Приглашаем посетить сайт

Вл.А. Луков. Французская литература (XVII век - рубеж XVIII века)
Арикия (персонаж трагедии Ж. Расина «Федра»)

Арикия (персонаж трагедии Ж. Расина «Федра»)

Арикия (Aricie) — персонаж трагедии Ж. Расина «Федра» («Phèdre», 1677), возлюбленная Ипполита, царевна из афинского царского рода, дочь Палланта, брата Эгея. Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» («Тесей», XIII) рассказывает об уничтожении Тесеем Паллантидов, братьев Арикии, пытавшихся помешать ему занять афинский престол. У Расина Тесей преследует Арикию и принуждает ее к безбрачию.

В мифе о любви Федры к Ипполиту и его гибели об Арикии не упоминается. Изменение мифа потребовалось Расину для того, чтобы гибель Ипполита объяснялась его трагической виной — любовью к дочери и сестре врагов его отца. Таким образом, Арикия была задумана как второстепенный персонаж, вводимый лишь для характеристики главных героев.

Но в завершенном тексте этот образ занимает очень большое место. Впервые об Арикии упоминается в 1 явлении I действия, когда Ипполит признается своему наставнику Терамену в любви к царевне вопреки вражде к ней Тесея. Действие заканчивается тем, что возможность объединиться с Ипполитом против Арикии, которую некоторые хотели возвести на престол после ложного сообщения о смерти Тесея, заставляет Федру отказаться от мысли о смерти.

Зритель, которого автор так долго готовил к встрече с Арикией, видит ее в начале второго акта. Она появляется в сопровождении Исмены. Расин обычно дает каждому герою наперсника, которому тот может изливать душу. Наперсник призван слушать и задавать вопросы. Но любопытно, что в диалоге с Исменой скорее Арикия выступает в роли наперсницы: ее первые шесть реплик состоят сплошь из вопросов. И только последующий большой монолог делает ее значительным персонажем. Признаваясь Исмене в увлечении Ипполитом, А. так объясняет природу своего чувства: «Войти в то сердце, где для всех не заперт ход! / Завидной не могу почесть такую долю. / Вот если бы согнуть негнущуюся волю! / Неуязвимый дух пронзить стрелой скорбей! / Навек сковать того, кто не знавал цепей!.. / Победа над каким героем знаменитым / Сравнится с торжеством любви над Ипполитом? / И чем труднее путь к такому торжеству, / Тем мне ценней оно. В мечтах о нем живу!» (Акт II, явл. 1; пер. М. А. Донского). Не страсть, а азарт в основе такой любви.

В следующем явлении Ипполит предлагает Арикии афинскую державу и затем невольно выдает свою любовь к царевне («Полгода как живу я со стрелой в груди, / Напрасно от нее избавиться мечтая»). Арикия прежде всего принимает первый дар («Плыви, мой господин. Что обещал — сверши: / Признать владычество мое склони Афины. / Отвергнуть этот дар нет у меня причины»), и лишь намекает на благосклонность по отношению к любви Ипполита («Но знай, вновь возводя меня на трон отцов: / Трон — не щедрейший из твоих даров». — Акт II, явл. 2).

В III действии Арикия не появляется. В IV — тоже, но, даже отсутствуя, влияет на ход событий: Ипполит признается отцу в нарушении долга («Все помыслы мои — о юной Арикии»), Тесей сообщает об этом Федре, вызывая в ней бурю ревнивых чувств. Напротив, в последнем, V действии Арикия — один из центральных персонажей. На предложение Ипполита бежать с ним из Трезена она отвечает: «Но как же я могу бежать с тобой сейчас, / Коль узы брачные не связывают нас?» (Акт V, явл. 1) — в ней всегда разум, понимание своего долга, закона, приличий выше чувства. Именно Арикия раскрывает Тесею истину, намекнув на преступление Федры. Из рассказа Терамена зритель узнает, что последние слова умирающего Ипполита были об Арикии, что сама она, бежав от Тесея, чтобы вступить с Ипполитом в брак, увидела его труп и упала без чувств. И характерно, что последние слова трагедии, произносимые оплакивающим сына Тесеем, относятся к Арикии: «А я, чтоб дух его себе нашел покой, / Ко всей ее семье забыв вражду былую, / Его избранницу почту за дочь родную» (Акт V, явл. 7).

Так Арикия, не упоминавшаяся в древнегреческом мифе, стала у Расина важнейшим персонажем. Она противопоставлена Федре, забывшей свой долг. Не позволив страстям взять над собой верх, она получает в награду все то, к чему стремилась. Только следуя долгу, человек обретает достойную судьбу — такова центральная идея расиновской трагедии.

сказано, что Ипполит, будучи воскрешен Эскулапом, женился на ней и имел от нее сына. Я читал и у других авторов о том, что Ипполит отправился в Италию с женой, юной афинянкой знатного происхождения по имени Арикия, и что по ее имени назван один итальянский городок».

Текст: Расин Ж. Трагедии. Л., 1977. (Лит. памятники).

Вл. А. Луков