Приглашаем посетить сайт

Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Занятие 6. Роман И. В. Гёте «Страдания юного Вертера»

Занятие 6. РОМАН И. В. ГЁТЕ «СТРАДАНИЯ ЮНОГО ВЕРТЕРА»

План практического занятия

1. Эпоха и личность И. В. Гёте. История создания романа «Страдания юного Вертера».

2. Какие темы романа можно считать главными?

3. Влияние романа «Страдания юного Вертера» на русскую литературу (трактовка любви, тема лишнего человека).

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос студенты должны доказать фактами биографии Гёте, что роман «Страдания юного Вертера» можно рассматривать как результат терапии творческим самовыражением.

Реалистическая трактовка характера не принималась многими современниками Гёте. В частности, Наполеон считал, что главное в романе — любовь и смерть, все остальное — лишнее. Принципиально иную точку зрения высказал отечественный исследователь Л. Е. Пинский. Он писал: «В «Вертере» выступает сознательно-исторический принцип: показан человек определенного общества, определенного характера… Неудовлетворенный жизнью, Вертер находит в Лотте свой идеал, но так как он недосягаем, то Вертер обращается к практической жизни и погибает, не найдя и здесь себе места. Лотта –– всего лишь момент в жизни Вертера. Сложность мотивировки — это оправдание смутного — составляет существо сентиментального подхода».

Студентам в ходе занятия предлагается сравнить образ Вертера с типом лишнего человека в русской литературе XIX века, показать близость и отличие в обрисовке характера.

Самоубийство Вертера можно трактовать и с точки зрения психологии. Можно сказать, что его смерть закодирована в психической сути этого человека, а Лотта и общество — лишь внешние стимулы самоубийства.

В связи с этим предлагается выбрать одну из трех характеристик психотипа Вертера: а) меланхолик, б) депрессивно-маниакальный тип, в) аутист. В этом вопросе студенты должны показать отличие трактовки безумия у Гёте от идеи безумия в эпоху Позднего Возрождения («Гамлет» и «Дон Кихот»).

В финале занятия предлагается рассмотреть, как трактовка любви у Гёте в романе «Страдания молодого Вертера» повлияла на философию любви у русских авторов XIX–XX веков («Вешние воды» И. С. Тургенева; «Темные аллеи» И. А. Бунина и др.).

Информация к домашнему размышлению

Абсолютизация чувства, которая происходит в сентиментализме, нашла, наверное, адекватное восприятие культурным коллективным сознанием лишь в эпоху Просвещения. После публикации романа Гёте Европу даже поразил «синдром Вертера» — среди читающей публики прокатилась волна самоубийств (похожее происходило, кстати, и в России после трагической смерти С. Есенина).

Домашнее задание

Определить эстетику «карты перечитывания» романа Гёте «Страдания юного Вертера» реалистом У. Теккереем.


Как любил Шарлотту Вертер!

Не любил никто так сроду!

Он ее впервые встретил

Нарезавшей бутерброды.

 

У Шарлотты муж имелся.

Вертер был моральный малый

И за все богатства мира

Ей дурного не желал ей.

 

Он вздыхал, в нем страсть бурлила,

У него мутился разум.

И в свой лоб влепил он пулю,

Чтоб со всем покончить разом.

 

А Шарлотта, видя тело,

Что лежала, как колода,

Как воспитанная дама,

Вновь взялась за бутерброды.

Перевод А. Васильчикова