Приглашаем посетить сайт

Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Предисловие

Предисловие

В конце 1990-х — начале 2000-х годов ведущими российскими издательствами выпущена серия практикумов по зарубежной литературе разных периодов: «Зарубежная литература ХХ века» под ред. Н. П. Михальской и Л. В. Дудовой (1999), «Античная литература» М. И. Никола (2001), «Зарубежная литература конца XIX — начала ХХ века» В. П. Трыкова (2001), «Зарубежная литература XIX века» под ред. Вл. А. Лукова (2002), «Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США)» Г. Н. Храповицкой (2003), «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» Е. Н. Черноземовой и Вл. А. Лукова (2004), «История зарубежной литературы XVII–XVIII веков» Е. Н. Черноземовой, В. Н. Ганина и Вл. А. Лукова (2004), «Зарубежная литература. XVII век» Н. Е. Ерофеевой (2004), «Зарубежная литература ХХ века. Часть I» А. Р. Ощепкова (2005).

Данное учебное пособие развивает сложившиеся традиции практикумов, но в то же время заметно отличается от названных книг, предназначенных для студентов филологических факультетов вузов России. Эти отличия определяются наличием точного адресата — пособие предназначается для организации практических занятий на факультете культурологии и туризма Московского гуманитарного университета, где на третьем курсе студенты изучают историю литературы: в первом семестре — зарубежной, во втором семестре — отечественной.

Пособие написано в рамках научного проекта «Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета»: программы курсов и учебные пособия». Образовательный стандарт МосГУ полностью соответствует действующим ГОС ВПО, конкретизируя и расширяя их дидактические единицы. Для специальности 020600 — культурология (квалификация — культуролог) соответствующий раздел «Образовательного стандарта Московского гуманитарного университета» содержит следующие дидактические единицы (курсивом выделены дополнения МосГУ к ГОС ВПО):

ОПД.Ф.05. Теория и история литературы

Литература в контексте теории и истории культуры. Слово и образ. Жанры и стили литературного творчества. Памятники литературы традиционного Востока. Классические литературные жанры Античности. Литература европейского Средневековья. Предвозрождение: Данте. Литература Возрождения. От Возрождения к XVII веку: Шекспир и Сервантес. Основные литературные направления Нового времени. XVII век. Барокко: Кальдерон. Классицизм: Мольер. XVIII век. Просвещение. Руссо. Предромантизм. Гёте, Шиллер. XIX век. Романтизм и реализм. Образ молодого человека в литературе XIX века. Рубеж XIX–XX веков. Натурализм, символизм, неоромантизм. ХХ век. Модернизм: Пруст, Джойс, Кафка, экспрессионизм, сюрреализм, «драма абсурда». Судьбы реализма. Проблема жанра в литературе ХХ века. «Массовая беллетристика». Ведущие направления в мировой литературе конца ХХ века. Постмодернизм. Проблемы взаимодействия литератур различных культурных регионов мира в XIX и ХХ веках.

История русской литературы. Русская литература XIX века как явление мировой культуры. Пушкин, Тургенев, Л. Толстой, Достоевский, Чехов, Горький, их всемирное признание. Феномен русской советской литературы. Литература русского зарубежья.

Теоретико-литературные проблемы изучения литературы в ХХ веке.

История литературы изучается в течение одного учебного года. Первый семестр отводится изучению зарубежной литературы, второй семестр — изучению отечественной литературы.

Первая часть учебного пособия предназначена для организации практических занятий первого семестра (пятого семестра в общем плане подготовки культурологов).

На практические занятия выносятся следующие темы:

Занятие 1. Трагедия Софокла «Эдип-царь».

Занятие 2. Средневековая лирика.

Занятие 3. Трагедия У. Шекспира «Гамлет».

Занятие 5. Комедия Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

Занятие 6. Роман И. В. Гёте «Страдания юного Вертера».

Занятие 7. Поэма Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Занятие 8. Американский романтизм: Э. А. По.

Занятие 10. Пьеса Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».

Приводятся примерные планы занятий, методические рекомендации и задания.

Далее в пособии следуют примеры тестов и списки рекомендуемой литературы.

В пособии выделяется два уровня сложности материала: первый — учебный, адресованный всем студентам. Он позволяет качественно подготовиться к предстоящему разговору на практическом занятии. Второй уровень — научный, хотя и адаптированный к задачам учебной работы. В этой части пособия материал адресован тем студентам, которые стремятся не только подготовиться к практическому занятию и в итоге хорошо сдать экзамен, но и углубиться в мир литературы и науки о литературе. Первый уровень — для всех, второй — для немногих. Первый — обязательный, второй — факультативный. Студентам предоставляется право выбора: ограничиться материалом первого уровня или еще обратиться к материалу второго уровня.

практических занятий: Шарль Бодлер. «Цветы зла»; Франц Кафка. Притчи; Американская литература ХХ века.

Кроме того, в учебное пособие (второй уровень) включен теоретический раздел, где представлены следующие темы: история литературы как наука; основные литературоведческие методы изучения литературного процесса; основные категории истории литературы; тезаурусный подход к изучению культуры и литературы.

Пособие адресовано и студентам, и преподавателям, проводящим практические занятия. Это отразилось в тексте: прямое обращение к студентам нередко уступает место советам преподавателям, на что нужно обратить внимание студентов в ходе подготовки и проведения занятия. Думается, что студентам совсем неплохо знать, какую именно работу предполагают с ними проводить преподаватели.

Завершающий пособие текст о тезаурусном подходе раскрывает как основной научный метод, которым руководствуются авторы при анализе литературных явлений, так и методику преподавания курса истории литературы, отбора изучаемых произведений и проблематики практических занятий.