Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Джордж Мередит (George Meredith, 1828-1909)

Джордж Мередит (George Meredith, 1828-1909)

В творчестве Джорджа Мередита - романиста, поэта и журналиста - особенно рельефно проявились тенденции, характерные для литературы второй половины XIX в.

Приверженность традиции, и прежде всего английской сатирической традиции, сочетается у Мередита с новаторством, с поисками новых путей развития романа и новых принципов художественной изобразительности. Мередит сближает структуру своих романов с драматическими жанрами - с комедией и трагедией, обогащает искусство романа новыми формами диалога, близкого к диалогу в драматургии; он проявляет себя не столько как мастер повествования, сколько как мастер создания ярких, запоминающихся по своей драматической напряженности сцен, смена которых и составляет основу движения действия в его романах. Мередит не описывает происходящие события, а передает их восприятие действующими лицами романа. «Интрига в его романах не увлекает, - писал о Мередите в своих воспоминаниях его русский современник писатель П. Д. Боборыкин, - он позволяет себе беспрестанно вставлять в ход действия авторские отступления и пестрит страницы афоризмами и рассуждениями»[1].

Принцип драматизации повествования стал одним из основных в творчестве Мередита. Дав своему роману «Эгоист» подзаголовок «повествовательная комедия», он подчеркнул тем самым связь эпического искусства романа с драматическими принципами комедии. В своем стремлении к драматизации жанра романа Мередит был не одинок. В английской литературе Томас Гарди, Джозеф Конрад, Джордж Мур сопоставляют свои романы с трагедиями и используют термины «драматический роман» и «трагический роман». Однако в творчестве Мередита тенденции, характерные для литературного процесса рубежа XIX-XX вв., обозначились много раньше. Они проявились в его романах 50-60-х гг. - «Испытание Ричарда Феверела» (The Ordeal of Richard Feverel, 1859), «Ивэн Херрингтон» (Evan Harrington, 1860), «Рода Флеминг» («Roda Fleming, 1865), а затем во всех последующих - от «Приключений Гарри Ричмонда» (The Adventures of Harry Richmond, 1871) до самых поздних - «Один из наших завоевателей» (One of Our Conquerors, 1891) и др. Не случайно подлинное «открытие» Мередита произошло много позднее его вступления в литературу. Хорошо знакомый с современной ему литературной жизнью Англии П. Д. Боборыкин отмечал, что даже в самом конце 60-х годов, когда Мередит уже проявил себя как «замечательный беллетрист», в литературных кругах Лондона о нем «никто ничего не говорил»[2]. Лишь на склоне лет Мередит был признан как романист. Но даже и тогда его романы не были оценены по достоинству. В 1908 г. на праздновании своего 80-летия Мередит со стоической иронией говорил о том, что, став знаменитым, он не добился известности. С чем это связано?

его писателем прошлого столетия никак нельзя, ибо он весь устремлен навстречу будущему.

Устремленность в грядущее проявилась во всей художественной системе Мередита, в демократическом пафосе и гуманизме его творчества, в вере в прогресс. В оде «Кризис» (1905) он приветствовал и прославлял пробудившийся «Дух России», утверждал веру в счастье, которое придет на смену царству насилия.

Джордж Мередит родился в городе Портсмуте на юге Англии. Его отец был владельцем лавки морского обмундирования, а мать - дочерью трактирщика. Детские годы будущего писателя не были счастливыми. Их омрачили раннее сиротство, необходимость жить в пансионе, отчуждение от родного дома и новой семьи отца. Четырнадцатилетним подростком Мередит покинул Англию: на деньги умершей матери он был отправлен в Германию, где в период 1842-1844 гг. учился в школе моравских братьев в небольшом прирейнском городке Нейвид. Жизнь в Германии, в общении со своими сверстниками - молодыми людьми, съехавшимися в Нейвид из разных европейских стран, не могла не оказать существенного влияния на юного Мередита. Особое значение имело знакомство с немецкой и французской литературой, в первую очередь - с произведениями Гёте и Жан-Поля Рихтера.

Весьма ощутимым оказалось влияние немецкого романтизма, во многом определившее и тематику, и специфику колорита ранних фантастических повестей Мередита. Не имея средств на получение университетского образования и на дальнейшее пребывание за границей, Мередит вернулся в Англию. Он поступил в ученики к адвокату в Лондоне. Однако в гораздо большей степени, чем юриспруденция, его влекла к себе поэзия. В 1849 г. было опубликовано его первое стихотворение, а через два года вышел первый поэтический сборник (Poems, 1851).

Обстоятельства жизни начинающего писателя сложились таким образом, что человеком, содействовавшим его вступлению в литературу, оказался Чарлз Диккенс. Знакомство Мередита с крупнейшим романистом Англии состоялось в 1849 г., а на следующий год в издаваемом Диккенсом журнале «Домашнее чтение» было опубликовано несколько стихотворений Мередита. Это событие знаменательно не только в плане личного знакомства двух писателей; в историко-литературном контексте оно воспринимается как встреча двух поколений английских романистов в очень важный переломный момент истории Англии, как передача эстафеты реалистами 30-40-х гг. своим последователям - писателям, вступающим в литературу в 50-е гг., то есть уже после революции 1848 г.

«Современная любовь» (1862), - это лирический дневник поэта, отражающий сложную гамму глубоко интимных чувств, связанных с драматически напряженными ситуациями его жизни. «Современная любовь» написана под влияниями тяжелых переживаний, постигших Мередита в его недолгой и несчастливой семейной жизни с Мэри Никколс, дочерью известного романиста Т. -Л. Пикока. Вместе с тем трагическая история героев поэмы заключает гораздо более широкие обобщения. Мередит пишет о нравственных мучениях людей, связанных узами брака, но разделенных непреодолимой стеной духовной разобщенности, отчуждения, взаимного непонимания. Это поэма о трагедии любви в мире фальши и корыстолюбия.

Многие стихи Мередита посвящены красоте и величию природы, прославлению человека как вершины ее творения («Поэмы и лирические стихотворения о радости земного бытия» -Poems and Lyrics of the Joy of Earth, 1883). Языческие мотивы сливаются в поэзии Мередита с идеей развития, с утверждением веры в возможности человека, ведущего непрекращающуюся борьбу с враждебными ему силами природы, стремящегося подчинить их себе. Во многих стихотворениях звучит мысль о том, что трагическое начало присутствует в жизни человека.

Поэтические циклы Мередита объединяет мечта о гармонии, которая может быть достигнута при слиянии в единое целое разума и воли, интеллектуальных и физических сил человека. Поэт верит в возможность осуществления гармонии, и эта вера становится источником его оптимизма. Мередит-поэт удивительно органично сопрягает воедино глубины интроспекции, проникновение в тайники сознания с живыми и впечатляющими своей зримой ясностью картинами природы, проникновенными поэтическими образами плывущих облаков, задумчивого леса, молчаливой поверхности недвижных вод тихого озера.

На протяжении многих лет Мередит выступал как журналист, сотрудничал в газете «Ипсвич джорнэл». Во время австро-итальянской войны (1866) он был корреспондентом «Морнинг пост» в Венеции. Сочувствие Мередита участникам итальянского национально-освободительного движения отразилось в его романах «Эмилия в Англии» и «Виттория».

В течение 35 лет (1860-1895) Мередит исполнял обязанности литературного консультанта издательства «Чепмен и Холл». Эта сфера его деятельности весьма существенна, и она оставила свой след в истории литературы Англии: как редактор-консультант Мередит имел возможность рекомендовать к изданию произведения начинающих авторов. У него был тонкий литературный вкус, и с его мнением считались. Благодаря содействию Мередита увидели свет первые романы Т. Гарди, Дж. Гиссинга, Оливии Шрейнер.

«Испытание Ричарда Февереля» (The Ordeal of Richard Feverel, 1859) Мередит-реалист показал конфликт между представителями косной викторианской Англии и новым, молодым поколением, которое не желает подчиняться лицемерным и ханжеским правилам. В целом ряде романов ставится проблема женской эмансипации в связи с борьбой за свободу всего общества («Сандра Беллони» - Sandra Belloni, 1864; «Виттория» - Vittoria, 1867). Поиски положительного героя в романе «Карьера Бьючемпа» (Beauchamp's Career, 1875) отражают свободолюбивые настроения в обществе, развивающиеся под воздействием Парижской Коммуны.

«Эссе о комедии и использовании духа комического» (An Essay on Comedy and the Uses of the Comic Spirit, 1877). Комическое Мередит связывает с интеллектуальным осмыслением действительности. Так, он пишет: «Философ и комический поэт родственны в своем взгляде на жизнь»; «Комическое - гений умного смеха». Явному, открытому смеху Мередит предпочитает глубокое и тонкое понимание комических противоречий. Мысли, высказанные в «Эссе о комедии...», Мередит развивает дальше в предисловии («прелюдии») к роману «Эгоист», где «комический дух» определяется как «дух», рожденный из «социального разума», а комедия - как игра, вызывающая размышления о социальной жизни. Воплощая в романе «Эгоист» свои представления о комическом, Мередит вместе с тем преодолевает несколько настороженное отношение к сатире, высказанное в «Эссе о комедии...». Образ сэра Уилоби Паттерна, главного персонажа «Эгоиста», создан средствами сатиры.

Роман «Эгоист» (The Egoist, 1879) - самое значительное произведение Мередита. В нем ярче всего сказалось стремление писателя драматизировать жанр романа, воплотить в нем свои представления о комедии. Подзаголовок его -«повествовательная комедия» - указывает на прямую связь эпического искусства романа с драматическими принципами комедии. В центре романа - образ аристократа баронета сэра Уилоби Паттерна, владельца Паттерн-Холла. В «Эгоисте» автор сознательно сужает изображение социального фона ради более обстоятельной обрисовки характера Уилоби Паттерна, окруженного лишь небольшой группой гостей и обитателей поместья. Социальная проблематика освещается здесь всецело в связи с характером сэра Паттерна. Мередит следует принципу: в «индивидуальном разуме» видеть проявление «разума социального». Углубленный психологический анализ становится способом постижения социальных проблем.

- разные взгляды на жизнь общества. Уилоби признает только мир бальных зал и гостиных и презирает сельских тружеников; он считает, что томов и джеков надо «приструнивать». Клара сочувствует простым людям, видит в них великодушие и героизм.

В образе Уилоби Мередит показал тупость и религиозное ханжество респектабельного английского джентльмена, получившего образование в университете. В сатирическом свете изображается снобизм кичливого аристократа. Сама фамилия сэра Уилоби - Паттерн (pattern - образец) звучит пародийно. Уилоби, рассуждающий о морали, смешон. Он настолько преисполнен сознания своего превосходства, что не замечает комизма своих рассуждений. «Я вовсе не требую, чтобы мне угождали, - единственное, на чем я настаиваю, чтобы меня любили». Высокомерная поза и снобизм баронета Уилоби снижаются сравнением комического плана. Сэр Уилоби даровал Петиции Дейл право восхищаться собой «на манер королей, предоставлявших, как известно, особые привилегии кошкам, которым, хоть и не разрешено разговаривать с их величествами, не возбраняется таращить на них глаза».

«Эгоист» - в глубоком анализе несообразностей социальной психологии привилегированных слоев английского буржуазного общества. Социально-психологическая сатира отрицает античеловечность социального устройства через изображение представлений, мотивов поведения, понятий, привычек персонажа. Уилоби способен к восприятию оттенков слов, интонаций, взгляда. Он говорит: «Разница в какую-нибудь десятую долю дюйма в привычном взмахе ресниц для меня уже ощутима». Однако душевные импульсы самого Уилоби не ведут к душевному развитию, к изменениям в его характере. Психике отрицательного персонажа романа свойственно нечто автоматическое. Даже замечая этот автоматизм своего поведения и сознавая отчасти несовершенство своей натуры, Уилоби остается снисходительным к себе. Автор иронически пишет о том, что Уилоби «откуда-то сверху взирал на работу своей душевной механики, которую он мог частично критиковать, но остановить был не в силах».

Своеобразие художественного метода Мередита-романиста заключается во внимании к такому разладу личности со средой, когда честный человек стремится к независимости и свободе, а представители аристократической и буржуазной среды прибегают к разного рода псевдоинтеллектуальным уловкам и хитростям, чтобы сохранить свое благополучие. Мередит отходит от фиксации многочисленных бытовых деталей; он изображает тончайшие оттенки чувств и мыслей. Проза писателя приобретает ярко выраженный интеллектуальный характер. Стиль романов Мередита отличается метафоричностью. Мередит обогатил искусство романа новыми приемами драматизации повествования, новой формой диалога, близкого к диалогу в драматургии. Символика в его романах подготовила неоромантизм в английской литературе конца Х1Х-начала XX в. Творчество Мередита создало предпосылки для развития драматического, психологического и интеллектуального романа XX столетия.