Приглашаем посетить сайт

Кабанова И.В. Зарубежная литература.
Литературa рубежа ХIX-ХХ веков

ЛИТЕРАТУРA РУБЕЖА ХIX–ХХ ВЕКОВ

Эстетизм и ранний модернизм: механизмы литературного развития

После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Европа вступила в долгий период мира и процветания. Началась империалистическая эпоха, когда европейские державы состязались в размерах и богатстве своих колониальных владений, и новый империалистический хищник, Германия, быстро наверстывала по всему миру упущенное в предыдущий период. В эти годы возникают новые отрасли промышленности, начинается долгий экономический подъем мирового хозяйства. Завершился этот период довольства и стабильности неожиданно для современников в августе 1914 года началом Первой мировой войны, которая закончилась в 1918 году, после революции в России и поражения Германии.

Рубеж веков с политической точки зрения — эпоха перехода от классического капитализма XIX века к тоталитарным режимам и буржуазной демократии века ХХ. Культурное лицо эпохи определяли процессы, шедшие в основе империалистического общества. Это переход к массовому конвейерному производству (“фордизм”), интенсификация экономической и социальной областей, нарастание отчуждения во всех сферах жизни. В этот период начинается научно-техническая революция: минимальным становится период времени, необходимый для внедрения научного открытия в жизнь, для создания на его основе технического изобретения. Наука превращается в движущую силу развития общества. Одновременно с эпохальными открытиями в области естественных наук и достижениями изобретателей к исходу XIX столетия обозначился подъем в области наук о человеке и обществе.

строем — коммунизмом, — и учение немецкого философа Фридриха Ницше, который считал современную ему европейскую цивилизацию старой, исчерпанной и, чтобы вдохнуть в нее свежую жизнь, провозгласил культ силы, культ “сверхчеловека”. И марксизм, и ницшеанство исходят из того, что христианская идея выдохлась за две тысячи лет, современное общество доживает последние дни, и предлагают на смену “старушке Европе” либо величественную утопию коммунизма, либо “веселую науку” крайнего, стоящего вне морали (“по ту сторону добра и зла”) индивидуализма.

Третья важнейшая теория, возникшая на рубеже веков, была создана венским психиатром Зигмундом Фрейдом. Психоанализ возник из его клинической практики как учение о бессознательном; Фрейд открыл в человеке сферу бессознательного, показал ее определяющую роль в формировании отдельной личности, особенно в детстве. Новым пониманием человека фрейдизм оказался особенно интересен людям искусства, но сам Фрейд считал, что предлагает человечеству новую универсальную философию.

В этом духовном климате в литературе рубежа веков объективный полюс воплотился в натурализме — направлении, продолжившем реалистическую тенденцию к аналитическому постижению мира. Натуралисты в основу своего понимания человека и мира положили позитивистские теории, особо акцентировали биологическую и физиологическую природу человека, роль среды и наследственности. В натурализме идет дальнейшее понижение социального статуса литературного героя; все чаще героями литературных произведений оказываются люди деклассированные, социально неблагополучные, выброшенные за борт жизни: алкоголики, проститутки, разного рода ущербные создания. Натурализму свойственно повышенное внимание к неприглядным сторонам действительности, что расширяло рамки социальной проблематики в жанре романа, но одновременно увлечение мелочами, позитивистская уверенность в том, что принятые ими теории исчерпывающе объясняют человека, сужает концепцию человека в литературе натурализма.

Субъективный полюс литературного процесса был представлен рядом течений, общим предшественником которых был романтизм начала XIX века. Степень связи с романтизмом у каждого из них была разной: неоромантизм был попыткой возрождения раннего романтизма в новых культурных обстоятельствах, символизм прямо вырос из позднего романтизма, эстетизм и декаданс представляли собой модификации отдельных черт романтизма на исходе века. Собственно говоря, все это разнообразие субъективистских направлений в литературе свидетельствует о том, что творческий импульс романтической революции в начале XIX века был так силен и плодотворен, что прошел через все столетие. Именно с романтической моделью творчества связано зарождение в конце XIX века модернизма, литературного направления, которое понемногу будет складываться и крепнуть вплоть до Первой мировой войны с тем, чтобы заявить о себе во весь голос в качестве подлинной литературы ХХ века уже после 1918 года.

Рассмотрим два литературных произведения, отражающих разные стороны литературы конца XIX века. Первое продемонстрирует связь этой литературы с предшествующей литературной традицией ХIХ века, второе покажет, как в ней появлялись ростки будущего.

Соколянский М. Г. Оскар Уайльд. Киев; Одесса, 1990.

Федоров А. А. Эстетизм и художественные поиски в английской литературе последней трети XIX века. Уфа, 1993.