Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Литература 1945-1990 годов

Литература 1945-1990 годов

Историческим рубежом в жизни Великобритании и в развитии английской литературы стала вторая мировая война.

Уже в первые послевоенные годы процесс отпадения от Великобритании ее прежних колоний стал особенно интенсивным. В 1947 г. добивается независимости Индия, в следующем, 1948 г. - Бирма и Цейлон. В начале 50-х годов Британия поддерживает американскую интервенцию в Корее (1950-1953), завершившуюся провалом. Столь же неудачной стала для Великобритании ее интервенция в Египет, а также стремление удержать контроль над Суэцким каналом в 1956 г. Свою независимость отстояли бывшие колонии на Ближнем Востоке и Африканском континенте. В течение одного 1960 года, который назвали «годом Африки», независимость получили семнадцать африканских стран. Как политическая система Британская империя перестала существовать. В ее владениях остались лишь некоторые, весьма отдаленные островные территории. Империю заменило Содружество наций, в которое вступали освобожденные колонии. Однако происходящие процессы подтверждали невозможность возврата к прошлому.

Содружество наций не могло стать заменой империи, хотя именно так пытались представить факт его возникновения правящие круги Великобритании. Разногласия внутри Содружества отчетливо проявились во время суэцкого кризиса, когда Великобританией без согласования с членами Содружества было принято решение об интервенции. Суэций кризис 1956 г. олицетворил падение Британской империи.

и переоценке британцами своего положения на мировой арене, в стремлении определить свою «английскую сущность».

В первые послевоенные годы в стране происходили многие демократические преобразования. Парламентские выборы 1945 года обеспечили победу лейбористам. В 50-60 гг. были проведены социальные реформы (они поддерживались в эти годы и лейбористами, и консерваторами), направленные на поддержание ряда требований трудящихся слоев населения. Это касалось улучшения пенсионного и социального обеспечения, продолжительности рабочей недели, оплачиваемых отпусков. Однако уже в середине 60-х годов обозначился поворот к новой экономической и политической программе, отвечавшей интересам крупного капитала. Надежды на «господство всеобщего благосостояния» не оправдались. Выборы 1979 г. привели к власти консерваторов, которая сохраняется за ними до настоящего времени. Повышение общего уровня жизни не только не уменьшало, а еще больше увеличивало разрыв между различными слоями населения, между богатыми и бедными. Настроения молодежи, проблемы образования, трудоустройства, обеспечения необходимых условий жизни, вопрос о возможности реализации творческих потенциалов личности, расовые проблемы - все это получило свой отклик в произведениях послевоенных лет. Конец 60-х-начало 70-х годов отмечены молодежно-студенческими волнениями, подъемом забастовочного движения, пик которого пришелся на 1972 г.

В конце 70-х годов консерваторы уже открыто высказывались о «государстве всеобщего благосостояния» как об опасной иллюзии.

Являясь очевидцами происходящих процессов, многие из которых имеют историческое значение для судеб их страны и народа, писатели по-разному откликались на драматизм реальности. Как метафизический хаос, столкновение с которым вызывает у индивида чувство отчаяния и впечатление абсурда, представлен он в романах Лоуренса Даррелла и Энтони Берджеса, в пьесах Эдварда Бонда и Гарольда Пинтера. Бурно и гневно реагируют на свою неустроенность «сердитые молодые писатели», относящиеся к «поколению 50-х годов» (Джон Осборн, Джон Уэйн и другие).

Экзистенциалистские идеи звучат в ранних романах Уильяма Голдинга, Айрис Мердок, в рассказах и романах Мюриэл Спарк. Ностальгические мотивы, тема прошлого развиваются в творчестве Л. Хартли, А. Комптон-Бернетт. В русле национальной традиции комического повествования находятся романы Э. Поуэлла («Музыка времени»). Глубоко гуманистическое мировосприятие определяет тональности и содержание романов Грэма Грина, откликающегося на животрепещущие проблемы современности. Тревога перед наступлением уничтожающего индивидуальность человека обществом будущего выражена в мрачных сатирах послевоенных лет Ивлина Во («Незабвенная», «Любовь среди развалин»).

«островной» жизни Великобритании, но и во всем мире, звучит напряженно и четко. Социальной основой для драматических конфликтов становится не только и не столько собственно английский образ жизни, сколько события в мире.

Сатирическая традиция английской классической (Т. Смоллет) и новейшей (И. Во) литературы продолжена в творчестве Мюриэл Спарк (Muriel Spark, p. 1918). Ее литературная деятельность началась в 50-е гг. работами об английских писателях - о Мэри Шелли, Эмилии Бронте, Вордсворте. Спарк завоевала известность как новеллист (сборник «Улетевшая птица и другие рассказы» - The Go-Away Bird and Other Stories, 1958) и получила признание как автор романов (Momento Mori, 1959; «Мисс Броди в расцвете лет» - The Prime of Miss Jean Brodie, 1961; «Аббатиса Крусская» - The Abbess of Crew, 1974 и др.).

Мировоззренческая основа сатиры Спарк противоречива. В ряде произведений проявляется связь ее взглядов с экзистенциалистскими идеями, стремление показать абсурдность бытия и обреченность человека. Так, в романе «Мальденбаумские ворота» (The Mandelbaum Gate, 1965) Спарк проходит мимо социально-политического конфликта между государствами Ближнего Востока, изображая этот конфликт как нечто необъяснимо абсурдное, как проявление извечной жестокости, царящей повсюду. Вместе с тем Спарк выступает как знаток жизненного уклада, морали и психологии «среднего класса», прекрасно передает атмосферу лицемерия, снобизма и стяжательства. Она пишет о бездуховности, внутренней опустошенности и цинизме современных обывателей, превратившихся в погоне за стандартными ценностями в жалких марионеток, утративших всякое подобие человечности («На публику» - The Public Image, 1968). Пафос творчества Спарк связан не с утверждением, а с осмеянием. Писательница широко использует приемы пародии, обращается к гротеску, создает эксцентрические образы. Ее произведениям свойственны острота сатирического изображения, стихия комического.

В английскую литературу входит героическая тема, возникающая в связи с постижением драматических конфликтов современности. Это по преимуществу героика мужества и силы духа человека. Героический порыв может выражаться в стихийном импульсивном протесте. Нравственное достоинство личности становится основой его возникновения.

Масштабность, большой размах современной действительности переданы в весьма характерных для английской литературы романных циклах. Жанр эпического цикла помогает передать большие временные периоды, преемственность между десятилетиями, поток событий, в русло которых вовлекаются герои. Таковы эпические циклы Энтони Поуэлла, Чарлза Сноу, Джека Линдсея, Шона О'Кейси. Авторы циклов выступают как историки своей эпохи, изображая действительность в движении, становлении.

«Британский путь» (The Brittish Way, 1953-1964). Каждый из романов этого цикла имеет самостоятельное значение, свой законченный сюжет, свою тему. Но у всех романов есть общие черты, позволяющие объединить их в единую серию. Общие персонажи в ряде романов - не самое главное в единстве замысла. Наиболее существенным является стремление писателя к определенным идейно-художественным принципам. Его цель - показать жизнь народа в послевоенной Англии, изобразить классовую борьбу, основные тенденции социально-политического развития, откликнуться на вопросы войны и мира, кризиса и прогресса, волнующие всех.

В романах о современности Джек Линдсей хочет раскрыть исторический смысл современной борьбы, стремится показать героическое в человеке, его поиски действенных путей и средств борьбы против дегуманизации личности, против отчуждения. В романах цикла «Британский путь» акцент сделан не на трагических конфликтах, а на способах и процессе их преодоления. В первых романах цикла («Прилив» - Rising Tide, 1963, «Момент выбора» - The Moment of Choice, 1955) сюжетную основу составляют такие события, как забастовка докеров, первомайская демонстрация, конгресс сторонников мира. В последующих романах («Бунт сыновей» - Revolt of the Sons, 1960, «Маски и лица» - Masks and Faces, 1963) сюжет основан на кризисном моменте жизни одной семьи. Но вместе с тем именно на этом материале показан кризис Англии, переживаемый ею в последние годы.

В романном цикле Энтони Поуэлла «Танец под музыку времени» (Anthony Powell - A Dance to the Music of Time, 1951-1975), состоящем из двенадцати книг, составляющих четыре трилогии (подобно четырем частям симфонии), изображена жизнь буржуазно-аристократических кругов Англии на протяжении 20-70-х годов XX в. Здесь действуют более двухсот персонажей, портреты которых обрисованы с большим мастерством. Главная тема романов Поуэлла - «человек и история». Переданы динамика жизни, ритм времени, «танец под музыку времени». Ориентируясь во многом на романы Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», английский романист строит свое повествование не на ассоциациях, а на выверенной хронологической последовательности. Следуя диккенсовской традиции, Поуэлл создает целую галерею комических персонажей с присущими им чудачествами и экстравагантностью. Он использует гротеск, создает персонажи-маски, олицетворяющие социальные пороки.

Глубина социального пессимизма и сила сатирического мастерства характеризуют послевоенные романы Джорджа Оруэлла (George Orwell, 1903-1950) «Скотный двор» (Animal Farm, 1946) и «1984». В первом из них, созданном в духе свифтовской сатиры, Оруэлл создает откровенный пасквиль на социализм, не лишенный, вместе с тем, верных наблюдений и ряда точных характеристик. В антиутопии «1984» (1949) Оруэлл обращается к будущему, создавая картину в высшей степени устрашающе-пессимистическую. Происходит непрекращающаяся война между сверхдержавами, их население пребывает в страхе, тоталитаризм торжествует, человек полностью подчинен государственной машине. Что касается Англии, то ее будущее обрисовано следующим образом: страна становится провинцией («взлетно-посадочной площадкой») одной из сверхдержав. В мире одерживают верх зло, несправедливость, насилие.

В девизах и формулах тоталитаризма выражены основные законы жизни: «война - это мир», «свобода - это рабство», «незнание - сила». Главные министерства тоталитарного государства: министерство правды, насаждающее ложь, министерство мира, ведающее войной, министерство любви, регламентирующее чувства и насаждающее страх и ненависть, министерство экономики, занимающееся экономикой. Романы Оруэлла - яркий и сильный образец современной антиутопии, по существу не оставляющей никаких иллюзий человечеству относительно будущего. Самое решительное осуждение коммунизма соединяется в них с не менее очевидной критикой монополистического капитализма.

«Рабочий роман» представлен творчеством таких писателей, как Силлитоу, Чаплин, Барстоу. Творческая судьба каждого из этих писателей сложилась по-своему, однако в 50-60-е годы их вклад в английскую литературу был не только ощутим, но и принципиально важен; основная тема их произведений - жизнь рабочего человека, его внутренний мир, его чувства, повседневные заботы и трудности. Традиции «шахтерского романа» Лоуренса получили в английском рабочем романе послевоенных лет свой отклик и дальнейшее развитие.

его произведений -обретение самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Поиск своей «подлинности», аутентичности осуществляется основными героями произведений Фаулза. Фаулз видит главное назначение литературы в том, чтобы способствовать духовному совершенствованию человека; он считает, что литература должна быть гуманной и серьезной, иметь высокие нравственные цели. В своем стремлении следовать этическим нормам классики Фаулз и привлекает к себе внимание очень многих читателей. И сколь ни различны темы и стилистика романов Фаулза, их стержневые проблемы едины. В своей вере в будущее романа, в его способность влиять на духовную жизнь общества Фаулз последователен и стоек; для него роман - это «возможность выразить свой взгляд на жизнь», и Фаулз с мастерством и тактом пользуется этой возможностью. Герои его произведений претерпевают сложный процесс духовной эволюции, избавляясь от мнимых истин, от ложных представлений, от эгоцентризма и прагматизма. Они обретают себя и постигают жизнь в ее многоаспектности, красоте и сложности.

Успех к Фаулзу пришел с выходом его первого романа «Коллекционер» (The Collector, 1963), он был закреплен его последующими романами «Маг» (The Magus, 1965), «Женщина французского лейтенанта» (The French Lieutenant's Woman, 1969), «Башня из черного дерева» (The Ebony Tower, 1974) и другими книгами (рассказы, эссе, повести). Ориентируясь на классические традиции в своем творчестве, эстетические принципы, Фаулз называет себя «социальным демократом», сторонником «английского социализма»; он выступает за сохранение природы и поддерживает движение «зеленых».

В своем эссе «Острова» Фаулз назвал два основных источника, ставших для него особенно важными: миф об Одиссее и «Бурю» Шекспира. Темы поиска и странствия приобретают в этом смысле важное значение в его произведениях, а странствия в глубинах своего сознания, стремление разобраться в самом себе и понять новое выходят на первый план. А образ острова, с которым он сопоставляет и всю вселенную, и, конечно, Англию, и каждую личность, проживающую свою жизнь в поисках ответов на вопросы: кто я, почему я здесь, что меня окружает, - образ острова становится ключевой метафорой его творчества.