Приглашаем посетить сайт

Вл.А. Луков. Французская литература (XVII век - рубеж XVIII века)
Паскаль Блез

Паскаль Блез

Паскаль (Pascal) Блез (19.06.1623, Клермон-Ферран — 19.08.1662, Париж) — великий французский ученый, философ, писатель. Паскаль был выдающимся мастером афористической, полемической, философской прозы, одним из создателей французского литературного языка. Он внес значительный вклад в формирование жанров классицизма, разрабатывая периферийные для него прозаические жанры.

Паскаль родился в семье крупного чиновника. Его отец, Этьен Паскаль, заметив выдающиеся дарования мальчика, дал ему хорошее образование, а по прибытии в Париж (1631) ввел его в кружок ученых, группировавшихся вокруг аббата Мерсена. В 11 лет Паскаль написал «Трактат о звуках», в 16 лет — «Опыт о конических сечениях» (опубл. 1640), в котором развил идеи математика Виета и изложил одну из основных теорем проективной геометрии («Теорему Паскаля») и который принес ему признание всего ученого мира. В 1642 г. он изобрел первую счетную машину. В 1647 г. Паскаль, повторив опыты Торичелли, опубликовал работу «Новые эксперименты относительно пустоты», подтвердив несостоятельность теории, согласно которой «природа боится пустоты», став первым исследователем тяжести атмосферы, затем открыл основной закон гидростатики — закон равномерного распределения давления жидкости («Закон Паскаля», обоснование Паскаля опубликовано в 1663 г. посмертно). Его переписка с математиком Ферма (1654), «Трактат об арифметическом треугольнике» (опубл. 1665, посмертно) дали основание признать его основоположником (наряду с Ферма и Гюйгенсом) теории вероятностей.

В 26 лет Паскаль узнал приговор врачей: если он не оставит научную деятельность, его ждет сумасшествие. Тогда Паскаль бросается в водоворот светской жизни, наслаждений и страстей, что привело к появлению трактата «Рассуждение о любовной страсти» («Discours sur les passions de l’amour», 1652). В возрасте 31 года Паскаль испытывает глубокий кризис, вызванный несчастным случаем, едва не приведшем его к гибели (23 ноября 1654 г.). Паскаль истолковал его как божье предупреждение.

(учения, требовавшего от католиков высокой нравственности, аскетизма), вели борьбу с иезуитами.

Паскаль включился в эту борьбу. В январе 1656 г. он опубликовал «Письмо Луи де Монтальта одному из его провинциальных друзей» («Lettre écrite par Louis de Montalte à un provintial de ses amis») — первое из знаменитых «Писем к провинциалу», в марте 1657 г. появилось последнее, 18-е письмо. В первых письмах Паскаль использовал пародийный прием: недалекий и не искушенный в вопросах религии провинциал пытается понять доктрину иезуитов на основании того, что ему говорит случайно им встреченный «преподобный отец иезуит». Противники Паскаля представлены в самом смешном свете, их хитрость и лицемерие становятся для читателей очевидными. От вопросов религии Паскаль переходит к вопросам морали, а с 12-го письма оставляет пародирование и иронию и обращается к яростному сарказму.

Письма чрезвычайно насыщены значимым содержанием, над их лаконизмом и выразительностью писатель тщательно работает (по свидетельству Арно, переведшего письма на латинский язык, Паскаль переделывал 18-е письмо не менее тринадцати раз; в 16-м письме Паскаль, извиняясь перед читателями, сообщает, что «он не имел времени сделать его более коротким» — эта фраза стала крылатой). «Письма» оказали влияние на Мольера (особенно в «Дон Жуане» и «Тартюфе»), Ларошфуко, Севинье, Перро и многих других современников Паскаля. Вольтер, восхищавшийся содержанием и формой этого произведения, писал: «Первой гениальной книгой, написанной прозой, было собрание «Писем к провинциалу». Этому произведению суждено было создать эпоху в окончательном оформлении языка».

Другое великое произведение Паскаля — «Мысли»(«Pensées»). Они были изданы посмертно и представляют собой заметки Паскаля, которые должны были послужить материалом для главного труда его жизни — создания апологии христианской религии (о замысле этого произведения он сообщил деятелям Пор-Рояля осенью 1658 г.). Паскаль не успел написать эту апологию и даже определить план сочинения. Остались только наброски. Паскаль их писал на больших листах, разделяя мысли жирными чертами. В ходе подготовки к выступлению в Пор-Рояле по поводу «Апологии»он разрезал листы на фрагменты и разобрал их по связкам, или сериям. Сам автор успел сгруппировать материал первых 28 серий, но в январе 1659 г. заболел, и работа была прервана. В 1662 г. Паскаль умер. Вслед за 28 сериями выделено еще 34, а также дополнительные отрывки, выявленные по другим источникам. Всего оказалось 993 фрагмента (и еще 15 дополнительных). В «Мыслях» Паскаль первым из философов рационализма поставил вопрос о границах «научности», противопоставив «доводам разума» «доводы сердца» и тем самым заложив основы для развития иррационалистических философских систем. «Выведя осн. идеи христианства из традиционного синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: “это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня”. П. исходит из образа человека, воспринятого динамически (состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство), и не устает говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек — “мыслящий тростник”, “в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее”)» (Филос. энц. словарь. М., 1989. С. 466–467).

человека как «мыслящего тростника» (точнее по смыслу — мыслящей тростинки) приобретает широкую известность.

ètes. P., 2000. (Bibliothèque de la Pléiade); в рус. пер. — Мысли. М., 1995.

Лит.: Стрельникова Г. Я. Блез Паскаль. М., 1979; Белл Э. Т. Творцы математики. М., 1979; Тарасов Б. Н. Паскаль. М., 1979, 1982, 2006; Его же. Мыслящий тростник — жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., 2005; Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках / 3-е изд., расшир. М., 2001: Луков Вл. А. Паскаль // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2.

Вл. А. Луков