Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Чарлз Перси Сноу (Charles Persy Snow, 1905-1980)

Чарлз Перси Сноу (Charles Persy Snow, 1905-1980)

Писатель-гуманист Чарлз Сноу в своем художественном творчестве и общественно-политической деятельности стремится к устранению разрыва между технической и гуманитарной культурой в век научно-технического прогресса, к установлению мирных отношений между странами в эпоху, чреватую опасностью новой войны. Отказавшись от карьеры ученого-физика, Чарлз Сноу посвятил себя общественной и писательской деятельности. Он одобрял миролюбивую политику Советского Союза, с большим интересом относился к русской и советской литературе. По инициативе М. А. Шолохова Чарлз Сноу был избран почетным доктором Ростовского университета.

Свои взгляды на искусство и литературу Сноу утверждал в полемике с модернизмом.

Специфику реалистического романа Сноу видел в комплексном художественном исследовании человека и общества в социальном, нравственном, психологическом, интеллектуальном аспектах, которые взаимосвязаны и слиты. В реалистическом романе личность раскрывается в ее общественных отношениях. Как верно считает Сноу, «именно такой роман имеет право на долгую жизнь и только в таком романе мы можем узнать себя и о себе».

«Чужие и братья» (Strangers and Brothers, 1940-1970), группу романов, в которых изображение английской действительности охватывает несколько десятилетий. Романам Сноу свойственны множество сюжетных линий, групповые сцены; однако в них нет народно-исторической темы, которая сплавила бы многоплановое повествование в единый сюжет социально-исторического содержания. «Чужие и братья» - это не роман-эпопея, а многотомная серия романов, эпический цикл, состоящий из одиннадцати книг. Сноу воспроизводит не все общество в целом, а только определенные его слои, аспекты, тенденции. Он не затрагивает жизнь народа. В эпическом цикле Сноу действие начинается с кануна первой мировой войны и завершается в конце 60-х годов. Этот период в полстолетия охватывает множество событий. Судьбы героев определяются обстоятельствами общественной жизни, хотя человеку, по мысли Сноу, свойственна независимость душевной жизни.

Объективная действительность показана в цикле «Чужие и братья» в основном глазами одного персонажа; этим достигается необходимая цельность; различные углы зрения разных персонажей охватываются единой позицией главного героя -повествователя Льюиса Элиота. От взглядов этого героя, либерально настроенного интеллигента, зависят и глубина, и ограниченность в передаче сложных жизненных связей.

Цикл «Чужие и братья» дает масштабное реалистическое изображение английской действительности на протяжении пятидесяти лет, критически освещает английское буржуазное общество. Основной теме цикла - стремление к власти - соответствует определенный тип обстоятельств, связанный с жизнью буржуазной интеллигенции - ученых, юристов, с жизнью деловых кругов - чиновников, администраторов, министров.

Обстоятельства здесь - деятельность конторы, заседания суда, заседания комитетов, официальные приемы, собрания. Эпоха отображается в плане административно-бюрократических и семейно-бытовых отношений. В эпическом цикле выделяются группы романов, которые отличаются друг от друга своей жанровой разновидностью. В романах «Свет и тьма» (The Light and the Dark, 1947), «Пора надежд» (Time of Hope, 1949), «Возвращения домой» (Home-comings, 1956) отчетливо проступают черты биографического, психологического, воспитательного романа. «Джордж Пассант» (George Passant, 1940), «Дело» (The Affair, 1960) - это романы-«исследования». Роман «Коридоры власти» (Corridors of Power, 1964) может быть отнесен к жанру политического романа. Романы «Новые люди» (The New Men, 1954), «Совесть богачей» (The Conscience of the Rich, 1958) несут в себе черты романа семейно-бытовой и социально-исторической хроники, черты «саги».

В эпическом цикле «Чужие и братья» нет сплава жанровых характеристик, а есть разные аспекты жизни, отраженные в том или ином романе с присущей ему жанровой особенностью. Но во всех романах, несмотря на жанровые разновидности, есть такие элементы, которые входят в структуру целого цикла. И даже несмотря на различие видов, есть нечто общее и в жанровом отношении во всех этих романах. Это обычно романы «дела», романы дискуссий, борьбы мнений, но чаще практически делового и реже интеллектуально-философского характера. Это романы надежды и поисков правды и справедливости, романы о механизме становления, вызревания, кристаллизации общественного мнения. В этих произведениях изображается процесс жизни, но не в виде потока жизни, а в виде активности отдельных группировок. Отсюда образ группы, коллективный образ, например в романе «Наставники» (The Masters, 1951).

«Чужих и братьев» связана не с историей семьи как ячейки общества. Сноу отходит от принципа «Саги о Форсайтах». Художественный принцип Сноу - это «обозрение» (в романах «внешнего обзора») и «анализ» (в романах «внутренних переживаний») общества и психологического мира человека с точки зрения одного сквозного персонажа -Льюиса Элиота, который вступает в отношения с разными людьми и разными группами людей, с разными, хотя и в определенных пределах, сферами общественной и государственной жизни. К книгам «внутренних переживаний» относятся «Пора надежд», «Возвращения домой», «Завершения» (Last Things, 1970).

От этих книг зависят и другие книги - «внешнего обзора». Каждый новый роман эпического цикла не обязательно является хронологически последовательным развитием, продолжением предыдущего. В этом существенное отличие данного цикла от форсайтовского. Несмотря на ряд отступлений от последовательного развития повествования, движение во времени в пределах всей серии «Чужие и братья» в конечном итоге все-таки хронологически последовательно. Это обусловливает панорамный характер изображения действительности.

В пределах цикла развивается и меняется реалистический метод. От психологического реализма ранних романов («Наставники» и др.) Сноу переходит к «социологическому» реализму более поздних романов («Новые люди» и «Коридоры власти»). Теперь на первом плане не психологические типы в академической среде, а жизнь политико-административных кругов, деятельность ученых и политиков. Традиция романа карьеры и традиция психологического романа в эпическом цикле Сноу развиваются в социологический роман, в котором дан художественно-социологический анализ той или иной социальной группы или корпорации в обществе. Любовный сюжет явно занимает подчиненное место по отношению к изображению деловых, служебных связей. Личные отношения в основном раскрываются как отношения между сослуживцами, друзьями и знакомыми по службе, по делу.

Проблема «человек и общество» решается в романах Сноу как «человек и учреждение, в котором этот человек служит». Этот новый поворот в решении проблемы обусловлен реалистическим исследованием структуры современного развитого капиталистического общества, общества со сложнейшей государственной машиной. Индивид изображен как часть гигантского административного аппарата, как «человек организации». Отсюда и особенности романа Сноу, романа «дела», романа политических интриг, романа об общественном организме, о корпорации, об административных инстанциях, о структуре власти.

В эпическом цикле «Чужие и братья» структура отдельных романов разная. Выделяются два жанровых вида: моноцентрический роман и полицентрический роман. В моноцентрическом романе основу композиции составляет судьба одного главного персонажа в его отношениях с обществом. В романе «Свет и тьма» центральный персонаж - Рой Кэлверт; в «Совести богачей» - Чарлз Марч. В полицентрическом романе основу композиции составляют взаимоотношения группы персонажей, представляющих общество. Групповой образ дан в романах «Наставники» и «Дело». Это группа ученых университетского колледжа.

«Джордж Пассант» и «Новые люди», в которых судьбы главных героев -Джорджа Пассанта и Мартина Элиота раскрываются как часть жизни группы (в первой книге -группы молодых людей, представляющих поколение 20-х годов, во второй книге - группы ученых-атомщиков).

В век НТР Сноу стремится содействовать сближению искусства и науки, подчеркивая общность их конечной цели -устранение угрозы новой войны, благо людей, живущих на нашей планете. Программной стала его лекция «Две культуры» (The Two Cultures), прочитанная в 1959 г. в Кембридже. Сноу изложил в ней свое понимание взаимосвязи науки и искусства в век НТР. Особенностью современного искусства Сноу считает его приобщение к проблемам науки и политики; он утверждает необходимость включения в современную литературу, прежде всего в роман, тем, связанных с наукой и политикой, поскольку обращение к научно-политической проблематике - веление времени. Именно такой подход осуществлен в творчестве и самого Сноу. Он считает, что долг ученого состоит в благотворном влиянии на общество и предотвращении социальных трагедий. Наука способна предотвратить голод, бороться с болезнями, отодвинуть смерть. Важную роль в судьбах человечества Сноу отводит и писателям, поскольку они «яснее представляют себе ход событий, чем большинство людей, и скорее способны воздействовать на него».

Важную роль в становлении Сноу сыграли русские писатели. Сам он называет в этой связи Л. Толстого, Чехова, Лескова, Горького, Шолохова. Интерес к творчеству автора «Тихого Дона» -произведения, которое Сноу относил к величайшим явлениям мировой литературы, - содействовал установлению личных контактов с М. А. Шолоховым. Сноу вместе со своей женой - писательницей Памелой Хенсфорд Джонсон и сыном были гостями в доме Шолохова в станице Вешенской. В 1963 г. на заседании Ученого совета Ростовского университета Чарлзу Сноу была присуждена почетная степень доктора за выдающиеся заслуги в развитии литературы и укрепление англо-советских литературных связей.

реалистического романа Сноу видит в комплексном художественном исследовании человека и общества в социальном, нравственном, психологическом, интеллектуальном аспектах, которые взаимосвязаны. Именно такой роман имеет будущее. Сноу выступал против «экспериментального» романа, представленного в английской литературе творчеством Джойса и Вулф.

Сноу считает недопустимыми субъективистские истолкования открытий науки и механическое перенесение их в художественное творчество. Эксперименты Джойса и Вулф, стремящихся прежде всего передать «свое персоналистское видение» и не заботящихся о соответствии своего субъективного восприятия реальной действительности, Сноу определяет как движение к разрушению романа и уничтожению его специфики, состоящей в изображении человека в его связях с обществом.

повествовании, в воспроизведении логизированного строя речи современного делового человека, в подчеркивании контрастности в развитии характеров и мыслей. Тон трезвого, разумного, серьезного рассуждения о людях и их взаимоотношениях соответствует пропорции, строгой равномерности в чередовании и компоновке частного и общего, важного и второстепенного, близкого и далекого, внешнего и внутреннего, спокойного и драматического, объективного и субъективного, социального и психологического.

Для романов Сноу характерны равноправие различных компонентов, выверенность ритма незаметных и явных изменений. Общий строй романов Чарлза Сноу -драматическая эпичность.