Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Литература рабочей темы

Литература рабочей темы

Заметным явлением 50-70-х годов становится литература рабочей темы. Приобретают известность Стэн Барстоу, Сид Чаплин, Дэвид Стори, Реймонд Уильяме, Брайан Олмонд, Мэлвин Брэгг.

«Рабочий» роман 50-70-х годов в Англии отличается новыми чертами по сравнению с пролетарским романом 20-30-х годов. Рабочий в пролетарском романе часто выглядел частицей темной массы; теперь герой-рабочий - неповторимая индивидуальность. Раньше натуралистическое описание производства занимало немалое место; теперь на первый план выдвигаются нравственно-психологические проблемы. Раньше «рабочий» роман был больше документальным повествованием и журналистским репортажем; теперь он стал подлинно художественным произведением; социологичность в нем связана с психологизмом.

«рабочем» романе нередко окрашено юмором. Стихия комического, атмосфера юмора возникают в «рабочем» романе потому, что в рабочих больше веселости, жизнелюбия, искренности и сознания своей силы, чем у представителей высших классов общества. «Рабочему» роману свойствен и комизм ситуаций, и комизм характеров. И тем не менее за юмором рассказчика или повествователя скрываются печальные и даже трагические истории.

«рабочем» романе максимально приближена к прямой речи главного героя. Повествование от первого лица - излюбленная форма «рабочих» романистов. Это не просто один из известных литературных приемов, а естественное выражение народного миросозерцания. Непосредственно звучит в романе голос рабочего, все освещено его настроением, его психологическим состоянием. Повествование органически вбирает в себя все признаки сказовой речи, разговорные интонации, разговорную лексику, юмористические выражения, свободные тематические переходы. Разговорная речь рабочих, проникающая в само повествование или являющаяся формой повествования, далека от обычного стиля современного английского романа; она звучит свежо, выразительно и ярко. Способ повествования от первого лица, «исповедь» героя, по мнению Стэна Барстоу, больше подходят для трагического рассказа о судьбе простого человека. Искренность, непосредственность интонации рассказчика больше соответствуют драматизму жизненных ситуаций современного простого человека.

Характерные черты «рабочего» романа - это сюжет, связанный с судьбой центрального героя, молодого рабочего, это психология рабочего, недовольного своим положением и размышляющего над тем, как изменить это положение; это связь рабочего вопроса с вопросами, волнующими все человечество.

В романе «В субботу вечером и в воскресенье утром» (Saturday Night and Sunday Morning, 1958) Алан Силлитоу (р. 1928) с социологической и художественной глубиной анализирует те новые явления, которые наблюдаются в облике рабочего (образ Артура Ситона) в современный период «цивилизации потребления», исследует сложные проблемы, стоящие перед рабочим классом развитых капиталистических стран. Социальное содержание романа Силлитоу не замкнуто узкими рамками рабочего быта.

«Ключ от двери» (Key to the Door, 1961) развивает дальше тему рабочего класса, поднятую в его первой книге. Близость этих двух произведений также и в том, что автор в качестве героев представил членов одной рабочей семьи Ситонов. Герой романа «Ключ от двери» Брайн Ситон -старший брат Артура Ситона, героя романа «В субботу вечером и в воскресенье утром». В романе «Ключ от двери» Силлитоу выводит героя за пределы Ноттингема; действие переносится в Малайю. Рабочая тема теперь более отчетливо связана с современными политическими проблемами, с отрицательным отношением рабочего-интернационалиста к колониальной войне. Наиболее оригинальной чертой «рабочего» романа Силлитоу является то, что он перерастает в антиколониалистский.

В повести Алана Силлитоу «Добрые женщины» (The Good Women, 1962) сказалась горьковская традиция в изображении женщины, которая становится активным борцом за права рабочего класса. Герои повести - рассказчик и Лиза Эткин - участвуют в демонстрации на Трафальгарской площади, организованной в знак протеста против термоядерного оружия, против угрозы новой войны. После ареста, оказавшись в полицейском участке, рассказчик вспоминает о жизни в Ноттингеме и о Лизе.

было принято решение о проведении массовой демонстрации. В повести Силлитоу проникновенное изображение индивидуального мира женщины из рабочей среды органически связано с интересом к политической борьбе, к действиям масс, выступающих в сцене демонстрации.

Антагонистическая непримиримость интересов рабочего класса и буржуазии показана в рассказе Силлитоу «Забастовка шахтеров» (Pit Strike, 1973), который является откликом на одну из крупнейших стачек английских трудящихся - забастовку шахтеров 1972 г. Темой рассказа стали упорные классовые бои английского пролетариата. Горняк из Ноттингемшира Джошуа в дни забастовки шахтеров отправляется вместе со своим приятелем Биллом Марриотом в Кент специально для того, чтобы помочь кентским горнякам в их борьбе со штрейкбрехерами и полицией. Джошуа оказался самым находчивым и ловким в отряде пикетчиков, которые перехватывали грузовики с углем, поступающим на электростанции. Столкновения с полицией превращались в настоящую битву. Пикетчики смело шли навстречу полицейским, преграждавшим им путь.

Растет его классовое сознание. Настоящую жизнь Джошуа видит теперь в борьбе за интересы рабочего класса и в пролетарской солидарности. Идея рабочей солидарности является главной идеей рассказа. Горняки разных районов Англии объединили свои усилия; на помощь им пришли и представители прогрессивной интеллигенции, оказавшие поддержку бастующим. Университетские преподаватели Джек и Памела Сейморы, хорошо знавшие быт шахтеров, изучавшие как социологи жизнь рабочих поселков, приютили Джошуа во время забастовки. Памела говорит ему: «... Ваша борьба - наша борьба». В результате борьбы за свои права горняки одерживают победу.

Обострение классовой борьбы и усиление забастовочного движения в Англии 60-х-начала 70-х годов перекликаются с общественно-политической ситуацией «бурных тридцатых». Вполне закономерно, что в современной литературе рабочей темы возникает образ борющейся Англии 1930-х годов, воспроизводится атмосфера классовых битв. Характерен в этом отношении роман Брайана Олмонда «Позолоти медный фартинг» (Gild the Brass Farthing, 1963), посвященный теме социальных столкновений начала 30-х годов. Крепнущее единство рабочих, их возрастающая вера в свои силы раскрываются в сценах собраний, митингов, демонстраций.

Рабочие оказывают сопротивление новым формам эксплуатации. Брайан Олмонд показал силу рабочего класса, его огромную энергию и непоколебимое мужество. «Рабочие» романисты часто обращаются к форме повествования от первого лица, используя этот прием для выражения народного мироощущения. Непосредственно звучит голос рабочего, который обо всем рассказывает как сын своего класса. От лица рабочего подростка Артура Хэггерстона ведется рассказ в романе Сида Чаплина (р. 1916) «День сардины» (The Day of the Sardine, 1961). Артур рассказывает о своих нерадостных школьных годах, о своей матери, занятой тяжелой поденной работой, об отчиме Гарри, умном и добром рабочем, о своих сверстниках, судьба которых составляет важную проблему современного английского общества. Рассказ Артура прочувствованный, глубоко эмоциональный, искренний. Перед читателем раскрывается внутренний мир современного молодого человека из рабочей среды с его сложными проблемами, повседневными заботами.

«сардины», который фигурирует в диалоге между Артуром и Гарри. Артур поначалу представляет себе жизнь весьма узко, в духе буржуазных норм: разбогатеть, знаться с важными боссами, ездить в «ягуаре», иметь собственный бассейн для плавания. Но Гарри говорит ему, что такая жизнь подобна существованию сардины, которая знает только свою отмель и плывет лишь туда, где она может поесть и выметать икру. И как раз в это время сардина и попадает в сети, а потом в консервную банку. Гарри советует Артуру не превращаться в сардину, а уйти в море, в настоящую стихию. «Ты ведь не такой парень, чтобы плавать в луже, - говорит он ему. -

». Осуждение приспособленчества, потребительской психологии звучит во многих современных «рабочих» романах. Разрыв со своей средой, забвение интересов своего класса для выходцев из рабочей среды оборачивается подлинной трагедией. Трагична история любви двух главных героев романа Дэвида Стори (р. 1933) «Такова спортивная жизнь» (This Sporting Life, 1960). Стори говорил, что он хотел бы написать роман, который своей атмосферой и ощущением неотвратимой гибели героев напоминал бы роман Э. Бронте «Грозовой перевал». Герой книги «Такова спортивная жизнь» токарь Артур Мейкин, по существу, продает себя боссам, устраивающим матчи регбистов, и чувствует, что в нем, как и в тех, кто причастен к спортивному бизнесу, появляется нечто животное и низменное. «А я хотел бы чего-то побольше. Я хотел чего-то постоянного и прочного, ведь не всегда же я буду регбистом, - говорит Артур. - Но я горилла, сильная, страшная, так что любопытно посмотреть, как она выламывается».

В романе «Пасмор» (Pasmore, 1972) Д. Стори стремится увидеть моральные ценности, связанные с мироощущением и традициями рабочего класса. Герой романа Колин Пасмор оторвался от рабочей среды; он получил образование и стал преподавателем истории. Колина тревожит постоянно ощущаемый им внутренний разрыв между его пролетарским прошлым и современным бытием представителя «среднего класса». Внутренняя неудовлетворенность приводит к желанию как-то изменить свою жизнь. Однако для него перемена оказалась возможной только в рамках образа жизни той новой среды, которая его окружает, среды, где господствует потребительская мораль и жажда наслаждений, убивающая голос совести. Колин вступает в тайную связь с Элен, изменив своей жене Кэй. Но эта «новая жизнь» только усугубляет его душевную драму, и в конце концов он возвращается в свою семью, к любимым людям и пытается жить в соответствии с нравственными представлениями своего отца-шахтера, который гордился своей трудовой жизнью, несмотря на тяжелые условия работы, и ценил семейные устои как основу гуманных отношений сообразно с народными представлениями и традициями.

 

Основные мотивы романа «Пасмор» получают свое дальнейшее развитие в романе Д. Стори «Сэвилл» (Saville, 1976). Однако здесь более обстоятельно и значительно обрисованы рабочая среда, формирование характера героя Колина Сэвилла и его психологии.

Отец Колина - Гарри Сэвилл, испытавший тяжкий, калечащий труд в шахтах, видел путь избавления от этого ада только в образовании; поэтому он хотел, чтобы его сын стал учителем. К этому поприщу и готовит себя Колин. Во время учебы он оказывает помощь родителям, работая летом батраком на ферме, чтобы иметь дополнительный заработок и отдавать его семье. Постепенно у него возникает сомнение в правильности выбора, усиливается ощущение ответственности не только перед семьей, но и перед своим классом. Колин несет в своем характере нравственные черты рабочего человека, сохраняя их и тогда, когда он оказывается в иной среде. Образование ему необходимо не для обогащения, а для того, чтобы чувствовать себя свободней, чтобы лучше понять смысл современного бытия. В нравственном отношении Колин выше тех людей, которые его окружают в колледже; очевидны его преимущества перед Стэффордом, сыном богатых людей. В школе Колина преследует снобистски настроенный учитель Ходжес, почувствовавший непокорный характер ученика. Мятежный характер Колина проявляется и впоследствии, когда, став учителем, он оказывает сопротивление нелепым приказаниям школьного начальства.

«среднего класса», но чувствует себя представителем рабочего класса. Это становится причиной его отчуждения и одиночества. Живя в среде «образованных людей», он утрачивает подлинное взаимопонимание со своей семьей - с отцом, с братьями Стивеном и Рачардом. Объективный вывод романа состоит в следующем: образование, которое дается рабочим в буржуазном обществе, не решает проблемы классового неравенства и антагонизма; сама система образования носит несправедливый характер, подчинена интересам господствующего класса. Колин осознает все это, отсюда его душевная драма, смятение и желание бежать из родных мест в поисках спасения. Но «бегство» героя, его «путешествие» к неизведанному совершается в одиночку и без ясно понятой цели, без определенной перспективы. При всей своей непокорности Колин несет в себе индивидуалистическое начало, воспитанное в нем буржуазным обществом. Его душевная драма связана с тем, что он не смог обрести чувства солидарности с рабочим классом.

С литературой рабочей темы связано творчество Мэлвина Брэгга (р. 1939). М. Брэгг учился в Оксфордском университете, занимался историей, затем работал на телевидении. Его первый роман «Не было гвоздя» (For Want of a Nail, 1965) посвящен изображению шахтерской среды, неприязненно настороженных отношений, которые складываются между рабочими и буржуазией. На проблему социальных противоречий наслаивается проблема конфликта между полами; обе эти проблемы рассматриваются в духе традиций Д. Г. Лоуренса. В истории рабочей семьи Грэмов писатель стремился передать «историю страны». Герой романа - Том Грэй, внук шахтера Тома Пейсли, выросший в рабочей семье, впоследствии приобщается к «среднему классу», испытывает отчуждение, одиночество, но преодолеть их оказывается не в состоянии: ему не хватает смелости и решительности, он уже не похож на своего деда-шахтера.

В романе М. Брэгга «Второе наследство» (The Second Inheritance, 1965) рассматриваются отношения между обедневшим помещиком Артуром Лэнгли и батраком Джоном Форстером, добившимся благосостояния. Характер Форстера раскрывается в его любви к сестре Артура - Пэт, которая недостойна его чувства. М. Брэгг проявляет себя как мастер психологического портрета, тонких нюансов переживаний и чувств, силы чувственной страсти (роман «Шелковый силок» - The Silken Net, 1974). В романах Брэгга с большой впечатляющей силой передана красота природы, своеобразие пейзажа Кемберленда. Главная проблема романов М. Брэгга - отрыв героя от родной среды, от «корней». Так, Ричард Голвин (роман «За городской стеной» - Without a City Wall, 1968), выросший в деревне, а затем перебравшийся в город и ставший известным журналистом, автором популярных песен, не может привыкнуть к городской жизни и вновь возвращается в деревню, хотя и сюда проникает культ вещей, столь характерный для потребительского существования горожан. Неизлечимо больным становится Эдвард Джон (роман «Нерв» - The Nerve, 1971), который не смог вынести нервного напряжения, связанного с его деятельностью литературного критика и преподавателя колледжа. Эдвард Джон вышел из низов общества, получил образование, но не сумел приспособиться к тому новому образу жизни, который ему приходится вести в Лондоне. Он болезненно переживает свою оторванность от родных корней, ощущает себя деклассированным, не приемлет быт и нравы окружающих его людей.

«От лица Англии» (Speak for England, 1976), в которой Брэгг описывает жизнь трех поколений своей семьи, пережившей войны и кризисы, и вместе с тем освещает историю Англии. Повествуется о жизни батраков и рабочих, об их труде, который составляет основу национального бытия. Брэгг говорит о закате Британской империи, ставшем очевидным после первой мировой войны, об усилении американского влияние в мире капитала, о глубоком кризисе, переживаемом Англией. В книге ставятся экологические проблемы, отмечается губительное воздействие хищнической погони капиталистов за прибылью на природные ресурсы страны.

«Батрак» (The Hired Man, 1969), «Место в Англии» (A Place in England, 1970), «Приидет царствие» (Kingdom Come, 1980). В трилогии освещен период с конца XIX в. по 70-е годы XX в., изображен труд батраков Кемберленда, эмоциональный мир человека, связанного с землей, с природой, и показана постепенная утрата патриархальной психологии в условиях исчезновения крестьянства в Англии. Брэгг раскрывает душевный мир людей труда, серьезность их отношения к жизни. В трилогии обнаруживается эпическое начало, свойственное традиционно реалистической английской литературе. Достоверность художественного мира подтверждается перекличками в содержании с документальной книгой «От лица Англии».

«Батрак» рассказана история распада семьи батрака Джона Таллентайта. Труд Джона показан Брэггом как осмысленный, необходимый. В романе «Место в Англии» повествуется о разладе в семье Джозефа Таллентайта, которого трудовая жизнь уже тяготит. Герой романа «Приидет царствие» Таллентайт тоже не удовлетворен своей семейной жизнью, он, казалось бы, находит свое призвание в писательской работе, однако буржуазный мир приспосабливает его к своим интересам. Дуглас мельчает как личность, его труд, лишенный творческого начала, утрачивает смысл. В трилогии показан упадок рабочего клана, обуржуазивани рабочей семьи, исчезновение героической силы характера. В то же время один из персонажей последней части трилогии брат Дугласа Гарри Таллентайт приходит к осознанию необходимости организованной борьбы людей труда. Гарри становится профсоюзным деятелем.

Литература рабочей темы 50-70-х годов внесла свой вклад в развитие прогрессивных тенденций в английской литературе. Это течение отразило важные проблемы современности.