Приглашаем посетить сайт

А. Лукьянов. Геррик и его книга "Геспериды... "
Часть 10

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

***

Под одной обложкой с «Гесперидами» Геррик издал свои «Благочестивые строфы», около 300 стихотворений религиозного характера, в основном обращённые к Спасителю нашему Иисусу Христу. Эти стихотворения увеличивают представления читателей о таланте и даже гении поэта, но вряд ли создают ему большую известность. Геррик и Донн – вот два поэта-священника XVII века, которые заставили свою Музу обратится к религии и выразить все те чувства и сомнения, что их одолевали. И если Донн в своей религиозной поэзии совсем не тот, что в поэзии любовной, своих элегиях или сатирах, то Геррик не смог изменить своего земного ощущения жизни, и при обращении к Богу он остаётся таким же материалистом и фламином. Религиозные стихи Донна трагичны. Перейдя из католичества в англиканскую церковь, Донн постоянно размышляет о грехе и справедливости, о своём отношении к Богу, о милосердии или гневе Господа к нему. Донн пишет о своей больной душе, своих сомнениях, страхах, надеждах.

Начиная от меньшей набожности в меланхолических сонетах «La Corona», переходя затем к унылым «Литаниям», Донн в конце концов терзает себя в «Священных сонетах», изображая душу, которая с трудом добивается спасения, полную страхов и трепета перед всемогуществом Господа. «Два полюса, между которыми она колеблется, - отмечает Хелен Гарднер, - это вера в милость Бога нашего Христа, и чувство собственной ничтожности, которое невероятно близко к отчаянию». (Helen Gardner "The Religious Poetry of John Donne," in John Donne: A Collection of Critical Essays, edited by Helen Gardner, Prentice-Hall, Inc., 1962, pp. 123-36.)

Стихотворения Геррика лишены того ощущения душевного беспокойства, страха, сомнения и внутренней борьбы, свойственного творениям Донна, они более чувственны, приземлены, и к Господу Геррик, можно сказать, обращается так, как обращается он к Ларам, или богам античности. Может быть именно «Литании» Донна побудили Геррика написать свои «Литании к Св. Духу»,


1. В час, когда в беде томлюсь, 
С искушением борюсь, 
В том, что грешен признаюсь, 
О Дух, утешь меня! 

2. И когда ложусь в кровать 
С грустью на сердце опять, 
И сомненья не прогнать, 
О Дух, утешь меня! 

…………………………… 

10. И когда мне Дьявол нить 
Искушений хочет свить, 
Чтоб на муки осудить, 
О Дух, утешь меня! 

11. И когда из ада крик, 
Напугав меня, возник, 
Где огня ужасный блик, 
О Дух, утешь меня! 

12. И когда на Божий Суд, 
Все кто прятались, придут, 
И к Тебе взову я тут: 
О Дух, утешь меня! 
(Перевод А. Лукьянова) 

Но если рассмотреть характеры обоих священников, их жизнь, их восприятие мира и Бога, то они окажутся совершенно разными, и по идеям, и по духовному накалу, и по сложности чувств. В целом отношение к религии у Геррика светское. Он обращается к Богу, признаёт его величие, полностью отдаётся в его руки, но без мук отчаяния и каких-либо сомнений. Даже прося у него прощение за «свой языческий стих», Геррик, однако, в тайне горд своим творчеством и надеется на признание и прощение Господа. В его обращении к Богу мы не чувствуем трагического отчаяния Донна, ни даже стойкой убеждённости фанатиков, вступающих за свои убеждения на костёр.

Символика и проникновение внутрь душевных переживаний человека, свойственных Джорджу Герберту, или неземные возвеличивания Крэшо, его экзальтированность и описание феноменов трансцендентного мира были чужды Геррику, так же как и мистические откровения Воэна и Трахерна. Геррик относится к Богу, как простой верующий. В его «Псалме к Господу нашему Иисусу», выполненному в форме КРЕСТА, чувствуется внутренняя потребность Геррика показать себя мастером поэтической формы, которой он придаёт не меньшее значение, чем своей вдохновенной молитве к страдающему на кресте Спасителю.

Как «девонширские» прихожане Геррика молили Господа об урожае, о дожде, о здоровье, также и сам хозяин прихода обращается к Господу с различными просьбами. В подражание "Гимну моему Господу, во время моей болезни" Джона Донна Геррик пишет своё стихотворение «К Богу, о болезни». Однако у Геррика это не торжественный гимн своему Господу в минуту недуга телесного, а обычная просьба, милая, непосредственная, очень похожая на его светские «гномические гимны».

 все же 
Ты оживишь, Всесильный Боже. 
(Пер. В. Савина) 

«благочестивых строфах» звучат нотки искренней, непосредственной веры, высказанные с неподдельным простодушием и наивным обаянием. Только настоящий, высокий поэт, мог сказать так убедительно о святых каждому верующему предметах и темах.

Пусть многим жемчуг тешит взгляд, 
И златом вышитый наряд. 
Всего одна охапка сена, 
Где спал малыш благословенный, 
Одна его пеленка - вот 
Богатый дар на Новый год. 
(Пер. А. Скрябина) 

 

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11