Приглашаем посетить сайт

Вл.А. Луков. Французская литература (XVII век - рубеж XVIII века)
Элианта (персонаж комедии Ж. Б. Мольера «Мизантроп»)

Элианта (персонаж комедии Ж. Б. Мольера «Мизантроп»)

Элианта (Éliante) — персонаж комедии Ж. Б. Мольера «Мизантроп» (1666), кузина Селимены, влюбленная в Альцеста.

Этот персонаж занимает скромное место в комедии. Элианта появляется в доме Селимены вместе с маркизами Акастом и Клитандром и почти безмолвно присутствует при упражнениях Селимены в злословье, но произносит целый монолог, возражая Альцесту, который осуждает недостатки своей возлюбленной: «С любовью истинной ваш взгляд несовместим, / И выбором всегда влюбленный горд своим. / Все лишним поводом бывает к восхваленью: / Любовь всегда склонна бывает к ослепленью, / Она любой порок за качество сочтет / И в добродетели его произведет» и — после перечисления примеров («Бледна — сравнится с ней жасмина только ветка; / Черна до ужаса — прелестная брюнетка» и т. д.) — приходит к выводу: «Так, если в любящем порывы чувств глубоки, / В любимом существе он любит и пороки» (Акт II, явл. 5; пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник).

В следующий раз Элианта появляется в IV действии. Выслушав рассказ Филинта о том, как судьи заставили Альцеста примириться с Оронтом, которого тот критиковал за плохой сонет, Элианта дает Альцесту следующую характеристику: «Он странный человек, совсем из ряда вон; / Но я ценю его, и нравится мне он. / Такая искренность — особенное свойство; / В ней благородное какое-то геройство. / Вот очень редкая черта для наших дней, / И я хотела бы встречаться чаще с ней» (Акт IV, явл.1). Элианта признается Филинту, что готова помогать Альцесту соединиться с Селименой при всей ее ветрености, потому что он ее любит, но если бы этот союз расстроился, то Элианта готова была бы его утешить. На это Филинт отвечает, что если, напротив, союз будет заключен, то он просил бы Элианту, которая тогда будет свободна в выборе, составить его счастье. Врывается Альцест с письмом, доказывающим неверность Селимены, и делает Элианте предложение руки и сердца, не скрывая, что это месть возлюбленной. Элианта просит его не спешить, развивая мысли монолога о любви из II действия: «От милых рук удар не ранит глубоко, / И забываем мы наш пылкий гнев легко» (Акт IV, явл. 2).

«Боюсь, что здесь я вам помочь бы не могла, / Вам лучше у меня не спрашивать защиты: / Я не стою за то, чтоб мысли были скрыты» (Акт V, явл. 3). Но Элианта остается на сцене до конца, становясь свидетельницей развязки.

Образ Элианты, несмотря на небольшое пространство роли, занимает очень важное место в идейной композиции «Мизантропа». В Элианте воплощена модель жизни в обществе, находящаяся в согласии с разумом и честью, как они понимаются зрителями XVII века. Элианта оправдывает только ту ложь, которую порождает любовь. Она равнодушный свидетель злословия, но не соучастник его. Она смело высказывает свое мнение, сообразуясь с уместностью, делится чувствами с теми, кто может их понять. Но она не ослеплена своей безответной любовью к Альцесту, уважает его выбор. Поэтому ее характеристика, данная Альцесту в IV действии, позволяет проникнуть в авторское понимание «Мизантропа». Вместе с тем вполне возможно, что Элианта воплощает черты идеала лишь на поверхностном уровне, в глубине сознания Мольера и в фундаменте «Мизантропа» идеал как образ должной жизни связывается с Альцестом.

Текст: Мольер Ж. Б. Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. 2.

Вл. А. Луков