Приглашаем посетить сайт

Вл.А. Луков. Французская литература (XVII век - рубеж XVIII века)
Версальский экспромт (комедия Ж. Б. Мольера)

Версальский экспромт (комедия Ж. Б. Мольера)

«Версальский экспромт» («L'Impromptu de Versaille») — одноактная комедия в прозе Ж. Б. Мольера, написанная в жанре комедии-критики. «Версальский экспромт» был поставлен в 1662 г., опубликован посмертно в 1682 г.

Драматург изобразил в этой пьесе самого себя под именем Мольер, а также других актеров своей труппы под их собственными именами или сценическими псевдонимами, продолжив традицию «Смешных жеманниц». Зрители давно знали Жана-Батиста Поклена как Мольера, хотя он пытался создать постоянные комические маски (Маскариль, Сганарель) и мог бы остаться в истории под этими именами —см.: Мольер (псевдоним Ж. Б. Поклена). Мольер выступает в пьесе как режиссер спектакля, в котором он должен играть роль «смешного маркиза». Через два часа ожидается прибытие короля, а еще ничего не готово, необходимо провести репетицию. Мольер говорит о том, как трудно развеселить знатных особ, о необходимости выполнять поручения короля в срок. Он взвинчен, груб. Госпоже Мольер, которую действительно играла его жена, он говорит: «Помолчите, жена, вы — дура!» Она, хоть и обижается, подает дельный совет поставить комедию о комедиантах. Мольер поясняет, что такая комедия требует долгой подготовки, но тут же изображает, как, например, можно естественно прочесть роль короля в «Никомеде» Корнеля и как высокопарно ее читает актер Бургундского отеля Монфлери (его имя не называется, зрители должны его узнать по пародии Мольера). Затем он подражает г-же Бошато, актеру Бошато и другим актерам, чья искусственная манера декламации противоречит простой манере актеров мольеровской труппы. В пьесе, которую нужно репетировать, Мольеру и Лагранжу предназначены роли смешных маркизов: «Нынче маркиз — самое смешное лицо в комедии. А что может быть благодарнее такой роли? В старых комедиях неизменно смешил публику слуга-шут, а в нынешних пьесах для увеселения зрителей необходим смешной маркиз», — смело заявляет Мольер, выступая, таким образом, против классицистического принципа чистоты жанров, не позволявшего изображать знатных лиц в комедии.

Далее блестяще раскрываются методы работы Мольера с актерами своей труппы. Одновременно он защищается от нападок на его комедии. Его «смешной маркиз» по ходу роли критикует Мольера. Но Мольер-режиссер, показывая Брекуру, как надо произнести ответный монолог, произносит речь в защиту Мольера уже сам: «Иссякли сюжеты? О бедный мой маркиз! Сюжеты мы всегда будем ему поставлять в достаточном количестве! (...) Ты думаешь, что он исчерпал в своих комедиях все, что есть в людях смешного? Даже если не выходить из придворного круга, разве он здесь не найдет десятка два характеров, которых он еще не касался?» И далее называются друзья-предатели, льстецы, докучные, лицемеры...». «Так вот, — продолжает Мольер, — в сюжетах у Мольера недостатков не будет. Все, чего он касался до сих пор, — это сущие пустяки в сравнении с тем, что еще осталось» — и Брекуру: «Примерно так это надо играть».

Прибывает король, спектакль не готов, но его величество милостиво разрешает сыграть любую пьесу. Заключительные слова «Версальского экспромта» произносит Мольер: «Пойдемте же все вместе и поблагодарим короля за его великие милости!».

и последовавшими ответами его противников.

Мотивы произведения получили полемическое преломление в ответе обиженного Монфлери, для которого де Визе (возможно, в соавторстве с Виллье) написал «Экспромт Отеля Конде». В 1962 г. французский писатель Жан Кокто, обратившись к традиции «Версальского экспромта», написал одно из своих последних произведений — «Экспромт Пале Рояля» для гастролей театра Комеди Франсез в Японии. Среди действующих лиц — Мольер, король Людовик XIV, г-жа де Монтеспан и др.

Текст: Мольер Ж. Б. Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. 1.

Вл. А. Луков, М. В. Луков