Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Роберт Браунинг, Альфред Теннисон, Алджернон Чарлз Суинберн

Поэзия 40-70-х годов

Роберт Браунинг (Robert Browning, 1812-1889)

Альфред Теннисон (Alfred Tennyson, 1809-1892)

Алджернон Чарлз Суинберн (Algernon Charles Swinburne, 1837-1909)

Имя талантливого поэта Роберта Браунинга стоит в одном ряду с крупнейшими мастерами английской поэзии. В общем контексте литературного процесса XIX в. творчество Браунинга представляет собой переходное эстетическое явление от романтизма к реализму; творческий метод Браунинга, формировавшийся под значительным влиянием романтической поэзии (Байрон, Шелли), испытал вместе с тем определенное воздействие поэтики реалистического романа (Диккенс, Бальзак).

Эстетические принципы Браунинга выражены в его художественном манифесте «О поэте объективном и субъективном, о целях последнего, о Шелли, человеке и поэте» (On the Poet Objective and Subjective, on the Latter's Aim; on Shelley, the Man and the Poet, 1851). Браунинг говорит о двух типах поэтов и соответственно о двух типах поэзии - субъективной и объективной. Первая представлена Шелли, вторая - Шекспиром. Каждый из двух видов поэзии имеет свои особенности и обладает своими преимуществами. «Субъективный» поэт за конкретными явлениями бытия провидит истину; однако субъективная поэзия, основанная на индивидуальном восприятии, в большей степени преходяща.

Объективная поэзия, не выявляя личности поэта, создает верную картину действительности и потому имеет более длительную жизнь. Идеал самого Браунинга - в слиянии этих двух начал. В его поэзии интроспекция, философская насыщенность мысли, углубленный психологизм сочетаются с интересом к условиям жизни героев и обстановке действия, с вниманием к бытовой детали, со стремлением передать исторический колорит.

В творчестве Браунинга выделяются три периода: первый -с 1833 по 1846 г., второй («итальянский») - с 1846 по 1861 г., третий - с 1861 по 1889г. Браунинг начинает как последователь романтиков, и прежде всего - Шелли. О своей преданности Шелли говорит лирический герой первой поэмы Браунинга «Полина» (Pauline, 1833). О преклонении перед Шелли свидетельствуют и многие последующие произведения поэта (стихотворение «Memorabilia»[1], 1855 и др.).

В раннем творчестве Браунинга преобладает интерес к образу героической личности и теме подвига. Проблема героического деяния в сфере творчества ставится в поэмах «Парацельс» (Paracelsus, 1835) и «Сорделло» (Sordello, 1840). В поэме «Парацельс» звучит «тема Фауста». Герой поэмы ученый Парацельс, движимый страстью к знанию, преданный науке, обретает смысл жизни в служении людям. Вера в человека и его возможности поддерживает Парацельса в его подвижническом труде, помогая преодолевать горечь обид и жизненные сложности. Самоотверженность, воля и горение Парацельса роднят его с образом Прометея из поэмы Шелли.

Проблеме нравственного идеала посвящена поэтическая пьеса «Пиппа проходит» (Pippa Passes, 1841), в которой носительницей идеи гуманности выступает простая девушка из народа - фабричная работница Пиппа. В песенках, которые распевает наивная и простодушная Пиппа, проходя по улицам итальянского городка Азоло, выражены мечты о счастье и справедливости. Эти песни пробуждают и в богатых, и в бедных стремление к добру, удерживают людей от жестокости. «... В песнях Пиппы -выношенные народом понятия о нравственности и правде, и в этом сила их воздействия»[2].

Известность Браунингу принесли его поэтические сборники «Драматическая лирика» (Dramatic Lyrics, 1842), «Драматические поэмы» (Dramatic Romances and Lyrics, 1845), «Мужчины и женщины» (Men and Women, 1855), включающие стихи, драматические сцены, лирические монологи.

Браунинг соединяет лирику с драмой. Его излюбленной поэтической формой является лирический монолог, характеризующийся драматизмом действия, передачей сложной гаммы чувств и философских размышлений. В лирическом монологе «Фра Липпо Липпи» (Fra Lippo Lippi, 1855) развивается тема искусства итальянского Ренессанса. Лирический герой - художник XV в. Филиппо Липпи, повествующий о своей жизни, - воплощает в себе лучшие черты человека эпохи Возрождения -высокую одаренность, силу и широту мысли, гуманность.

В форме драматической поэмы написано самое крупное произведение Браунинга - роман в стихах «Кольцо и книга» (The Ring and the Book, 1869). В основе сюжета - реальный факт одного из судебных процессов в Риме XVII в.: убийство, совершенное из корыстных побуждений графом Гвидо. Произведение строится как цепь монологов, в каждом из которых события освещаются с точки зрения того действующего лица, которое этот монолог произносит (Гвидо, юная Помпилия, адвокаты и т. д.). Браунинг проявляет себя тонким мастером психологического анализа.

Многие произведения Браунинга представляют собой творческую переработку известных литературных сюжетов, мотивов и образов. Поэт черпает вдохновение в творениях Гёте и Шекспира, Байрона и Шелли; одна из его последних поэм - «Фифина на ярмарке» (Fifine at the Fair, 1872) - является художественным переосмыслением истории похождений Дон Жуана. Поэт утверждает мысль о высокой ценности принципов нравственности.

Общность поэтических интересов сблизила Браунинга с поэтессой Элизабет Баррет, ставшей в 1846 г. его женой (Elisabeth Barrett-Browning, 1806-1861). В ее лучших стихах звучит отклик на социальные проблемы времени. Ее стихотворение «Плач детей» (Cry of the Children, 1843), осуждавшее применение детского труда на фабриках, пользовалось известностью в среде чартистов. Стихотворения, вошедшие в сборник «Песни конгресса» (Poems Before Congress, 1860), написаны под впечатлением итальянской революции 1848 г.; теме равноправия женщин посвящен роман в стихах «Аврора Ли» (Aurora Leigh, 1857).

Элизабет Баррет-Браунинг - тонкий мастер любовной лирики (Сборник «Сонеты, переведенные с португальского» - Sonnets from the Portuguese, 1847). В ее проникновенно-нежных и болезненно-меланхоличных стихах звучат слова благодарности любви, которая входит в жизнь, отстраняя тень смерти (сонет 203), звучит обращенный к возлюбленному призыв «любить ради самой любви» (сонет 204). Теннисон-поэт продолжает традиции романтической поэзии Вордсворта. Вслед за Вордсвортом он становится поэтом-лауреатом (1850). Основные мотивы поэзии Теннисона - идиллия сельской жизни, любовь бедняка, духовная сила героев народных преданий - возникли как реакция на унылый буржуазный практицизм викторианской эпохи. Теннисон не избежал, однако, воздействия викторианской морали добропорядочности и смирения. Отсюда морализаторский характер многих его произведений. Морализаторские тенденции сковывали талант поэта. Лучшие черты творчества Теннисона заключаются в лирическом изображении простых человеческих чувств и переживаний, в музыкальности и живописности его стиха.

Идеализированное изображение сельской жизни характерно для такого стихотворения, как «Королева мая» (The May Queen, 1842), в котором передано сентиментальное чувство юной Алисы, просто и трогательно выражающей в словах, обращенных к матери, свою мечту о том, чтобы стать королевой мая на сельском празднике.

Теннисон поэтизирует благородные чувства простых людей. С большим сочувствием он рассказывает о судьбе рыбака в поэме «Енох Арден» (Enoch Arden, 1864). Любви бедняка посвящена поэма «Мод» (Maud, 1855). Бедняк любит Мод преданно и восторженно. Он счастлив, что встретил ее, но при этом с грустью думает о том, что ее вниманием может завладеть богатый соперник. Наиболее впечатляющи те стихи, в которых передано восхищение красотой Мод. У нее прекрасное тонкое лицо, голос ее звенит в небе, когда она поет веселую балладу, следы ее ног «словно драгоценные камни на зеленой английской земле».

«Принцесса» (The Princess, 1847). В этой поэме отстаивается право женщины на независимость и самостоятельность. Тем самым в вопросе о назначении женщины Теннисон отчасти преодолевает викторианские представления. Современная идея поэмы сочетается, однако, со стилизацией под фольклорное произведение.

Пейзажные стихи Теннисона, стихи о природе окрашены настроением печали. Изображение моря в стихотворении «Бей, бей, бей» (Break, break, break, 1842) проникнуто горестным чувством поэта, потерявшего своего друга Артура Генри Халлама, умершего в юности:

Возвращаются в гавань опять 
Корабли, обошедшие свет. 
Но как тяжко о мертвой руке тосковать, 
Слышать голос, которого нет,
Бей, бей,бей
В неподвижные камни, вода! 
Благодатная радость потерянных дней 
Не вернется ко мне никогда.
(Пер. С. Маршака)

Значительное место в творческом наследии поэта занимает цикл поэм «Королевские идиллии» (The Idylls of the King, 1859-1889), представляющий собой стилизованное переложение средневековых сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В этом цикле проявились верноподданнические настроения и консерватизм Теннисона. Однако целый ряд стихов цикла привлекает своим лирическим чувством и музыкальностью.
Поэзию Теннисона переводили на русский язык А. Н. Плещеев, М. Л. Михайлов, С. Я. Маршак.

Если Теннисон был верен патриархальным темам Вордсворта, то Суинберн унаследовал бунтарский, мятежный дух Шелли, развивая традиции активного романтизма. Суинберн бросил вызов викторианскому консерватизму, противопоставив буржуазной пошлости идеал политической и нравственной свободы. Антивикторианское бунтарство предопределило основные темы его творчества - тему свободы, связанную с его республиканскими и атеистическими убеждениями, и тему откровенно чувственной любви, возникшую в его стихах под влиянием поэзии второй половины XIX в., в частности поэзии прерафаэлитов. Революционно-романтическая традиция Шелли и Виктора Гюго сочеталась в творчестве Суинберна с эротизмом и пессимизмом поэзии конца века.

Свободолюбивые идеи выражены в стихах, посвященных прославлению борьбы Италии за свою независимость. Это стихи, опубликованные в сборниках «Песнь об Италии» (A Song of Italy, 1867), «Предрассветные песни» (Songs Before Sunrise, 1871). Суинберн воздает хвалу борцам против тирании, среди которых он называет Мадзини и Гарибальди.

«Песни весенних приливов» (Songs of the Springtides, 1880). Гедонистические и фаталистические мотивы характерны и для поэтической драмы -трилогии о Марии Стюарт - «Шателяр» (Chastelard, 1865), «Босуэлл» (Bothwell, 1874), «Мария Стюарт» (Mary Stuart, 1881). В последний период своей деятельности Суинберн отошел от бунтарства и занял верноподданнические позиции. Значение Суинберна определяется прежде всего его творчеством 60-70-х годов. Его поэзия ценна страстным порывом к свободе, стремлением воспеть «с печалью глубокой и мудрой человека священный дух», высоким мастерством стихосложения. Суинберн внес много нового в английскую поэзию: трехсложные размеры, обилие аллитераций, изощренность рифм. Сложная система метафор и символов в его стихах предвосхищает черты английской поэзии XX в.

Комментарии

1. Memorabilia (лат.) - то, что памятно.