Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Джон Рёскин (John Ruskin, 1819-1900)

Джон Рёскин (John Ruskin, 1819-1900)

Существенную роль в английской литературе второй половины XIX в. сыграл публицист, историк и теоретик искусства, литературный критик Джон Рёскин. Основные проблемы и аспекты его искусствоведческих трудов и социально-политических эссе определялись неприятием машинной буржуазной цивилизации, отрицанием викторианского прогресса, упорными гуманистическими исканиями. Рёскин остро подчеркнул несовместимость мира подлинного искусства с буржуазной пошлостью, утилитаризмом. В оригинальных по форме художественных эссе Рёскина дано эстетическое обоснование многим тенденциям в английской литературе XIX в. Полнее всего он сумел усвоить и сформулировать принципы романтической эстетики, но он также пришел к осознанию ряда принципов реалистического творчества. Отсюда - переходный характер эстетических воззрений Рёскина, состоящий в эволюции от романтизма к реализму. Не случайно больше всех из писателей XIX в. он ценил Вальтера Скотта, в творчестве которого на основе романтического метода развивались уже и реалистические принципы.

Эстетические трактаты Рёскина носили полемический характер. Опровергая идеи консервативных критиков, он создавал теории, проникнутые демократическим пониманием культуры, хотя в ряде его заявлений сказываются идеи феодального социализма. Трактат «Современные художники» (Modern Painters, 1843-1860) в пяти томах был задуман как слово в защиту художника Тернера, искусство которого не было понято критиками того времени; но в процессе написания этот трактат вырос в систематическое изложение эстетических идей Рёскина и явился замечательным произведением художественной критики в Англии XIX в. Идеи Рёскина стали популярными, а имя его - знаменитым.

Рёскин обращался к творчеству великих писателей и художников прошлого и настоящего с целью раскрыть высокие идеалы красоты, свободы, мира, понять смысл бытия и закономерности социального и культурного развития общества. В «Лекциях об искусстве» (Lectures on Art, 1870) Рёскин говорил о том, что искусство любой страны является представителем ее социальных и политических свойств и точно выражает ее нравственную жизнь. В этом и состоит существо художественной правды.

Ведущую роль в эстетике Рёскина играет категория прекрасного. Критик много пишет об идеале красоты и создает особую английскую традицию в литературе и искусстве XIX в., заключающуюся в преклонении перед красотой как выражение резко критического отношения к капиталистическому обществу, враждебному красоте и искусству. Идею красоты, дающей ощущение счастья, Рёскин противопоставил безобразию буржуазной действительности. Прекрасное в его трактовке означает преимущественно нравственную силу и правду человека, стремящегося к совершенствованию и счастью, а также гармонию природных форм. С этой точки зрения осуществлялась Рёскином критика «искусства для искусства» и натурализма. Он отстаивал духовные ценности романтического и реалистического искусства. В его рассуждениях о психологии художественного творчества важное место занимали мысли о сущности воображения и фантазии.

Рёскин развивал мысль о связи эстетического и этического начал в искусстве и литературе. Для него характерно постоянное внимание к нравственному содержанию любой сферы художественной деятельности. По убеждению Рёскина, искусство может существовать и совершенствоваться только при условии надлежащего уровня нравственности. Разделение труда в капиталистическом производстве Рёскин расценивал как явление, враждебное искусству и творчеству. Преодоление пагубных последствий этого зла он представлял утопически -как возрождение ремесел и творческого ручного труда мастеровых средневековья. Обращаясь к искусству прошлого, он стремился внести в современную культурную жизнь представления о прекрасном, утраченные буржуазной цивилизацией.

Объяснение особенностей искусства со временем все больше становилось у Рёскина объяснением самой социальной действительности. Связь между искусством и реальностью он называл «политической экономией искусства». Рёскин был первым в истории английской эстетической мысли, кто поставил судьбы искусства во взаимосвязь с трудовой деятельностью человека. Искусство укрепляет и возвышает человеческую душу в том случае, когда оно неотделимо от здорового благородного труда, ибо творческий труд - это основа нравственности. В том же году, когда Рёскин закончил последний том трактата «Современные художники», посвященного проблемам искусства и теме гибели красоты в современном обществе, он начал печатать публицистическую книгу «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860-1862), в которой подверг беспощадной критике социально-экономические основы английского капиталистического общества и поставил вопрос о положении рабочих. Идеи другой книги «Fors Clavigera. Письма к рабочим и труженикам Великобритании» (Fors Clavigera. Letters to the Workers and Labourers of Great Britain, 1871-1884) многое объясняют в развитии острой социальной темы в английской литературе, и прежде всего темы рабочего класса. В публицистических книгах, обличавших капиталистическое общество, Рёскин выступил как представитель критического реализма в английской литературе XIX в., и эти книги стоят в одном ряду с лучшими произведениями критического реализма Диккенса и Теккерея, чартистской литературы и с творчеством писателей-социалистов, писавших о рабочем классе.

Рёскину как писателю и критику свойственны увлеченность, энтузиазм, пылкое восхищение прекрасным. Его искусствоведческие труды обладали большими художественными достоинствами. Он был великим мастером английской прозы. Стиль его эстетических трактатов, эссе, лекций, публицистических статей и книг отличается красочностью сравнений и метафор, поэтичностью интонации, удивительным богатством лексики, музыкальностью звучания. Рёскин был живописцем в искусстве слова; он мог передать словами все краски природы. Стиль Рёскина - литературного критика поражает аналитичностью, точностью наблюдений, богатством образов, красноречием.

ценности; проблема народного идеала; идея нравственной силы искусства, а также идея «христианского искусства». По мнению Л. Н. Толстого, Рёскин - «образованнейший и утонченнейший человек своего времени», «один из замечательнейших людей не только Англии и нашего времени, но и всех стран и времен. Он один из тех редких людей, который думает сердцем... и потому думает и говорит то, что он сам видит и чувствует и что будут думать и говорить все в будущем. <...> Сила мысли и ее выражение у Рёскина таковы, что несмотря на всю дружную оппозицию, которую он встретил и встречает... слава его начинает устанавливаться и мысли проникать в большую публику. Поразительные по силе эпиграфы из Рёскина все чаще и чаще встречаются в английских книгах»[1].

многих английских писателей XIX и XX веков.

Комментарии

1. Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. (юбилейное). - М, 1954. - Т. 31. - С. 70, 96.