. от социальной тематики, от нац. реалистич. традиций. Большинство писателей, не принимавших фашизма, уходили в «чистое искусство». В прозе господствовала школа фрагментаризма, возникшая в начале века. Иллюзорным бегством от фашист. риторики, от ненавистной действительности был т. н. магический реализм (realismo magico) М. Бонтемпелли (1878—1960), сочетавшего фантастику, галлюцинацию с реалистич. конкретностью детали, смещая тем самым действит. закономерности, приравнивая невероятное к обыденному (сб. «Женщина на солнце и прочие идиллии», 1928; роман «Люди во времени», 1937). Бонтемпелли изд. в 1926—29 журн. «Novecento» («Двадцатый век»), провозглашая в нем принцип «европеизма» и «новечентизма», к-рый сводился к «освобождению» от действительности силой творч. фантазии. В поэзии 20—30-х гг. господствовал герметизм. Осн. его мотивы — одиночество (Дж. Унгаретти, р. 1888, сб. «Заброшенный порт», 1916), трагич. ощущение мира и безысходное отчаяние (Э. Монтале, р. 1896, сб-ки «Раковины каракатиц», 1925, «Случайности», 1939), лирич. меланхолия, находящая выражение в поэтич. созерцании (У. Саба, 1883—1957, сб. «Песни», 1921).

В трудном борении с модернистскими аполитичными тенденциями в И. л. этого периода все же жила и развивалась реалистич. традиция. Она воплощалась в творчестве литераторов антифашист. эмиграции: Дж. Джерманетто (1885—1959), «Записки цирюльника» (1930); Тереза Ноче, «Юность, лишенная солнца» (1938); А. Уголини (1896—1954), сб. рассказов «Фонарь» (1934). В самой Италии стремление к реалистич. воспроизведению действительности проявлялось в эти годы в творчестве наиболее талантливых и самобытных писателей. Так, Альваро обратился к изображению жизни крестьян Юга («Люди из Аспромонте», 1930), продолжая традицию веризма. А. Моравиа (р. 1907) выступил в 1929 с психологич. романом «Равнодушные», в к-ром клеймил духовную опустошенность, утрату моральных ценностей в среде молодого поколения буржуазии, воспитанного фашизмом. В произв. 30-х гг. Моравиа разоблачал приспособленч. мораль, изломанный духовный мир бурж. интеллигента (сб-ки рассказов «Обман», 1937, «Сны лентяя», 1940, и др.). В творчестве Ф. Йовине (1902—50) реалистически отразилась драма итал. интеллигента, не нашедшего смысла жизни (роман «Непостоянный человек», 1934). Вышедший в том же году роман К. Бернари (р. 1909) «Трое рабочих» был лит. оппозицией фашизму вследствие самой тематики и выбора героев. Бернари и Йовине подверглись нападкам. Испытала гонения и диалектальная лит-ра, в к-рой сохранялись нар. реалистич. и свободолюбивые традиции. Выдающимся явлением было творчество драматурга, режиссера и актера Р. Вивиани (1888—1950); в 20—30-е гг. он создал реалистич. комедии, построенные на острых социально-психологич. конфликтах («Рыбаки», 1924, «Последний уличный бродяга» и «Лжебандит», 1932, «Хозяева лодок», 1937, «Каменщики», 1942, и др.). Театр Вивиани был тесно связан с массовым демократич. зрителем, его герои — люди из народа.

Нарастание сил междунар. антифашист. фронта привело к подъему демократич. движения в Италии в конце 30-х гг. Это сказалось и в лит-ре. Поворотом к нар. тематике были книги Э. Витторини (р. 1908): повесть «Эрика» (написана в конце 30-х гг., опубл. 1956), а также «Беседы на Сицилии» (написаны в 1936—41), где в условно-аллегорич. форме выражен протест против воен. авантюр фашизма. Острой сатирой на фашист. диктатуру явился роман Моравиа «Маскарад» (1941). В произв. Ч. Павезе (1908—50) звучала тема одиночества интеллигента, стремление влиться в сообщество трудового люда (рассказы и повести 1936—40). В творчестве Малапарте 30-х гг. нарастает критико-сатирич. линия, завершившаяся в романе «Капут» (1944) острым разоблачением нацистских преступлений во время 2-й мировой войны.

© 2000- NIV