Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия
Литература периода 1870—1918.

Литература периода 1870—1918.

Революц. -романтич. направление в И. л., отражавшее движение Рисорджименто, завершилось творчеством Р. Джованьоли (1838—1915). Его роман «Спартак» (1874) проникнут революц. пафосом, но в нем силен и момент бытописательства. Продолжал творить Кардуччи (сб-ки «Ямбы и эподы», 1867—79, «Новые стихи», 1861—87); его школа стремилась возродить классицизм: поэты С. Феррари (1856—1905), Дж. Марради (1852—1922), Г. Маццони (1859—1943). Одновременно писали поэты, развивавшие традиции романтизма, ставившие философ. проблемы: М. Раписарди (1844—1912) и А. Граф (1848—1913). В целом, однако, романтизм с его дидактич. направленностью и идеализацией действительности начал вырождаться в связи с разочарованием, постигшим передовую интеллигенцию после объединения страны и превращения ее в бурж. монархию.

Ведущее течение в прозе после 1870 — веризм возник в результате стремления писателей реалистически отобразить совр. социальную действительность. В это время на И. л. оказывали влияние позитивизм и натуралистич. теория, приверженцем к-рой был в Италии писатель и критик Л. Капуана (1839—1915) и отчасти критик Ф. Де Санктис (1817—83), автор «Истории итальянской литературы», стремившийся связать лит-ру с социальными, политич., религ. и нравств. идеями об-ва в его историч. развитии. В противовес вырождавшемуся романтизму с его дидактич. направленностью, веристы уделяли внимание темным сторонам социальной жизни, изображая крест. и гор. бедноту. Несмотря на известную ограниченность, веристы сыграли в истории И. л. важную роль: они реалистически показали повседневную жизнь «маленьких людей» в ее глубоких противоречиях. Изображая быт и нравы различных итал. провинций, веристы широко использовали разговорную речь и местные диалекты и создали т. н. региональную лит-ру, стиль к-рой далек от книжного языка романтиков.

Самый крупный представитель веризма — Дж. Верга (1840—1922) в лучших новеллах (сб-ки «Жизнь полей», 1880, «Сельские новеллы», 1883, и др.), романах («Семья Малаволья», 1881, и др.) и драмах («Сельская честь», 1884, и др.) изображает жизнь сицилийской деревни. Верга высмеивает духовенство, мелкое дворянство, чиновничество и сельских богатеев, жалеет нищих рыбаков и крестьян, показывает их честность, глубину переживаний. Роль физиологии в человеч. жизни подчеркивалась в произв. Капуаны (роман «Джиачинта», 1879). Чисто бытовые очерки с сентимент. окраской писал о тосканских крестьянах Р. Фучини (1843—1921). В творчестве Матильды Серао (1856—1927), описывавшей неаполитанский быт (очерки «Чрево Неаполя», 1884, роман «Страна изобилия», 1891), сильны сентимент. -филантропич. мотивы, а в психологич. романах писательницы Г. Деледды (1871—1936), посвященных Сардинии, ее нравам и природе, звучит то тема рока, то католич. мистицизм («Элиас Портолу», 1903, «Дорога зла», 1906).

Веристы Верга, Капуана, Дж. Джакоза (1847—1906), М. Прага (1862—1929), Р. Бракко (1862—1943), Дж. Роветта (1851—1910) и др. создали бытовой театр, с к-рым связана и диалектальная драматургия Дж. Галлины (1852—97) и др. В веристских драмах преобладает семейная и любовная тематика, в них выводятся т. н. средние люди, с их мелкими страстями и пороками (исключение составляют драмы Верги).

Веризм оказывал влияние на поэтов разных направлений: на О. Гуэррини (псевд. — Л. Стеккетти; 1845 —1916), автора сб. стихов о любви и смерти в духе Ш. Бодлера; на гуманистич. и социальную поэзию Дж. Чена (1870—1917), на поэзию Ады Негри (1870—1945), начавшую с народнич. стихов и примирившуюся впоследствии с фашизмом; на поэтов Ч. Паскарелла (1858—1940) и С. Ди Джакомо (1860—1934), писавших лирич. стихи на диалектах.

К веризму примыкал и писатель-социалист Э. Де Амичис (1846—1908); в его сентимент. повестях, проникнутых просветит. идеями, — «Сердце» (1886), «Роман учителя» (1890) и др. — утверждаются демократич. и гуманистич. идеалы. Они лежат в основе всемирно известной сказочной повести Коллоди (псевд.; наст. имя — К. Лоренцини; 1826—90) «Приключения Пиноккио» (1880), исполненной юмора и написанной живым разговорным языком. Отходит от веризма И. Свево (псевд.; наст. имя — Э. Шмиц; 1861—1928), к-рый в ранних романах «История одной жизни» (1892) и «Старость» (1898) описывает среду мелких служащих в духе Г. Флобера и отчасти Э. Золя, дает углубленный психологич. анализ.

В конце 19 в. в И. л. возникли декадент. течения. Один из главных представителей неоромантизма — А. Фогаццаро (1842—1911) — автор романа «Старый маленький мирок» (1895) и др. Романтич. идеализация католич. деятелей сочеталась в его произв. с веристским бытописанием. Лирика неоромантич. поэта Дж. Пасколи (1855—1912), воспевающая природу, скромную сел. жизнь и простые человеч. чувства, а также воскрешающая античность, окрашена в мистич. тона и приближается к символизму (сб-ки «Тамариск», 1891, «Песни Кастельветро», 1903, «Застольные песни», 1904). От политич. стихов, проникнутых расплывчатым христ. гуманизмом, Пасколи перешел к воспеванию историч. славы Италии: «Италийские поэмы», «Песни короля Энцио» (1908—11); в его публицистике зазвучали даже шовинистич. ноты. Наряду с лирикой Пасколи, поэтизирующей обыденную жизнь и изображающей тонкие душевные переживания, возникали лит. течения, непосредственно связанные с империалистич. развитием Италии и распространением ницшеанства. Среди них — творчество А. Ориани (1852—1909), переходное от веризма к декадансу; писателя-декадента Г. Д’Аннунцио (1863—1938), стихи, драмы и романы к-рого отличает эстетский и эгоистич. гедонизм (роман «Наслаждение», 1889), прославление ницшеанского «сверхчеловека» (роман «Триумф смерти», 1894, трагедия «Корабль», 1908); писатель выступал с откровенно милитаристскими соч. в духе фашизма, к к-рому рано примкнул (прозаич. произв. «Ноктюрн», 1921, и др.). Его аффектированный стиль и проблематика оказали влияние на писателей Э. Москино, Г. Да Верона (1881—1939) и др.; часть их группировалась вокруг журн. «Convito» («Пир», 1895—1907), изд. поэтом А. Де Бозисом (1863—1924).

Дж. Папини (1881—1956) от крайнего анархизма в автобиографич. повести «Конченный человек» (1912) пришел впоследствии к фашизму. Папини сотрудничал в лит. журналах нач. века, был одним из организаторов журн. «Lacerba» (1913—15), отвергавшего идейные ценности прошлого и призывавшего к участию в создании сильного империалистич. гос-ва. Вокруг журн. «Lacerba», ратовавшего за вступление Италии в войну, группировались футуристы; это реакц. течение возникло в 1909, возглавлял его Ф. Т. Маринетти (1876—1944), к-рому принадлежат манифесты футуристов, поэмы, пьесы, роман «Футурист Мафарка» (1909), прославляющий насилие и войну. В основе творчества Маринетти и др. футуристов лежал истеричный антигуманизм, подготавливавший идеологию фашизма. Изгоняя из лит-ры человека и разум, футуристы делали героями машины или людей, наделенных звериными инстинктами, провозглашали войну естеств. состоянием человечества. Футуристы создали свой «алогичный» стиль, они разрушали синтаксис, сводили морфологию к простым формам и разлагали худож. образ.

Как реакция против риторики Д’Аннунцио в конце 900-х гг. возникло течение т. н. сумеречной поэзии и драматургии, отразившее страх интеллигенции перед развитием антигуманистич. теорий, идеологически подготавливавших войну. Поэты Г. Гоццано (1883—1916; сб. «Беседы», 1911), С. Кораццини (1886—1907), М. Моретти (р. 1885), Ф. М. Мартини (1886—1931) и др., следуя за Пасколи, воспевали обыденную жизнь и стремились к безыскусственности. Но их поэзия, проникнутая меланхолией и иронией, утверждала, что жизнь пуста и бесцельна, и потому их стихи лишены настоящих мыслей и чувств. В сумеречной драматургии (Мартини и др.), где изображается тихая провинц. жизнь, действие развивается медленно, большую роль играет подтекст, к-рый должен помочь раскрыть психологию слабых и инертных героев. Между сумеречной драматургией и театром Д’Аннунцио колеблется С. Бенелли (1877—1949), изображающий то скромных маленьких людей, живущих в совр. обществе, то ницшеанских героев.

Большое влияние на развитие И. л. 900-х гг. оказал критик-философ Б. Кроче (1866—1952). Полемизируя с позитивистской и католич. критикой, а также с иррационализмом декадентов, Кроче стремился дать точный анализ произв.; в то же время он отрывал лит-ру от социальной действительности, рассматривая ее как форму некоей абстрактной вневременной красоты. Под влиянием Кроче находился Дж. Преццолини (р. 1882), основатель журн. «Voce» («Голос», 1908—16). Этот лит. орган, ставший основным в предвоен. период, привлек не только столичных, но и провинц. писателей. В нем печатались произв. писателей-фрагментаристов А. Соффичи (р. 1879), Ш. Златапера (1888—1915), П. Жайе (р. 1884) и др., стремившихся в форме лирич. отрывков, стихотворения-дневника импрессионистски выразить свое ощущение действительности и ее кризиса.

Кризис традиц. морали и трагедию «маленьких людей» в совр. мире с наибольшей остротой показал Л. Пиранделло (1867—1936), на к-рого оказали влияние веристские произв. с их демократичностью и идеалистич. философ. учения нач. века. Считая, что художник должен обнажать сущность жизни, срывать с людей «маски», Пиранделло прибегал для этого к приему гротеска. Хотя творчество Пиранделло и ограничено по своей тематике, оно проникнуто гуманизмом, а его лучшие новеллы, романы («Покойный Маттиа Паскаль», 1904, и др.) и драмы («Лиола», 1916, изд. 1917, «Шесть персонажей в поисках автора», 1921, «Обнаженные одеваются», 1922, изд. 1923, и др.), несмотря на парадоксальность ситуаций, носят социальный характер. Под влиянием фашист. режима, когда вся лит-ра стала не только аполитичной, но и «асоциальной», обществ. проблематика исчезла из этих драм, и они превратились в символич. произв. (пьеса «Новая колония»).

© 2000- NIV