Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия
Литература периода Рисорджименто (рубеж 18 и 19 вв. — 1870).

Литература периода Рисорджименто (рубеж 18 и 19 вв. — 1870).

Конец 18 в. характеризовался интенсивным развитием бурж. отношений; встала проблема необходимости объединения страны. Начался период Рисорджименто — эпоха длит. борьбы за нац. освобождение и уничтожение феодализма. Лит-ра Рисорджименто, отразившая подъем нац. духа, отличалась героико-патриотич. пафосом и романтич. окрыленностью.

На раннем этапе Рисорджименто (рубеж 18 и 19 вв.) нац. -освободит. движение выражалось преим. в обществ. -культурной форме; огромное значение имело воздействие идей франц. бурж. революции конца 18 в. В драматургии главенствовала школа революц. классицизма; во главе ее стал В. Альфьери (1749—1803), автор тираноборч. трагедий, полных гражд. пафоса: «Брут I» (1789), «Брут II» (1789), «Заговор Пацци» (1788), «Филипп», «Мирра». В последней трагедии звучат богоборч. ноты. Классицизм Альфьери предвосхитил черты романтизма, имя поэта стало знаменем для передовых художников Рисорджименто.

Традиции Альфьери заметны в творчестве В. Монти (1754—1828), в трагедии «Кай Гракх» (1796). Сильно влияние революц. классицизма в трагедии И. Пиндемонте (1753—1828) «Арминий» (1804), направленной против Наполеона. В период наполеоновского владычества росло нац. самосознание, в лит-ре романтич. тенденции были еще тесно слиты с традициями революц. классицизма. К этому времени относится творчество Н. Фосколо (1778—1827). Его первые зрелые произв. — трагедии в духе Альфьери, сонеты патриотич. содержания. Лучшее из его поэтич. творений — поэма «Гробницы» (1807), где он, говоря о великих героях прошлого, взывает к современникам и потомкам, тесно сплетая мотивы мифологии и истории с современностью. Роман Фосколо «Последние письма Якопо Ортиса» (1798, окончат. ред. 1816) рисует трагедию итальянца-патриота в годы, предшествующие карбонаризму. В романе сентиментальные элементы подавляются пламенной романтич. эмоцией, мотивами протеста и скорби: Ортис уходит из жизни, считая исчерпанными средства борьбы с тиранией Наполеона. Своей смертью он бросает вызов угнетателям, завещая потомкам непокорность и жажду мести. Фосколо после 1815 жил в Англии, создал работы по истории И. л.; явился зачинателем романтич. критики в Италии.

—31) — эпоха карбонарского движения. В 1815 Венский конгресс вернул итал. земли прежним хозяевам. Австрия, владевшая большей частью итал. областей, задавала тон жесточайшей реакции, гнев народа нарастал. Восстания карбонариев в Неаполе 1820 и в Пьемонте 1821 закончились поражением, но революц. настроения бродили в умах. На этом этапе романтизм стал ведущим лит. направлением. В 1816 опубл. статья Дж. Берше (1783—1851) «Полусерьезное письмо Златоуста», где излагаются принципы романтизма: обязательное для художника обращение к современности и утверждение свободы творчества, низвержение канонов классицизма.

В развернувшейся полемике «классиков» и «романтиков», не во всем антагонистической, приверженцы романтизма группируются вокруг журн. «Conciliatore» («Примиритель», или «Посредник», 1818—19). Гл. редактор журнала — С. Пеллико (1789—1854), автор нашумевшей патриотич. трагедии «Франческа да Римини» (1815, изд. 1818). После разгрома журн. «Conciliatore» Пеллико был заключен в крепость. Освобожденный в 1830, он изд. в 1832 книгу «Мои темницы», где призывал народ к терпению в ожидании часа освобождения. Не лишенная христ. мотивов, книга Пеллико привлекает духом сдержанного мужества; ее заслуженный успех на родине отмечал А. С. Пушкин.

Поставленный на службу нац. -освободит. борьбе, итал. романтизм почти не знал реакц. тенденций. Осн. темой романтич. лит-ры была необходимость борьбы за нац. независимость. Известная узость и замкнутость в нац. проблеме выкупались непосредственностью эмоций, энтузиазмом и демократичностью. Гл. герой выступал как самоотверж. патриот и борец. Религ. мотивы были неотделимы от веры в торжество справедливости и правоту народа, отстаивающего свободу.

—1873): ода «Торжество свободы» (1801), «Священные гимны» (1812—22), «Пятое мая» (1821). В 1820 Мандзони написал драму «Граф Карманьола», в предисловии к к-рой доказывает необходимость нового романтич. театра, освобожденного от правил классицизма. Осн. заслуга Мандзони — создание первого в И. л. историч. романа «Обрученные» (1827), проникнутого отчетливой антифеод. тенденцией. В романе воспевается мужество и духовная стойкость простых крестьян, вынесших гнет феодалов, насилие иноземцев, стихийное бедствие — чуму. Народность произведения определяет его оптимизм, религ. мотивы подчинены вере в моральное торжество доброго начала. Роман дал могучий толчок к развитию историч. романа Рисорджименто; элементы реализма у Мандзони нашли продолжение у писателей 20 в. (В. Пратолини).

Крупнейший поэт 19 в. Дж. Леопарди (1798—1837) выразил отчаяние и скорбь эпохи безвременья. Патриотичны его ранние стихи «К Италии» (1818). Глубокая, философич. лирика Леопарди 20-х гг. раскрывала непримиримый конфликт человека с неодолимым «мировым злом». Последоват. атеист, Леопарди высказал богоборческие идеи в лирике и прозаич. «Моральных этюдах». В поэме «Война мышей и лягушек» он издевается над политиканами и подчеркивает свое неверие в переустройство общества, в стих. «Отречение» (1830) с едким сарказмом говорит о бурж. прогрессе.

—70) характеризуется интенсивным развитием революц. -демократич. движения. В 1831 был создан союз «Молодая Италия», имевший свой печатный орган под тем же назв.; цель его — распространение респ. идей и «призыв к непрерывной борьбе». Вождем «Молодой Италии» был Дж. Мадзини (1805—72), выдающийся критик и публицист. Мадзинисты подготовили революц. восстание 1848 в Италии; после 1848 нац. -освободит. движение стало массовым, нар. война выдвинула своего героя — Дж. Гарибальди. И. л. этого периода отражала подъем нац. духа.

—62), Л. Сеттембрини (1813—76), М. Т. д’Адзельо (1798—1866). Появлялись и соч., имевшие характер политич. трактатов: Ч. Бальбо (1789—1853) — «Надежды Италии» (1844) и В. Джоберти (1801—52) — «О моральном и гражданском превосходстве итальянцев» (1843). В поэзии расцветала сатира: Дж. Дж. Белли (1791—1863) — «Римские сонеты»; Дж. Джусти (1809—50) — серия обличит. шуток. Патриотич. лирика А. Поэрио (1802—48) и Г. Мамели (1827—49), «Песни гарибальдийца» И. Ньево (1831—61), «Гимн Гарибальди» Л. Меркантини (1821—72), «Семеро солдат» А. Алеарди (1812—78) — вся эта насыщенная политич. мыслью поэзия призывала к борьбе.

—73): «Битва при Беневенто» (1827—28), «Осада Флоренции» (1836), ставших для итал. читателя подлинными учебниками патриотизма и гражданственности. Романы Гверрацци изображали гл. героем народ, охваченный энтузиазмом борьбы за свободу. В отличие от Мандзони, Гверрацци избегает бытописательства, его романы эмоциональны, изобилуют авторскими отступлениями. В том же духе созданы романы «Марко Висконти» (1834) Т. Гросси, «Барлеттский турнир, или Этторе Фьерамоска» (1833) д’Адзельо, «Маргарита Пустерла» (1838) Ч. Канту. Особое место занимает талантливый роман Ньево «Исповедь восьмидесятилетнего» (изд. 1867).

Большую роль играл театр этого периода; подчас театр. представления становились местом неофиц. собраний патриотов. На сценах ставились романтич. драмы Дж. Никколини (1782—1861), политически тенденциозные и злободневные, несмотря на историч. сюжеты: «Джованни да Прочида» (пост. 1830), «Арнольд Брешианский» (1843). В них сочетались гражд. пафос с преувеличенными романтич. эффектами, что характерно и для романтич. муз. творчества молодого Дж. Верди (оперы «Навуходоносор», «Сицилийская вечерня» по мотивам Никколини). Своеобразны комедии П. Феррари (1822—89) «Гольдони и его шестнадцать новых комедий» (1851), «Сатира и Парини» (1856).

В поэзии выделяется Дж. Кардуччи (1835—1907). Широко образованный, знаток античности, он призывал к утверждению жизнерадостного мировозрения, к борьбе за будущее Италии (сб. «Юношеские стихи», 1850—60, и др.), прославлял героев — от древнеримских до Гарибальди; после 1870 он стал великим поэтом объединенной Италии, борцом за возрождение нац. культуры.