Приглашаем посетить сайт

Вл. А. Луков. Зарубежная литература. Практикум.
Занятие 1. Трагедия Софокла «Эдип-царь»

Занятие 1. ТРАГЕДИЯ СОФОКЛА «ЭДИП-ЦАРЬ»

План практического занятия

1. Проблема соотношения литературы и мифа.

2. Трагедия Софокла «Эдип-царь», функционирование мифологической модели мира в пьесе.

3. Система образов в трагедии.

4. Черты жанра трагедии в «Эдипе-царе».

5. «Эдип-царь» в современном культурном сознании.

Методические рекомендации

Функционирование мифа в нашем мире — одна из сложнейших культурологических проблем, поскольку современное сознание характеризуется как неомифологическое, т. е., с одной стороны, актуализирующее архаические мифологические структуры, с другой — создающее новые. На первом занятии необходимо развести мифологическое и историческое сознание прежде всего с точки зрения категории времени-пространства. Графическая символика этой оппозиции — круг (цикличность) и отрезок (линейность) При ответе на второй вопрос необходимо определить, какие сюжетные ходы указывают на генетическую связь трагедии Софокла с мифологической моделью мира. Для этого анализируется «зеркальный» принцип построения образов в литературном повествовании (мотивы слепоты и хромоногости). Студентам предлагается ответить на вопрос: «Что такое самоослепление Эдипа в контексте мифологического круга:

- трагически закончившаяся попытка из него вырваться, организовать себя как самодостаточную данность, индивидуальность;

- попытка приобрести «божественный» дар всеведения, тем самым стать звеном цепи, окружающей хор — одинаково мыслящих, действующих и говорящих людей?» Для определения особенностей функционирования мифа в трагедии на самом глубинном содержательном уровне предлагается сравнить две точки зрения представителей мифологической школы.

По мнению Р. Грейвза, «убийство Лая — это свидетельство ритуальной смерти солнечного царя от рук приемника: Лай погиб потому, что его выбросило из колесницы и лошади потащили его по земле. Похищение им Хрисипа, возможно, относится к принесению в жертву мальчика, заменяющего собой царя, по окончании первого года правления…» (Грейвз Р. Мифы древней Греции. М., 1992). Иное представление о пьесе имеет основатель структурной антропологии К. Леви-Стросс: «Что же выражает миф об Эдипе?.. Вероятно, что общество, проповедующее идею автохтоннности человека, не может перейти барьер к мысли о том, что каждый из нас рожден от союза женщины и мужчины. Это непреодолимый барьер. Но миф об Эдипе дает логический инструмент, при помощи которого от первоначальной постановки вопроса — человек родится от одного существа или от двух? — можно перейти к производной проблеме, формулируемой приблизительно так: подобие рождается подобным или чем-то другим?» (Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983).

При рассмотрении собственно филологических вопросов (система образов, черты жанра) рекомендуется обратиться к учебникам по античной литературе, разделу о «Поэтике» Аристотеля в «Истории литературы» Вл. А. Лукова.

Для понимания тезауруса Эдипа в современном сознании предлагаются для рассмотрения следующие формулы существования человека в мире: 1) «самостоянье человека — залог величия его» (А. С. Пушкин), 2) маленький человек, 3) человек-масса, 4) сверхчеловек.

Гуманистическая: «В мифологических образах провидцев — Эдипа и Тиресия — в этих олицетворения «зрячей слепоты «видение» открывается нам как «веденье»: его смысл переходит в новую форму… Загадка Сфинкса, разгаданная мудрым Эдипом, означала: человек… Когда зрячий Эдип разгадал загадку Сфинкса, его мудрость была еще слепа. Ибо с разгадки, со слова «человек», только и начинается мудрая загадка Сфинкса: что знает человек?.. На тайне человеческого знания построена та трилогия об Эдипе-фиванце у Софокла: трагедия «Эдип» — трагедия слепоты и прозрения» (Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987).

Экзистенциальная: «Софокл построил действие своей драмы так, как строят машины… Техническое совершенство драмы четкостью своего действия отражает механическое развитие катастрофы, так хорошо подготовленное НЕВЕДОМЫМ. Адская, или божественная, машина предназначена разбивать, полностью взрывать все внутреннее построение человеческого счастья… Все персонажи драмы, и Эдип первый, сами того не зная, способствуют непреложному развитию событий. Они сами — части той машины, шкивы и ремни действия, которое не могло бы развиваться без их помощи… Они считают себя независимыми человеческими существами... они люди, занятые собственными делами, своим счастьем, мужественно завоеванным ими путем честного выполнения своего человеческого долга — добродетельного поведения… но вдруг они замечают в нескольким метрах от себя некое подобие громадного — мы бы сказали — танка, который они, сами того не зная, привели в движение, представляющего собой их собственную жизнь, двинувшуюся на них для того, чтобы их раздавить» (Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1959).

Сравните с пониманием положения человека в современной нам действительности у Х. Ортеги-и-Гассета:

«Вновь и вновь вмешиваясь в общественную жизнь, Государство будет давить все непосредственные, творческие порывы, пока наконец не уничтожит в зародыше саму возможность произрастания новых идей. Общество будет вынуждено жить для Государства, человека — для государственной машины. И, поскольку, в конце концов, Государство — это не что иное, как машина, надежность работы которой постоянно требует технического осмотра и подкармливания топливом жизненных сил окружающих ее людей, Государство, высосав все его соки, само подцепит чахотку, высохнет и умрет ржавой смертью машины… Такой была судьба древних цивилизаций» (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991).

такие произведения русской классики, как «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского или «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В этом смысле эдипов комплекс становится всего лишь очередной мифологемой современного научного гуманитарного сознания, за которой нет истины, а есть только дальнейшее движение от реальности.

Становление любого писателя, художника происходит в динамике, схожей с динамикой эдипова комплекса. При этом собственно текстуальные отношения поэтов почти всегда лишены сексуальной мотивировки, поэтому употреблять термин «эдипов комплекс» нужно аккуратно, имея в виду лишь полифонию (многоголосье), запрограммированную в каждом современном тексте.

Домашнее задание

Выясните, как был устроен древнегреческий театр, как бы в нем игралась трагедия Софокла «Эдип-царь».