Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Джордж Элиот (George Eliot, 1819-1880)

Джордж Элиот (George Eliot, 1819-1880)

Творчество Джордж Элиот (это псевдоним Мэри Энн Ивенс - Mary Ann Evans) отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. Она вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади. Решающее воздействие на формирование взглядов писательницы имела общественно-политическая жизнь Англии после 1848 г. Этот период характеризовался ослаблением социальной борьбы. Успехи Англии в области экономики порождали у многих иллюзию возможности социального равновесия и благоденствия.

Подготовленное достижениями предшественников - Диккенса и Теккерея, Ш. Бронте и Гаскелл, -творчество Элиот обозначило новый этап в развитии реализма и поворот в направлении исканий писателей второй половины века. Острота социальных противоречий, получившая яркое отражение в произведениях блестящей плеяды английских романистов, стремление к глубокому проникновению в сущность явлений уступили место преимущественному интересу к этической проблематике. Важной сферой исследования стала психология человеческой личности, хотя моральные вопросы и психология героя представляли бесспорный общественный интерес.

Мэри Энн Ивенс родилась в семье фермера в Уорвикшире, ей хорошо была известна жизнь сельской Англии. В 1841 г. вместе с отцом она переехала в Ковентри; ее последующая жизнь протекала в Лондоне. Элиот была одной из самых образованных женщин своего времени. Она свободно владела многими языками, ее интересовали проблемы науки, она была осведомлена в вопросах философии и религии, литературы и истории.

В 1859 г. Дарвин публикует «Происхождение видов», в 60-е годы выходят работы Т. Гексли «Место человека в природе» и «Физические заботы жизни». Новые перспективы вырисовываются в связи с открытием клетки, всеобщее внимание привлекают проблемы генетики и наследственности. В это же время получает распространение философия позитивизма, представленная во Франции Огюстом Контом, а в Англии Гербертом Спенсером. Знакомство с основоположником позитивизма в Англии Гербертом Спенсером и последователем его учения философом и критиком Джорджем Генри Льюисом, с которым, нарушив запреты викторианской Англии, Элиот вступила в гражданский брак, оказало влияние на ее мировоззрение.

Позитивисты переносили законы природы на жизнь общества, применяя идею эволюции к общественным явлениям. В «Основных началах» (1862) Спенсер развивал мысль о закономерности постепенной изменяемости существующего порядка вещей и говорил о вреде революционных взрывов, утверждая, что они порождают беспорядок и обращают общество вспять. Эволюционный путь развития Спенсер противопоставлял классовой борьбе. Элиот разделяла взгляды Спенсера, хотя отмечала присущую позитивистской системе односторонность. Как и позитивисты, она развивает в своих произведениях идеи «социального равенства» и эволюции, склоняясь подчас к биологическому истолкованию человеческого поведения и к идее предопределенности, связанной с законами наследственности. В отличие от позитивистов, ей чужд буржуазный утилитаризм и проповедь эгоизма как разумного начала существования. Она отстаивает гуманизм и веру в человека. Элиот верит в моральное возрождение общества. Отвергая официальную религию, она противопоставляет ей «религию сердца» и истинную нравственность.

В творчестве Элиот выделяются два периода. В первый (конец 50-х - начало 60-х годов) написаны «Сцены из жизни духовенства» (Scenes of Clerical Life, 1858), «Адам Бид» (Adam Bede, 1859), «Мельница на Флоссе» (The Mill on the Floss, 1860) и «Сайлас Марнер» (Silas Marner, 1861). Во второй (1862-1880) созданы романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).

В романах первого периода Элиот пишет о сельской Англии. Ее герои - простые люди: столяр Адам Вид, ткач Сайлас Марнер, фермеры, сельские священники. Элиот с симпатией относится к этим трудолюбивым и честным, отзывчивым и добрым людям. В их среде она ищет своего положительного героя. Высокие нравственные качества простых людей Элиот противопоставляет развращенности богачей.

«Адам Бид». В XVII главе романа изложены эстетические принципы писательницы. Элиот считает, что романист должен стремиться к предельной точности в описаниях. Призыв Элиот изображать повседневность в ее самых простых проявлениях («цветочный горшок... глиняная кружка... простые дешевые вещи, которые дороги, потому что необходимы») имеет значение: с ним связано понятие «обыденного», или «домашнего реализма» Джордж Элиот. Вслед за Льюисом, критиковавшим Ш. Бронте за склонность к «преувеличениям», а Диккенса за его пристрастие к карикатуре, Элиот выступает против «произвольных картин» и призывает к точному отражению будней жизни.

Элиот определяет круг своих героев и выражает готовность «принимать их такими, какие они есть», любить и жалеть их. Она видит подлинную красоту в фигурах «простых старух, что чистят морковь загрубелыми от работы руками», в скуластых лицах широкоплечих крестьянок. Ей дороги люди с загорелыми, изрытыми морщинами лицами, с согнувшимися от работы спинами, люди, которые всю свою жизнь «исполняли черную работу мира». Изображать их повседневную жизнь она и зовет романистов.

Сильные стороны реализма Элиот проявились в ее лучшем романе «Мельница на Флоссе». Присущее творчеству писательницы драматическое начало достигает здесь трагических высот. Основной конфликт состоит в столкновении яркой, незаурядной натуры Мэгги Талливер с мещанской средой провинциального городка Сент-Оггса, с людьми, которые не способны ее понять. Пытливый ум Мэгги, ее устремления и порывы делают ее непохожей на окружающих. От этого проистекают ее несчастья. Мэгги чувствует себя одинокой, ей приходится скрывать свои чувства и обуздывать желания. Она не может соединить свою жизнь с любящим ее Филипом, так как их семьи разделяет вражда; она отказывается стать женой любимого ею Стивена, так как он обручен с другой. Мэгги поступается своим счастьем ради дорогих ей людей. Для нее борьба между любовью и долгом завершается победой долга. Но поединок между стремлением к самоотречению и живыми началами ее человеческого существа оказывается нелегким. Трагизм положения Мэгги заключается в том, что само существо ее натуры таит в себе обреченность. Такая, как она, неизбежно должна погибнуть, ибо жить по законам окружающего мира она не может. Предопределенность ее гибели воплощена в образе реки Флосс, на берегу которой стоит Дорлкоутская мельница и в водах которой Мэгги тонет во время разлива.

Существенна социальная проблематика романа. История тяжбы Талливера с мошенником Пивартом, его столкновение с адвокатом Уэйкемом, воплощающим бездушие закона, служащего интересам богачей, и, наконец, разорение - все это правдиво отражает реальную действительность. Всем ходом действия подготовлен печальный вывод Талливера: «Мне не по силам эта жизнь». Однако в изображение общественной жизни Элиот привносит мысль о ее идентичности биологической среде.

Творчество Джордж Элиот отразило характерные особенности в развитии английского реалистического романа 50-70-х годов XIX в. Это проявилось в преимущественном интересе к этической проблематике и психологии героев. В историко-литературном плане творчество Элиот интересно как явление, связанное с развитием позитивизма в философии и эстетике и зарождающимися тенденциями натурализма в искусстве.

«Плача детей» Э. Баррет-Браунинг было написано одноименное стихотворение А Н. Некрасова.

2. См. Михальская Н. П. Диккенс в России//Диккенс Ч. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 10. - М., 1987.

3. Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч. - Т. 4. - С. 521.

4. Newgate - Ньюгетская тюрьма в Лондоне.

7. См.: Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность.

8. Бронте Эмили. Грозовой перевал. Стихотворения. - М, 1990. - С. 355.