Приглашаем посетить сайт

Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Заочное практическое занятие. Американская литература ХХ века

Заочное практическое занятие.
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

План практического занятия

1. Выход американской литературы на лидирующие позиции в мировой литературе ХХ века.

2. «Американская мечта» и разочарование в ней: пример Томаса Вулфа.

3. «Контркультура» и битники: пример Аллена Гинзберга.

Методические рекомендации

Американская литература, привлекшая к себе внимание в XIX веке (Ф. Купер, Э. А. По, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилл, У. Уитмен), на рубеже XIX–XX веков давшая всемирно признанных писателей (М. Твен, Дж. Лондон, Т. Драйзер), в ХХ веке в силу ряда исторических и социокультурных причин стала одним из лидеров мирового литературного процесса. В лекциях, где уделяется должное внимание творчеству Э. Хемингуэя, У. Фолкнера и упоминаются Ф. С. Фицджеральд, Д. Сэлинджер, Т. Уильямс, другие выдающиеся американские писатели ХХ века, все же нет возможности представить с достаточной полнотой пути американской литературы.

Мы предлагаем в рамках заочного практического занятия остановиться на авторах, которые были очень популярны в США, но о которых в российских учебниках нередко даже не упоминается. В качестве примеров выбраны Т. Вулф, в чьем творчестве в полный голос зазвучала излюбленная тема американцев — тема американской мечты, представ при этом в своих противоречиях, и А. Гинзберг, отказавшийся от американской мечты и ставший поэтическим голосом битников.

Томас Клейтон Вулф (1900–1938) — американский писатель, чьи романы имели большое влияние на читателей его поколения. Он получил образование в университетах Северной Каролины и в Гарварде. После краткого пребывания за границей Вулф работал преподавателем английского языка в Нью-Йоркском университете (1924–1930). Первый же роман Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел» (1929) имел ошеломляющий успех, что позволило автору полностью посвятить себя писательской деятельности. Подчеркнутый автобиографизм и почти давящая интенсивная эмоциональность его первого романа явно указывали на влияние ирландского писателя Джеймса Джойса и американских романистов Теодора Драйзера и Синклера Льюиса.

Автобиографическую тему продолжили романы «О времени и о реке» (1935) и посмертно опубликованные «Паутина и скала» (1939) и «Домой возврата нет» (1940). В первых двух романах героя зовут Юджин Гант, в двух других — Джордж Уэббер. Цикл объединен центральной темой поиска романтически настроенным молодым человеком жизненных идеалов в бездуховном мире социальной несправедливости. Лирический герой Вулфа обретает смысл жизни, осознавая величие вечных ценностей, сохраняя ностальгическую поэтическую веру в величие Америки и природную добродетель американцев. Для манеры письма Вулфа характерен пылкий, иногда несдержанный лиризм, сравнимый лишь с поэзией другого американца — Уолта Уитмена.

Важную роль в литературной судьбе Вулфа сыграл его редактор и друг Максвелл Перкинс, который решительно и безжалостно сокращал экспрессивные длинноты в его произведениях, делил на отдельные части (четыре романа) рукописный текст, который представлял собой единое целое. Сам автор ввел М. Перкинса в свое повествование под именем Лиса Эдвардса. Были изданы такие произведения Вулфа: сборник коротких рассказов «От смерти до утра» (1935), исследование собственных методов сочинительства «История романа» (1936), сборник «Там за холмами» (1941) содержит неоконченные романы и небольшие отрывки, «Западный журнал» (1951) и «Сочинительство и бытие» (1964).

Вулф умер от осложненной туберкулезом пневмонии, спровоцировавшей менингит, не дожив две недели до своего 37-летия. После Второй мировой войны произведения Вулфа утратили популярность среди молодежи. У нее появились другие кумиры, прежде всего — Д. Сэлинджер с его романом «Над пропастью во ржи», а затем поколение писателей-битников во главе с Дж. Керуаком. Первым из этого поколения снискал подлинную (хотя и скандальную) славу поэт Аллен Гинзберг.

Аллен Гинзберг (1926–1997) — сын поэта, он получил образование в Колумбийском университете (Нью-Йорк), где познакомился с другими битниками — Джеком Керуаком и Уильямом С. Барроузом. После окончания университета в 1948 г. Гинзберг перебрался в Сан-Франциско, где встретил американских поэтов Гэри Снайдера (Gary Snyder), Кеннета Рексрота (Kenneth Rexroth) и Лоренса Ферлингетти (Lawrence Ferlinghetti). Книжный магазин Ферлингетти «Огни Города» издал первую поэму Гинзберга «Вопль» (1956). Некоторое время поэма была под запретом американского правительства, которое обвинило Гинзберга в распространении непристойности. В конце концов обвинения были сняты, а поэма «Вопль» теперь считается наиболее характерным выражением настроений поколения битников, для которых свойственны едкая критика американской мечты и ложных идеалов, осознание несбывшихся надежд и неисполненных обещаний.

поэты Уолт Уитмен и Уильям Карлос Уильямс.

Поэзия Гинзберга неформальна, дискурсивна, исповедальна. Стихийное качество импровизации придают ей непосредственность, частные повторы, откровенный сексуальный подтекст.

С конца 1950-х годов Гинзберг скитается по всему миру, выступая с публичными чтениями своей поэзии. Американская молодежь воспринимала его как некоего гида по бурным 60-м, гуру идей свободной любви, воспевшего употребление психотропных средств. Хотя некоторые его ранние поэмы были написаны под влиянием наркотиков, Гинзберг уже в начале 60-х годов отказывается от их употребления. В поэзии Гинзберга ярко отражено его участие в политических протестах в основном левого толка, обеспокоенность социальными проблемами. Отразившаяся как в творчестве, так и в образе жизни религиозная философия Гинзберга основана на конгломерате иудаизма и буддизма.

Другое программное произведение Гинзберга — «Кэддиш» (1961), большая покаянная поэма, оплакивающая его безумную мать-самоубийцу.

Источники текста для анализа

Вулф Т. Исчезнувший мальчик. Только мертвые знают Бруклин // Американская новелла XX века. М., 1958. Т. 2.

Вулф Т. Нет двери // Наш современник. 1963. №2.

Вулф Т. Домой возврата нет. М. : Худож. лит-ра, 1982.

Ginsberg A. Deliberate Prose: Selected Essays 1952–1995 / B. Morgan, ed. N.Y., Harper Collins, 2000.

& Fame: Poems 1993–1997 / P. Hale, ed. N. Y.: Harper Collins, 1999.

Ginsberg A. Selected Poems 1947–1995. N. Y., Harper Collins, 1996.

Критическая литература

Ган З. Томас Уолф // Интернац. литература. 1940. №11–12.

Анастасьев Н. А. Томас Вулф и реалистическая литература США 30-х годов // Проблемы литературы США ХХ века. М., 1970.

Turnbull A. Thomas Wolfe, N. Y., 1968.

Johnston C. I. Of Time and the Artist: Thomas Wolfe, His Novels, and the Critics. Columbia (SC) : Camden House, Inc., 1996.

Основные тенденции развития современной литературы США. М., 1973.