Заочное практическое занятие.
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
План практического занятия
1. Выход американской литературы на лидирующие позиции в мировой литературе ХХ века.
2. «Американская мечта» и разочарование в ней: пример Томаса Вулфа.
3. «Контркультура» и битники: пример Аллена Гинзберга.
Методические рекомендации
Американская литература, привлекшая к себе внимание в XIX веке (Ф. Купер, Э. А. По, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилл, У. Уитмен), на рубеже XIX–XX веков давшая всемирно признанных писателей (М. Твен, Дж. Лондон, Т. Драйзер), в ХХ веке в силу ряда исторических и социокультурных причин стала одним из лидеров мирового литературного процесса. В лекциях, где уделяется должное внимание творчеству Э. Хемингуэя, У. Фолкнера и упоминаются Ф. С. Фицджеральд, Д. Сэлинджер, Т. Уильямс, другие выдающиеся американские писатели ХХ века, все же нет возможности представить с достаточной полнотой пути американской литературы.
Мы предлагаем в рамках заочного практического занятия остановиться на авторах, которые были очень популярны в США, но о которых в российских учебниках нередко даже не упоминается. В качестве примеров выбраны Т. Вулф, в чьем творчестве в полный голос зазвучала излюбленная тема американцев — тема американской мечты, представ при этом в своих противоречиях, и А. Гинзберг, отказавшийся от американской мечты и ставший поэтическим голосом битников.
Томас Клейтон Вулф (1900–1938) — американский писатель, чьи романы имели большое влияние на читателей его поколения. Он получил образование в университетах Северной Каролины и в Гарварде. После краткого пребывания за границей Вулф работал преподавателем английского языка в Нью-Йоркском университете (1924–1930). Первый же роман Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел» (1929) имел ошеломляющий успех, что позволило автору полностью посвятить себя писательской деятельности. Подчеркнутый автобиографизм и почти давящая интенсивная эмоциональность его первого романа явно указывали на влияние ирландского писателя Джеймса Джойса и американских романистов Теодора Драйзера и Синклера Льюиса.
Автобиографическую тему продолжили романы «О времени и о реке» (1935) и посмертно опубликованные «Паутина и скала» (1939) и «Домой возврата нет» (1940). В первых двух романах героя зовут Юджин Гант, в двух других — Джордж Уэббер. Цикл объединен центральной темой поиска романтически настроенным молодым человеком жизненных идеалов в бездуховном мире социальной несправедливости. Лирический герой Вулфа обретает смысл жизни, осознавая величие вечных ценностей, сохраняя ностальгическую поэтическую веру в величие Америки и природную добродетель американцев. Для манеры письма Вулфа характерен пылкий, иногда несдержанный лиризм, сравнимый лишь с поэзией другого американца — Уолта Уитмена.
Важную роль в литературной судьбе Вулфа сыграл его редактор и друг Максвелл Перкинс, который решительно и безжалостно сокращал экспрессивные длинноты в его произведениях, делил на отдельные части (четыре романа) рукописный текст, который представлял собой единое целое. Сам автор ввел М. Перкинса в свое повествование под именем Лиса Эдвардса. Были изданы такие произведения Вулфа: сборник коротких рассказов «От смерти до утра» (1935), исследование собственных методов сочинительства «История романа» (1936), сборник «Там за холмами» (1941) содержит неоконченные романы и небольшие отрывки, «Западный журнал» (1951) и «Сочинительство и бытие» (1964).
Вулф умер от осложненной туберкулезом пневмонии, спровоцировавшей менингит, не дожив две недели до своего 37-летия. После Второй мировой войны произведения Вулфа утратили популярность среди молодежи. У нее появились другие кумиры, прежде всего — Д. Сэлинджер с его романом «Над пропастью во ржи», а затем поколение писателей-битников во главе с Дж. Керуаком. Первым из этого поколения снискал подлинную (хотя и скандальную) славу поэт Аллен Гинзберг.
Аллен Гинзберг (1926–1997) — сын поэта, он получил образование в Колумбийском университете (Нью-Йорк), где познакомился с другими битниками — Джеком Керуаком и Уильямом С. Барроузом. После окончания университета в 1948 г. Гинзберг перебрался в Сан-Франциско, где встретил американских поэтов Гэри Снайдера (Gary Snyder), Кеннета Рексрота (Kenneth Rexroth) и Лоренса Ферлингетти (Lawrence Ferlinghetti). Книжный магазин Ферлингетти «Огни Города» издал первую поэму Гинзберга «Вопль» (1956). Некоторое время поэма была под запретом американского правительства, которое обвинило Гинзберга в распространении непристойности. В конце концов обвинения были сняты, а поэма «Вопль» теперь считается наиболее характерным выражением настроений поколения битников, для которых свойственны едкая критика американской мечты и ложных идеалов, осознание несбывшихся надежд и неисполненных обещаний.
поэты Уолт Уитмен и Уильям Карлос Уильямс.
Поэзия Гинзберга неформальна, дискурсивна, исповедальна. Стихийное качество импровизации придают ей непосредственность, частные повторы, откровенный сексуальный подтекст.
С конца 1950-х годов Гинзберг скитается по всему миру, выступая с публичными чтениями своей поэзии. Американская молодежь воспринимала его как некоего гида по бурным 60-м, гуру идей свободной любви, воспевшего употребление психотропных средств. Хотя некоторые его ранние поэмы были написаны под влиянием наркотиков, Гинзберг уже в начале 60-х годов отказывается от их употребления. В поэзии Гинзберга ярко отражено его участие в политических протестах в основном левого толка, обеспокоенность социальными проблемами. Отразившаяся как в творчестве, так и в образе жизни религиозная философия Гинзберга основана на конгломерате иудаизма и буддизма.
Другое программное произведение Гинзберга — «Кэддиш» (1961), большая покаянная поэма, оплакивающая его безумную мать-самоубийцу.
Источники текста для анализа
Вулф Т. Исчезнувший мальчик. Только мертвые знают Бруклин // Американская новелла XX века. М., 1958. Т. 2.
Вулф Т. Нет двери // Наш современник. 1963. №2.
Вулф Т. Домой возврата нет. М. : Худож. лит-ра, 1982.
Ginsberg A. Deliberate Prose: Selected Essays 1952–1995 / B. Morgan, ed. N.Y., Harper Collins, 2000.
& Fame: Poems 1993–1997 / P. Hale, ed. N. Y.: Harper Collins, 1999.
Ginsberg A. Selected Poems 1947–1995. N. Y., Harper Collins, 1996.
Критическая литература
Ган З. Томас Уолф // Интернац. литература. 1940. №11–12.
Анастасьев Н. А. Томас Вулф и реалистическая литература США 30-х годов // Проблемы литературы США ХХ века. М., 1970.
Turnbull A. Thomas Wolfe, N. Y., 1968.
Johnston C. I. Of Time and the Artist: Thomas Wolfe, His Novels, and the Critics. Columbia (SC) : Camden House, Inc., 1996.
Основные тенденции развития современной литературы США. М., 1973.