Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия
Современная литература.

Современная литература.

Борьба с фашизмом и гитлеровскими захватчиками, вылившаяся в Италии во всенар. Движение Сопротивления 1943—45, принесла подлинное обновление нац. культуре в целом и лит-ре в частности. В антифашист. борьбе разрушались созданные диктатурой Муссолини барьеры между народом и интеллигенцией, большинство к-рой участвовало в Сопротивлении, находя в нем новое содержание для худож. творчества, новых героев. Уже в годы Сопротивления создавались первые произв. этой новой, прогрес. лит-ры: роман Витторини «Люди и нелюди» (опубл. 1945); книга К. Леви (р. 1902) «Христос остановился в Эболи» (опубл. 1945); рассказы К. Кассолы (р. 1917) и В. Пратолини (р. 1913), поэзия А. Гатто и др.

В первые же послевоен. годы И. л. пополнилась молодыми прозаиками и поэтами: И. Кальвино (р. 1923), М. Вентури, Дж. Бассани, Д. Реа (р. 1921), Р. Скотелларо (1923—53), П. П. Пазолини (р. 1922) и др. Плодотворный перелом произошел в творчестве мастеров старшего поколения (Л. Биджаретти, р. 1906, Йовине, С. Алерамо, 1876—1960, С. Квазимодо, р. 1901). Несмотря на различие политич. взглядов и многообразие худож. манер, писателей сближало стремление отразить в лит-ре нац. нар. жизнь, реалистически показать итал. действительность. Так родилось в И. л. сер. 40-х гг. направление неореализма, ведущее лит. направление первого послевоен. десятилетия в Италии. Неореализм — отчетливо демократич. направление, проникнутое антифашист. духом, верой в силы и высокие моральные качества человека из народа. Неореалисты стремились освободить лит-ру от клерик. обскурантства, внести в нее общенац. проблемы. Тематика партизанской борьбы занимала в этот период осн. место во всех жанрах прозы и поэзии: романы Р. Вигано (р. 1900) «Аньезе идет на смерть» (1949), Д. Лайоло «Призывный год 1912» (1953), Кальвино «Тропинка к паучьим гнездам» (1947), новеллистика Кассолы нач. 50-х гг., поэзия Гатто (сб. «Голова на снегу», 1949), Квазимодо (сб. «Пята чужеземца на сердце», 1946, и «Жизнь — не сон», 1949) и др. Возникла широкая мемуарная полудокументальная лит-ра, посвященная войне, Сопротивлению, разоблачающая фашизм (Алерамо, «Дневник, 1940—1944», 1946; М. Ригони-Стерн, «Сержант в снегах», 1953; С. Микели, «Огненные дни», 1955; А. Черви, «Семеро моих сыновей», 1955, и др.). Мн. писатели обратились к изображению периода «черного двадцатилетия», показывая судьбы итал. народа в историч. перспективе, рисуя его стоич. борьбу против фашизма (Пратолини, «Квартал», 1945, и «Повесть о бедных влюбленных», 1947; Биджаретти, «Карлоне», 1950; С. М. Бонфанти, «Сперанца», 1954). Книги Йовине «Земли Сакраменто» (1950), Скотелларо «Крестьяне Юга» (изд. 1954) рассказывают о тяжкой участи крестьян и их борьбе за землю во времена фашист. диктатуры.

повести и рассказы Д. Реа: «Дай света, господи» (1951) и «Что видел Куммео» (1955); романы Бернари «Сперанцелла» (1949) и «Везувий и хлеб» (1952); Дж. Берто, «Разбойник» (1951); комедии Э. Де Филиппо (р. 1900), «Неаполь — миллионер» (пост. 1945), «Ложь на длинных ногах» (1948) и др. В неореалистич. произв. «простой человек» показан как борец за права и счастье всего народа, как подлинный герой своего времени. Таков руководитель бастующих рабочих в историч. романе Пратолини «Метелло» (1955); таковы коммунисты, не склонившие головы перед фашизмом в «Повести о бедных влюбленных» Пратолини и в «Старых товарищах» (1953) Кассолы; борцы Сопротивления в романе Вигано «Аньезе идет на смерть», шахтеры и крестьяне послевоен. Сицилии, выступающие против феод. эксплуатации в кн. Леви «Слова-камни» (1955); таков лирич. герой поэтич. цикла Пазолини «Прах Грамши» (1957). Завоеванием неореализма явились простота и ясность языка в прозе, широкое использование нар. речи, в области поэзии — постепенный отход от замкнутости и усложненности герметизма (послевоен. творчество Унгаретти, Саба). Молодые поэты обращаются к реалистич. строю худож. образов, выходят из круга субъективной лирики к более широкой социальной теме. Новую лит-ру для детей, осн. на нар. традиции, создает поэт и сказочник Дж. Родари (р. 1919). Неореализм оказал влияние на мн. писателей, раньше стоявших в стороне от этого направления, но использовавших его опыт. Так, в послевоен. творчестве Моравиа («Римские рассказы», 1953, «Чочара», 1957) ощущается перекличка с неореализмом в выборе героя из нар. среды, в изображении будничной жизни простого человека. Однако с сер. 50-х гг. все чаще проявляется известная ограниченность метода неореализма: эмпиризм, хроникальность вместо обобщения процессов действительности, недостаточное умение показать сложность духовного мира человека, становление его характера. Эти недостатки были следствием идейной расплывчатости неореализма, отсутствия четкого понимания обществ. противоречий. Нек-рые писатели проявили растерянность перед лицом усложнившихся социальных конфликтов, поддались модернист. влияниям (пессимизм в романе Кассолы «Послевоенный брак», 1957; натуралистич. и декадент. тенденции в романе Пратолини «Расточительство», 1960).

«кризис неореализма» был кризисом роста итал. реалистич. лит-ры, к-рая сумела пойти вперед, исходя из положит. опыта неореализма. Последнее десятилетие явилось для И. л. периодом нового укрепления реалистич. позиций. Углубляется образ совр. человека, расширяется сфера его социального и психологич. изображения, успешны поиски новых худож. средств. Серьезные успехи достигнуты в развитии социально-психологич. романа, в к-ром важные обществ. проблемы ставятся во взаимосвязь с духовной жизнью героя. Таков роман Биджаретти «Конгресс» (1963), где остро звучит разоблачение моральной фальши, тема утраты идеалов; в романе Пратолини «Постоянство разума» (1963) тема судеб молодого поколения решается в жанре романа «воспитания чувств». А. Моравиа, обращаясь к проблеме «отчуждения», бичует приспособленчество, духовную опустошенность, аморальность героев из бурж. среды (роман «Скука», 1960, сб. рассказов «Автомат», 1963). Кассола в романе «Невеста Бубе» (1960) с глубоким психологич. проникновением обрисовал внутр. мир девушки из народа. Глубже раскрывается тематика войны и Сопротивления, осмысляемая как проблема моральной ответственности (романы Дж. Бассани — «Сад Финци-Контини», 1962; Вентури — «Белый флаг над Кефаллинией», 1963). Большой остроты достигает социальная проблематика в сатирико-аллегорич. повестях Кальвино «Строительная лихорадка» (1957) и «Облако смога» (1958), в сатирич. новеллах Фрассинети «Тайны министерств» (1959) и «Когти осла» (1961), в творчестве Л. Бьянчарди, М. Мастронарди, К. Монтелла, разоблачающих т. н. экономическое чудо Италии, противоречия совр. капитализма. Кальвино создал оригинальный жанр философско-аллегорич. романа («Разрубленный виконт», 1952; «Барон на дереве», 1957; «Несуществующий рыцарь», 1959), в к-ром ставит морально-этич. проблемы. Возрождается историч. роман, связанный с проблематикой современности (Дж. Томази ди Лампедуза, «Леопард», 1958; Л. Шаша, «Египетский совет», 1963). Все чаще появляется у прогрес. писателей тема борьбы рабочего класса, образ человека в труде, в политич. деятельности (роман О. Оттиери «Жесткие нормы», 1957; роман Дж. Арпино «Годы, когда складываются суждения», 1958; рассказы В. Бертини «Хвала механику», 1964, и др.).

«Моя семья», 1956, «Суббота, воскресенье, понедельник», пост. 1960); в пьесах 50-х гг. драматурга-католика Д. Фабри (р. 1911) звучат ноты социальной критики («Семейный процесс», 1954, «Лгунья», 1957); прогрес. драматург, антифашист Л. Скуарцина (р. 1922) создает острые разоблачит. драмы («Всемирная выставка», 1948, «Ее час в истории», 1955, «Романьола», 1958). Большой расцвет переживает кинодраматургия (Ч. Дзаваттини, р. 1902, Пазолини, Бассани и др.). Фрейдистская сексуальность, влияние совр. модернист. лит. школ Франции и США сказались в творчестве нек-рых молодых писателей, но эти тенденции не играют в И. л. особо важной роли. Марксист. интеллигенция Италии, Итал. компартия много внимания уделяют разработке проблем эстетики, принципов реализма как худож. метода (работы К. Салинари, Г. делла Вольпе, Дж. К. Ферретти). Вопреки стремлению бурж. критики повернуть лит-ру в сторону от социальной проблематики, осн. закономерностью развития совр. итал. лит. процесса является укрепление реализма, участие писателя в обществ. жизни. Совр. И. л. занимает видное место в мировой культуре. Не случайно, что именно по инициативе итал. писательской общественности было создано в 1958 Европейское сообщество писателей — прогрессивный междунар. писательский форум, объединяющий мастеров слова разных стран для плодотворного творческого диалога.