Приглашаем посетить сайт

Итальянская литература. Краткая литературная энциклопедия
Средневековая литература (6—13 вв.).

Средневековая литература (6—13 вв.).

После падения Римской империи, в период между 6 и 12 вв. письм. И. л. создавалась на лат. яз. (богословские соч., хроники, религ. гимны и легенды), хотя свидетельства о существовании нар. диалектов имеются с 10 в. Замедленное развитие лит-ры на нар. диалектах объясняется тем, что лат. яз. дольше оставался понятным населению, чем в других странах. Отсутствие в И. л. нар. эпоса вызвано своеобразным процессом складывания итал. национальности после непрерывных опустошительных нашествий вестготов, гуннов и др., на руинах клас-сич. рим. цивилизации с длит. пережитками лат. традиций периода их упадка. С 11 в. в Италии начинает распространяться прованс. лирич. и франц. эпич. поэзия, пересказываемая впоследствии на нар. диалектах.

Первые дошедшие до нас лит. памятники на нац. диалектах возникли, когда развившиеся в 10—11 вв. итал. города-коммуны к 12 — нач. 13 вв. стали культурными центрами. Ввиду раздробленности страны и различного политич. и социального строя в разных областях Италии лит-ра носит различный характер. В сев. и средней Италии, где в городах-коммунах шла острая политич. борьба и сильны были еретич. движения, стала развиваться религ. поэзия на диалектах. С францисканским движением (центр — Умбрия) связана религ. лирика. Песнь Франциска Ассизского (1181 или 1182—1226) — первый ее образец. Наиболее выдающийся создатель этой лирики — Якопоне да Тоди (ок. 1230—1306).

В Сев. Италии религ. поэзия представлена дидактич. поэмами, изображающими, в частности, загробный мир: Джерардо Патеккьо и Угуччоне да Лоди (1-я пол. 13 в.), Джакомино да Верона и Бонвезин делла Рива (2-я пол. 13 в.). Одновременно развивалась и светская поэзия на диалектах. Жонглеры сочиняли песни о политич. событиях в жизни гор. коммун, а также любовно-бытовые песни, часто в диалогич. форме. Расцвет любовной лирики наступил на юге при дворе Фридриха II Гогенштауфена, где в 1-й пол. 13 в. возникла первая, т. е. сицилийская, лит. школа. Подражая прованс. трубадурам, бежавшим в Сицилию после альбигойских войн, поэты этой школы Пьетро делла Винья (1190—1249), Якопо да Лентини (ум. 1233) и др. воспевали в сонетах и канцонах безответную любовь к жестокой красавице. Лучшие образцы этой поэзии на юж. диалектах близки к нар. песням (Ринальдо д’Аквино, ум. 1281, и др.).

тосканский поэт-лирик Гвиттоне д’Ареццо (ок. 1230 — ок. 1294) сочинил на аретинском диалекте канцону, где оплакивал поражение флорентийских гвельфов в битве при Монтаперти (1260). В Тоскане начала развиваться и аллегорическая поэзия; Брунетто Латини (ок. 1220 — ок. 1294), автор прозаич. соч. энциклопедич. характера «Книга сокровищ» (на франц. яз.), на тосканском диалекте написал аллегорич. поэму «Малое сокровище», где преследуется дидактич. цель.

— нач. 14 вв. создано неск. аллегорико-дидактич. поэм (наиболее значит. поэт этого направления — Франческо да Барберино, 1264—1348). Несмотря на схоластич. характер этого жанра, в нем чувствуется пробуждение интереса к природе и человеку. С конца 12 в. начала развиваться и проза; из Франции проникали рыцарские романы, к-рые пересказывались на местных диалектах. Наиболее интересный образец худож. прозы 13 в. — анонимный сб. новелл на тосканском диалекте — «Новеллино...», отражающий этику любознательных веротерпимых горожан, уважающих прежде всего ум, находчивость и высмеивающих духовенство. Другой сб. —; «Книга семи мудрецов» создан под влиянием вост. сказок. Во 2-й пол. 13 в. в Тоскане появились историч. хроники на флорентийском диалекте: «Флорентийская хроника» Р. Малиспини; в нач. 14 в. — хроники Дино Компаньи (1260—1324) и Дж. Виллани (г. рожд. неизв. — ум. 1348).

В конце 13 в. в связи с гражд. активностью горожан и общим ростом культуры повысился интерес к внутр. миру человека. Болонский поэт Г. Гвиницелли (между 1230 и 1240—1276) стал родоначальником философ. поэзии «Дольче стиль нуово»; его последователи — флорентийские поэты Г. Кавальканти (1255 или 1259—1300), молодой Данте, Чино да Пистоя (1270—1336 или 1337), Д. Фрескобальди (1271—1316), Г. Новелло, Дж. Лапо (1250—1328) и др. Преемственно связанная с прованс. и сицилийской поэзией, а также с религ. лирикой, посвященной богоматери, поэзия «Дольче стиль нуово» воспевает возвышенную любовь к женщине необычайных нравств. достоинств, одновременно раскрывая, хотя и схематично, психологию влюбленного.

Несмотря на нек-рую условность и отвлеченность, лучшие поэты — Гвиницелли, Кавальканти, Данте — достигали в сонетах, канцонах, балладах (итал. ballata) высокого мастерства и подготавливали единый лит. язык. Одновременно флорентийцы Рустико ди Филиппо (между 1230—40 — ум. до 1300) и Фольгоре да Сан-Джиминьяно создавали более реалистич., т. н. шуточную («giocosa») поэзию, отражающую повседневную жизнь. Плебейско-демократич. крыло в поэзии Тосканы представлял Ч. Анджольери (ок. 1260 — ок. 1312), воспевавший чувств. любовь и земные блага; его поэзия разрушала старую ср. -век. этику, предваряя эпоху Возрождения.

На рубеже двух эпох возвышается творчество Данте Алигьери (1265—1321). По определению Ф. Энгельса, Данте — «... последний поэт средневековья и... первый поэт нового времени» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Данте создал единый лит. язык на базе тосканского диалекта, впитавшего элементы других диалектов, а также отд. лат. формы и неологизмы, принадлежащие самому поэту. Впоследствии этот лит. язык развили Боккаччо и Петрарка. Данте посвятил свою автобиографич. повесть «Новая жизнь» (1292) любви к Беатриче; написанная прозой, в к-рую вкраплены сонеты и канцоны, эта повесть, несмотря на религ. -символич. мотивы, построена на реальных эпизодах, раскрывающих психологию поэта. Величайшее произв. Данте — поэма «Комедия» (1321), в конце 14 в. названная «Божественной», в форме «загробного видения» ставит актуальные проблемы своего времени — моральные, богословские, политические, изображает раздиравшие Италию междоусобицы, утверждает идею Всемирной монархии, при к-рой якобы наступит мир и церковь перестанет притязать на светскую власть. Благодаря гуманистич. идеям Данте, его интересу к человеч. чувствам и страданиям, могучему лирич. пафосу «Божественная комедия» стала одним из величайших памятников мировой лит-ры.