Приглашаем посетить сайт

А. Лукьянов. Геррик и его книга "Геспериды... "
Часть 6

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

***

Несмотря на то, что Геррик оставался принципиальным холостяком, несмотря на некоторые его стихи, в которых он с вызовом надсмехался над женатыми мужчинами, само понятие брака и брачных отношений было важной темой его лирики. Хизер Дюброу рассматривал брак в эпоху социальных потрясений эпохи Стюартов, как "источник и символ упорядоченного и гармоничного общества»(Heather Dubrow, A Happier Eden: The Politics of Marriage in the Stuart Epithalamium (Cornell U. Press, 1990), 49.) Потому эпиталамы, или просто свадебные стихотворения Геррика находятся в русле общего представления эпохи. Уже в «Кратком содержании его книги» поэт пишет о «женихах», «невестах», «свадебном пироге», то есть о том, что явится важной составляющей его «Гесперид». Очень часто у Геррика обязательность приятного времяпрепровождения, его тема «carpe diem» подводит юношей и девушек к браку.

Патриархальный брак был основой семьи, а семья – это хозяйство, основа политического строя. Причём целомудрие девушки - девственность до брака, или сексуальная верность после свадьбы - лежит в основе социальной значимости женщины, ибо без целомудрия последних мужчины не могут гарантировать законность своим наследникам. Сам поэт столько лет сочетал браком своих прихожан, крестил их детей, фактически являясь столпом патриархальной морали во вверенном ему приходе, что во многих стихотворениях он просто обязывает девушек совершить свадебный обряд. В стихотворении «К девицам, гуляющим за околицей» поэт изображает вечернюю встречу юношей и девушек, которые кроме игр и поцелуев, обсуждают, что приготовят невесты на свадьбу и какого священника себе выберут. Геррик пишет несколько эпиталам своим друзьям, где желает им всяческих благ в браке, или просто пишет похвалу свадебному обряду. Незамужняя девушка для Геррика – это в некотором роде угроза обществу. Холостяки ещё могут существовать на земле, но девственницы должны познать любовь и сыграть свадьбу. Поэт так и назидает девственницам, которые слишком долго выбирают себе любовную пару:

«Коринне, идущей на праздник Мая» обязательным является процесс сватания, выбора священника, после ночных гуляний, поцелуев и «обнимок в траве». В «Свадебные виршах госпоже Элизабет Ли» Геррик удивлён, что девушка не торопится на свою свадьбу, которая должна быть важнейшим событием в её жизни.

Фи, девушка! не медли в свой черёд, 
Когда направит в храм тебя Эрот. 
С фатой и свадьбой ты не канитель: 
Короткий пир, и быстренько в постель. 
(Пер. А. Лукьянова) 

Однако, несмотря на это, Геррик считает, что главная задача девушек – вступить в брак. В принципе, замужество было первейшей добродетелью женщины в христианские времена вплоть до XX века.

– мужчине, патриархальность брачных отношений, верность жены – мужу, всё это проявилось в необычном стихотворении поэта «Юлия в церкви, или обряд очищения». По традиции женщина через месяц после родов должна придти в церковь со своей акушеркой, чтобы очиститься от родов, и снова иметь возможность жить сексуальной жизнью с мужем. Геррик подробно описывает весь этот обряд в церкви. Этот обряд («churching») был введён в первой половине XVII века Уильямом Лаудом, архиепископом кентерберийским, который строго требовал точнейшего соблюдения принятых при богослужении обрядов и постепенно вводил новые, напоминающие католическую службу, существенно изменив английскую литургию. Однако после казни Лауда в 1645 году, церемония «churching» была отменена. Но Геррик всё-таки пишет своё стихотворение, и мало того, он трансформирует обряд таким образом, что Юлия не только очищается после родов, но и как бы восстанавливает свою девственность. Она не просто снова может жить с мужем сексуальной жизнью, но и вторично лишиться девственности, словно выходя замуж второй раз.

Потом я Дефлорацию твою 
Второй Эпиталамой воспою. 
Та, кто для мужа девственность хранит, 
Всегда как Новобрачная манит, 
В Постели так пуглива и нежна, 
Как будто Непорочна вновь она. 

(Пер. А. Лукьянова) 

«В сексуальной структуре «Гесперид», - отмечает Марджори Сванн, - дефлорации жены является высшим выразителем власти мужа, как акт, который символизирует и создает порядок в обществе». (Marriage, celibacy, and ritual in Robert Herrick's 'Hesperides. ' Swann, Marjorie. Philological Quarterly v. 76, no 1. p19-46. 01. 01. 1997.)

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11