Приглашаем посетить сайт

Вл.А. Луков. Французская литература (XVII век - рубеж XVIII века)
Эрифила (персонаж трагедии Ж. Расина «Ифигения»)

Эрифила (персонаж трагедии Ж. Расина «Ифигения»)

Эрифила (Eriphile) — значимая фигура в сюжете трагедии Жана Расина «Ифигения» («Iphigénie», пост. 1674, изд. 1675).

По сюжету, Эрифила — дочь Елены и Тесея, вывезенная Ахиллом с Лесбоса в качестве пленницы. Э. не знает своего происхождения. Уже ее первые слова (Акт II, явл.1) свидетельствуют о ненависти, которую питает Эрифила к Ифигении, Клитемнестре, Агамемнону, да и ко всем грекам, лишившим ее свободы и родины, но не сломившим ее гордого характера. Но еще тяжелее для Эрифилы чувствовать, что она не может справиться с любовью к своему главному врагу — Ахиллу. Она ревнует его к Ифигении: «Да, цель моя с тех пор — открыто признаюсь — / разрушить их любовь, расстроить их союз» (Акт II, явл.1; пер. И. Я. Шафаренко и В. Е. Шора). Хотя Эрифила притворяется верной подругой Ифигении, но когда узнает о подготовке ее тайного побега из стана греков, выдает этот план жрецу Калхасу, который должен принести Ифигению в жертву Диане (Артемиде). Ею движет ярость (Акт IV, явл.11). В последнем действии она не появляется, но в рассказе Улисса играет важную роль: когда Ахилл перед алтарем встал на защиту Ифигении, выданной Эрифилой, Калхас объявил, что должна быть принесена в жертву не Ифигения — дочь Агамемнона, а Ифигения — дочь Елены, и указал на Эрифилу. Так она узнала, что ее родители — Елена и Тесей, а ее подлинное имя — Ифигения. Предавшись страстям, обрекая на гибель Ифигению, Эрифила, оказывается, готовила собственную гибель. Но уходит из жизни она достойно, как истинная трагическая героиня: «И вот уже Калхас заносит нож над ней... / «Прочь, — говорит она, — приблизиться не смей! / Нечистой помощи твоей не принимая, / Пролью героев кровь, мне давших жизнь, сама я!» / Взбегает к алтарю и вот, разъярена, / Схватив священный нож, себя разит она...» (Акт V, явл. 6; пер. М. Тумповской).

Образ Эрифилы не заимствован Расином у Еврипида, чьим сюжетом он воспользовался для своей трагедии. В предисловии к трагедии он ссылается на древнегреческого писателя Павсания (II в.), который со ссылкой на поэта Стесихора (VI в. до н. э.) утверждал, что в жертву была принесена другая Ифигения, дочь Елены и Тесея. Расин так поясняет мотивы введения нового персонажа в сюжет: «Во всяком случае, могу пря¬мо сказать: я был очень доволен, когда нашел у древних авторов вторую Ифигению, которую я волен был изобразить такой, как мне хотелось: попав сама в беду, к коей она стремилась толкнуть соперницу, она безусловно заслуживает наказания, но при этом все же вызывает известное сочувствие. Таким образом, развитие действия пиесы заложено уже в самой ее завязке, и достаточно было первого представления, чтобы понять, какое удовольствие я доставил зрителям, спасая в конце пиесы добродетельную царевну, судьба которой волновала их на всем ее протяжении, — и спасая ее не с помощью чуда, в которое они никогда бы не поверили, а совсем иным путем».

Первая исполнительница роли Эрифилы не установлена (18.8.1674, Версаль, затем — Бургундский отель, Париж).

Текст: Расин Ж. Трагедии. Л., 1977.

Вл. А. Луков