Приглашаем посетить сайт

Кристофер Хилл. Английская библия и революция XVII века (главы из книги)
Комментарии

Комментарии

1. См. предисловие Грэхама Мидгли к “Стихотворениям” Баниана, BMW, VI.

2. MCPW, I, p 616.

3. BMW, I, pp. 84, 99.

4. Joseph Wittreich, Feminist Milton (Cornell U. P., 1987), pp. 94-109.

5. См. ниже, глава 20.

6. M. A. Larson, “Milton and Servetus”, Philological Quarterly, XLI (1926), p. 891.

7. MCPW, V I, pp. 118, 121-3. В 1650-х годах Милтон регулярно связывал тиранию и предрассудки (ibid., IV, p. 535, VII, p. 421). В трактате “О христианском учении” к насилию, с помощью которого поддерживается государственная церковь, он добавил деньги, подразумевая десятины (ibid., VI, pp. 597-8). Я более полно обсуждал политический фон трактата “О христианском учении” в MER, глава 18. См. также W. Empson, Milton’s God (1961), pp. 203-10.

8. MCPW, VI, p. 106; Roger Lejosne, La Raison dans l’oeuvre de John Milton (Paris, 1981), p. 63 и приводимые там сноски.

9. MCPW, I, pp. 344-528; VIII, pp. 539-85.

10. J. H. Simms, The Bible in Milton’s Epics, pp. 10-11; cp. pp. 128-9 отзвуки Библии в конце поэмы.

11. MCPW, I, p. 625.

12. Ibid., I, p. 747.

13. MCPW, VI, pp. 583-5.

14. Ibid., pp. 586-90.

15. Ibid., pp. 378-81. Курсив мой.

16. Ibid., pp. 711, 526, 368.

17. Ibid., p. 554.

18. Ibid., pp. 836, 155-66, 173, 178.

19. Ibid., II, pp. 623, 604.

20. Ibid., V, p. 151.

21. Fletcher, Use of the Bible in Milton’s Prose (Illinois U. P., 1929), pp. 108-18; MCPW, VI, pp. 7956, 805, FS, XXXIV, pp. 160-61.

“God and the English Revolution” в моей книге Religion and Politics, pp. 332-3.

23. Revard, The War in Heaven: Paradise Lost and the Tradition of Satan’s Rebellion (Cornell U. P., 1980), pp. 292-8. Cp. Loewenstein, Milton and the Drama of History, pp. 96-7, 105.

24. Williams, Wilderness and Paradise, p. 71.

25. D. S. Berkeley, Inwrought with Figures Dim (The Hague, 1974), passim; J. Martin Evans, The Road from Horton: Looking Backwards in Lycidas (Victoria U. P., 1983), passim.

26. См. особенно C. C. Brown, John Milton’s Aristocratic Entertainments (Cambridge U. P., 1985); Michael Wilding, Dragon’s Teeth: Literature in the English Revolution, особ глава 3; Roger Lejosne, “Le Personnage Muet dans Comus”, in John Milton: Comus or a Maske at Ludlow Castle (ed. A. Himy, Paris, 1990), pp. 63-71.

27. MCPW, VI, p. 197.

28. Ibid., pp. 177, 196-7, 337, 366-7, 377, 386, 783-4, 795-7, 805.

29. Ibid., VII, p. 461. Другие примеры см. в MER, pp. 206-7.

30. Ibid., I, p. 574; III, pp. 208-9, 213-16, 234, 365, 393-4, 534-5, 554, 569-70, 600; IV, pp. 201, 335, 370-71, 403-8, 435; VI, pp. 177, 367, 796-7; VII, p. 266; PL, I, 470-76, 484-5, 490-520, XII. 173, 214; PR, I. 372-6, II. 71, III. 242.

31. Op. cit., quoted by Gerald MacLean, Time’s Witness, p. 103.

32. N. H. Keeble, The Literary Culture of Nonconformity, p. 119.

33. [Booker], Mercurius Coelicus (1644), pp. 1-2. Букер вынужден был ждать до этого времени, чтобы иметь возможность обнародовать такой факт.

34. Preston, Sermons Preached before his Majestie (4-е издание, 1634), р. 55.

35.PL, I. 416-18; MCPW, VIII, pp. 251, 266; PL, I. 487.

36. Ibid., VIII, p. 556 tragedies; II, p. 623; IV, pp. 371-3, 403-4; VI, pp. 333, 343-4, 367, 469, 761, 779-80; cp. Stock, op. cit., p. 72. Милтон думал создать трагедию о Езекии (MCPW, VIII, p. 557).

37. MCPW, III, pp. 240, 547, 571; IV, p. 408.

38. Ibid., IV, p. 370; PR, II. 439; Samson Agonistes, строки 279-80. MCPW, VIII, p. 556 - две планировавшиеся пьесы, одна со значением названа “Гедеон иконоборец”.

39. S. Zwicker, “Models of Government in Marvell’s ‘The First Anniversary’”, Criticism, XVI (1974), pp. 8-10.

40. Trapnel, The Cry of a Stone (1650), pp. 6, 30, 35, 52.

41. Vane, The Retired Mans Meditations (1655), pp. 381-2; Ludlow, A Voyce from the Watch Tower, pp. 135-6, 301.

42. Schultz, Milton and Forbidden Knowledge (New York, 1955), pp. 226-7.

43. Cм. MER, pp. 423-6.

44. MCPW, II, pp. 442, 510, 536-7; ср. Чис. 22-23. Карл I в прошлом вел “антихристову войну против бедных протестантов Ларошели” (MCPW, III, pp. 436-7).

46. Ibid., I, pp. 551-60, 576-9. Марвелл тоже видел в Константине главного злодея ранней истории христианства (The Rehearsal Transpros’d, p. 237).

47. M. A. Radzinovicz, Toward Samson Agonistes: the Growth of Milton’s Mind (Princeton U. P., 1978), pp. 198-208, и приводимые там ссылки.

48. Эти фразы из заголовков Женевской Библии буквально повторяются в заглавных примечаниях к Псалтири Стернхолда и Хопкинса 1566 г. Это повторяется со многими псалмами.

49. Его Book of Psalms in Meter была впервые опубликована в 1644 г. Исправленное издание появилось в 1645 г., и еще многие позже.

50. Здесь употреблено непереводимое устаревшее выражение, означающее влияние, власть, могущество Прим. перев.

51. Radzinowicz, op. cit., pp. 204-60.

52. Bale, Dramatic Works, pp. 109-15.

53. Babington, Comfortable Notes Upon... Exodus and Leviticus, p. 344.

54. Burroughs, Hosea, Chapters 8-10 (1650), p. 175, Chapter IX. 5. Ссылка на пс. 58/57. 10.

55. MCPW, VI, pp. 675 и 743, последняя цитирует пс. 139/138. 21 и Лк. 14. 26.

56. Traherne, The Way to Blessedness, p. 108.

57. См. выше, глава 8.

58. Bernard, Thesaurus Biblicum, p. 71.

59. Я доказывал это в статье “Samson Agonistes again”, Literature and History, 2nd series, I, 1990.

60. MCPW, VI, p. 191.

61. 4 Цар. 9. 33, Женевское примечание. Ср. Герцог Ньюкасл о людях, которые говорят, что Ветхий Завет дозволил им совершить предательство, цит. выше, глава 3.

62. Loewenstein, op. cit. (Cambridge U. P., 1990), особ. pp. 150-51. Ключевые слова здесь “желают видеть”.

63. MCPW, I, p. 804.

64. Grace Abounding, p. 5.

65. Ed. H. G. Tibbutt, The Letter-Books 1644-1645 of Sir Samuel Luke (1963), passim.

66. Grace Abounding, p. 17.

67. Ibid., pp. 7-17.

69. PP, pp. 11, 122, 127-8.

70. Grace Abounding, pp. 14-15.

71. Bunyan, A Few Sighs from Hell (1658), BMW, I, pp. 252, 257, 314.

72. Bunyan, The Holy War, pp. 8, 119-23, 138, 149, 161, и passim.

73. Offor, II, pp. 419, 445-7.

74. BMW, X, p. 100; Offor, II, pp. 447-54; BMW, V, p. 47; cp. Smith, Ranter Writings, p. 88.

75. BMW, III, pp. 261, 275.

76. Offor, II, pp. 442, 445.

77. Ibid., II, pp. 445-50, 460, 475. Баниан пользуется здесь Дозволенной версией. Женевская версия от нее отличается.

78. BMW, X, pp. 113-18, 196-7.

79. Ibid., III, pp. 85, 138; cp. pp. 165-9.

80. FS, VI, p. 282.

81. Bernard, Ruth’s Repentance. Я цитирую с репринтного издания 1865 г. (ed. Grosart), pp. 37, 56-8. Ср. мою книгу A Turbulent, Seditious and Factious People, pp. 87-9 и главу 12 passim.

82. Offor, II, pp. 465-6. “И т. п.” было полезно.

83. J. G. Turner, “Bunyan’s Sense of Place” in The Pilgrim’s Progress: Critical and Historical Views (ed. V. Newey, Liverpool U. P., 1980).

84. Offor, III, pp. 512-37.

85. Offor, III, p. 507; BMW, X, p. 114.

86. Bunyan, The Holy War, p. 211.

87. См. мою книгу Puritanism and Revolution, глава 13.

88. См. мою книгу Writing and Revolution, глава 7.

глава 9.

90. Cowley, Poems, pp. 298, 315.

92. [Anon.], Vox Coeli (printed in Elisium, 1624), sig. A 3v.

93. Benlowes, Theophila, Canto III, stanza xxxiii.

“The Politics of Literature in the English Republic”, The Seventeenth Century, V (1990), p. 153.

95. Ср. “Scaevola Scoto-Brittannicus: ‘insons si praesul quilibet esse potest’- ‘если прелат может быть невинным’ (Marvell, Poems, p. 196).

96. “To Mr Hammon Parson of Beudly. For pulling down the May-pole”, in Parnassus Biceps (1971 reprint), p. 19. Корбетт умер в 1635 г.

97. Pordage, op. cit., p. 1.