Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Английская литература в период 1918-1945 годов: основные явления. Модернизм

XX ВЕК

Английская литература в период 1918-1945 годов: основные явления. Модернизм

Начало глубоким изменениям в литературном процессе Англии в период 20-30-х годов XX в. было положено событиями первой мировой войны и связанными в нею последствиями, оказавшими воздействие на общественно-политическую и экономическую жизнь европейских стран. Революция 1917 года в России, обострение политической борьбы, активизация рабочего движения, а затем антифашистской борьбы, гражданская война в Испании в ЗО-е годы, приближающаяся новая война, начавшаяся в 1939 г., - все это оказало определяющее влияние на литературное развитие данного периода. Происходило размежевание писателей в зависимости от их эстетических позиций и политической ориентации.

Формирование модернизма как нового художественного мышления, трансформация реализма и романтизма, возникновение сложных феноменов искусства, соединяющих претворение конкретно-исторического с извечным, жизненно-достоверное с мифологизацией, стремление к синтезу искусств и его осуществление, смена традиционной описательности универсалиями бытия, напряженные поиски новых средств художественной изобразительности и языка - характерные процессы эпохи. Возникновение модернистских тенденций - закономерность искусства XX столетия. Явление модернизма принципиально важно для литературного развития: в нем отразилось становление нового художественного мышления, его многоаспектность и динамизм.

свойственны многим писателям эпохи, хотя в творчестве каждого они протекали по-своему. Более продуктивно выявлять то новое, что отличает произведения писателей новейшего времени от классических моделей XIX в. При этом нельзя не обратить внимания на неравномерность движения к новому, на его продуктивность, на то, что интенсивность освоения новых средств выразительности у писателей различных поколений и различной эстетической ориентации не была одинаковой.

В английской литературе XX в. на переднем крае модернизма - Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс, метром модернизма в поэзии признан Томас Стернз Элиот. Каждый из них внес свой вклад в обновление и развитие английской литературы. В первой четверти XX в. эти писатели заявили о себе как смелые новаторы и экспериментаторы в художественной прозе, в поэзии, в литературной критике.

Это отнюдь не значит, что их современники - будь то Шоу или Уэллс, Олдингтон или Пристли, а также многие другие романисты, драматурги, новеллисты и поэты, - не создавали произведений, поражающих смелостью проблем и необычностью форм. Фантастика Уэллса, экстравагантность Шоу, эксперименты со временем Пристли, роман-джаз Олдингтона - все это интересные и значительные явления. Тем не менее у теоретика английского модернизма Вирджинии Вулф были все основания для того, чтобы провести водораздел между материалистами, как она называет Беннета, Уэллса и Голсуорси и тех, чье творчество развивается в русле традиций предшествующей эпохи, и спиритуалистами, к числу которых она относит прежде всего Джойса, а также Элиота Лоуренса и себя. Отдавая дань заслугам материалистов, она считает их произведения устаревшими и видит в ориентации на их творческие принципы преграду для развития современной литературы.

В чем же состоит, по мнению Вулф, различие между двумя этими типами писателей? Она отвечает на этот вопрос в своей программной статье «Современная художественная проза» (1919). Материалисты пытаются сделать тривиальное и преходящее истинным и вечным, их интересует не духовное, а материальное, а потому подлинная жизнь ускользает от них. Для спиритуалистов, напротив, особый интерес представляет не то, что лежит на поверхности, а то, что расположено в подсознании, в труднодоступных глубинах психологии. На исследование и изображение этой сферы и направляют прежде всего свое внимание модернисты.

Важно отметить, что, рассуждая о становлении современной английской художественной прозы, о присущих ей новых тенденциях модернистского характера, Вулф пишет о русском влиянии как одном из важных источников обновления литературного развития. «Если мы хотим понять человеческую душу и сердце, где еще мы найдем их изображенными с такой глубиной? - спрашивает она. -... Самые скромные русские романисты обладают естественным уважением к человеческому духу». А передачу «меняющегося и неуловимого духа, каким бы сложным он ни был», Вулф и считает основной задачей современного писателя.

«истинной реальности» она связывала с миром эмоций, богатого воображения, с потоком ассоциаций, мириадами впечатлений, обрушивающихся на человека в каждое мгновение его существования. Передать игру света, бег времени, гамму чувств, движение мыслей - это и значит передать реальность. Решению этих задач и подчинена виртуозная техника импрессионистической прозы Вирджинии Вулф. Образ объективного мира предстает преломленным в сознании персонажей, ракурс изображения зависит от перемещающейся точки зрения.

Самым примечательным среди молодых английских модернистов начала века Вулф назвала Джеймса Джойса. Джойс, наряду с Прустом и Кафкой, - один из отцов модернизма, а его роман «Улисс» признан энциклопедией модернистского искусства.

Как основной прием и творческий метод Джойс утверждает поток сознания, экспериментируя в передаче его движения, проникая в тайники подсознания. Традиционные элементы структуры классического романа вытесняются новыми принципами художественной изобразительности и организации материала (передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движение нескольких рядов мыслей, фрагментарность, монтаж, перемещающаяся точка зрения, словотворчество). Свое понимание задач художника Джойс связывает со стремлением к всеобъемлющим формам изображения основных законов бытия, к созданию универсалии жизни с извечно присущими ей проявлениями и взаимодействием человеческих страстей, импульсов побуждений, инстинктов. Поиски наиболее адекватных путей и способов реализации этой монументальной задачи он и осуществляет в своем творчестве. Джойс - один из крупнейших мифотворцев XX в., создавший в своем «Улиссе» модель мира и человека.

В модернизации английской литературы важная роль принадлежит Дэвиду Герберту Лоуренсу. В отличие от Джойса и Вулф, его связи с искусством XIX в. более определенны, а стремление содействовать обновлению не только литературы, но и жизни придавало его произведениям особую актуальность, проводило грань между ним и эксперименталистами. Не отказываясь от классических форм повествования, Лоуренс сочетает конкретность видения и воспроизведения реального мира с обобщениями и символами философского плана. Выступая со страстным протестом против поработившей человека «механической цивилизации», он предлагает программу возрождения «естественных начал» человеческой личности. Машинизации современной жизни он противопоставляет свободу чувств и страстей, считая, что в инстинктивной непосредственности их проявления заключаются истинная красота и смысл существования. Лоуренса назвали пророком и творцом «новой религии».

Сферой проявления таящихся в человеке возможностей Лоуренс считает любовь, а основную задачу романиста видит в проникновенной правдивости изображения отношений полов, в передаче эмоциональной жизни человека в ее постоянном движении, в раскрытии связей между человеком и окружающим его миром. Лоуренс понимает жизнь как бесконечность тех отношений, которые складываются в процессе общения людей друг с другом, в общении человека с природой. В изображении всей этой сложной гаммы человеческих эмоций, влечений, постоянно изменяющихся отношений и чувств Лоуренс выступил как смелый новатор, реализовав свои замыслы в романах «Сыновья и любовники» (1913), «Любовник леди Чаттерлей» (1923) и др., в поэзии и новеллистике. Эстетические принципы Лоуренса определены в его статьях «Мораль и роман», «Искусство и мораль» (обе- 1925).

научного знания (философия, психология).

Результаты экспериментальных исканий писателей-модернистов с особой силой дали о себе знать в 20-е годы, когда появились «Улисс» Джойса, «Бесплодная земля» Элиота, романы Вулф, новые произведения писателей старшего поколения - пьесы Шоу, романы Уэллса и Голсуорси. Вступление в литературу молодых прозаиков, поэтов, критиков различной мировоззренческо-эстетической ориентации существенно обогатило английскую литературу. 30-е годы, характеризующиеся обострением общественно-политической и идеологической борьбы, отмечены политизацией литературы. Никто не мог остаться равнодушным к происходящим в мире событиям, перед каждым вставала необходимость определить свое отношение к окружающему.

События первой мировой войны определили судьбу и основную проблематику творчества поколения «окопных поэтов». Антивоенная тема прозвучала прежде всего в поэзии - в стихах «окопных поэтов» Уилфреда Оуэна, Зигфрида Сассуна, Руперта Брука, Эдмунда Бландена, Роберта Грейвза и других участников первой мировой войны. На собственном опыте познали они тяжесть войны и лживость империалистической пропаганды. Многие из военных поэтов погибли, но правдивый и страстный голос «поэтов траншей» прозвучал смело и властно, утверждая ненависть к войне. Лучшие из «окопных поэтов» заняли антиимпериалистическую позицию; содержанием своей поэзии они сделали реальную действительность, а главным героем - участника войны, фронтовую жизнь во всей ее трагической реальности.

«Поэзия траншей» отразила глубокие изменения в мироощущении военного поколения. Если в стихах Р. Брука («Мир» и др.), погибшего в самом начале военных действий, еще могли звучать романтически возвышенные представления о войне, то очень скоро на смену им в творчество «окопных поэтов» пришла суровая правда, развеявшая лживый миф о войне, как параде.

Каждый из поэтов -участников войны - прошел свой сложный путь прозрения.

«поэтов траншей». Его довоенная поэзия - пейзажная лирика - была далека от проблем действительности. Он ушел на фронт добровольцем. В окопах были созданы стихи, составившие сборники «Старый охотник» (1917) и «Контратака» (1918), а затем -«Картины войны» (1919) и «Военные стихи» (1919), которые сам Сассун называл «трактатами против войны». С

ассун воспроизводит будни фронтовой жизни. Для его стихов характерна подчас граничащая с натурализмом конкретность изображения действительности, ведущая к пониманию сущности войны. Сассун демократизировал язык поэзии, ввел в него просторечную лексику, жаргонизмы, разговорную интонацию. Он сумел сказать правду о войне, показал ее как чудовищную бойню, где в крови и грязи гибнут тысячи жизней (стихотворение «Контратака»). Сострадание к солдатам соединяется с гневом и ненавистью к тем, кто наживается на войне («Губители», «Мертвому офицеру», «В тылу»). Объект критики и сатиры Сассуна -«старая, добрая Англия», фарисейство ее служителей («Генерал», «Они»). Сассун близок к сатирической традиции поэзии Байрона; в его обличительных стихах гнев соединяется с жалобой, язвительная ирония с грустью, яростные обвинения с состраданием к жертвам войны. Сассун был знаком с романом Анри Барбюса «Огонь», созданным также под впечатлениями войны, и эпиграфом к сборнику «Контратака» он взял слова из этого антивоенного романа французского писателя: «В это скорбное утро люди, измученные усталостью... начинают постигать, до какой степени война и физически, и нравственно отвратительна».

Антивоенная тема стала основной в поэзии У. Оуэна (1893-1918). Как поэт Оуэн формировался под влиянием Китса и Шелли. По преимуществу он был поэтом-лириком и вместе с тем считал, что в периоды важных социальных потрясений поэзия должна служить гражданским целям. Опыт войны, знакомство с Сассуном ускорили его развитие. Оуэн осуждает бесчеловечность войны («Гимн во славу обреченной молодежи»), в его стихах звучат гнев и боль. О буднях войны, оборачивающихся безысходной трагедией, он пишет в стихотворениях «Письмо», «Случайность», «Часовой» и др. Значение стихов Оуэна - в их правдивости и гуманизме. Традиции «окопных поэтов» были продолжены в литературе 30-х годов.

В 30-е годы в литературу вступило новое поколение прогрессивных писателей - Джек Линдсей, Грессик Гиббон, Джон Корнфорд. Продолжает свою литературно-критическую деятельность Ральф Фокс. В книге «Роман и народ» он выступает убежденным сторонником метода социалистического реализма, первые шаги в овладении которым делают его современники - писатели старшего поколения (Шон О'Кейси) и те, кто вступил в литературу в 30-е годы (Линдсей, Гиббон). Важное место в английской литературе этих лет занимает социальный роман о жизни и борьбе трудящихся. Принципиальное значение приобретает постановка проблемы положительного героя - борца за права трудового народа. Романисты (Линдсей) обращаются к теме революционных движений прошлого, к истории народной борьбы. Народ становится героем романов Грессика Гиббона, Джона Соммерфилда, Льюиса Джонса.

30-е годы - период развития марксистской эстетики в Англии (Ральф Фокс, Томас Джексон, Алик Уэст, Кристофер Кодуэлл). Большое значение для английских писателей имел пример строительства социализма в Советском Союзе, усилившееся в 30-е годы его международное влияние.

в борьбу с фашизмом писателей различных направлений Джек Линдсей писал: «... Объединенный фронт расширялся, пока он действительно не превратился в национальное движение писателей, отдавшихся борьбе с фашизмом, и его ряды включали людей столь различных взглядов, как Э. М. Форстер (либерал), Ральф Фокс (коммунист) и Герберт Рид (анархист)»[1]. Когда в марте 1933 г. в Лондоне собрался Национальный антивоенный конгресс, то с заявлениями о его поддержке выступили более двухсот английских писателей.

Во второй мировой войне Англия воевала против фашизма. Гитлеризм был опасен для всех народов мира; перед каждой страной встал вопрос о защите национальной независимости.

Английские писатели выступали против войны, сознавая, что в борьбе за мир и демократию необходима героическая война против фашизма. В английской литературе появляется героическая тема, которой не было в произведениях о первой мировой войне.

В форме сатирического биографического романа развивается антифашистская тема в творчестве Г. Уэллса. В романе «Необходима осторожность» (You Can't Be Too Careful, 1941) он обличает социальные слои, ставшие опорой фашизма, создает сатирический образ буржуа - обывателя Тьюлера, претендующего на роль героя. Уэллс отрицает право тьюлеров именоваться героями.

Сатирическое обличение правящей верхушки, государственного аппарата Англии содержится в романе Ивлина Во «Не жалейте флагов» (Put Out More Flags, 1942). Крупный сатирик И. Во (Evelyn Waugh, 1903-1966) вступил в литературу в конце 20-х годов, завоевав известность романами «Упадок и разрушение» (The Decline and Fall, 1928) и «Пригоршня праха» (А Handful of Dust, 1934), конфликт в которых основан на столкновении наивного человека с жестоким миром.

«упадка и разрушения» Британской империи. Однако идеал писателя связан с давно отжившим свой век укладом жизни родовой католической аристократии. Это ограничивает его сатиру. Тем не менее приговор, который писатель выносит современной ему Англии, суров. С особой силой это проявилось в произведениях Во военных и послевоенных лет (трилогия «Шпага чести» - The Sword of Honour, 1952-1961).

«Не жалейте флагов», используя в качестве основного сатирического приема гротеск, И. Во изображает бюрократическую и военную машину Англии, ее неподготовленность к войне, создает образы тупых и нерадивых чиновников, профессиональных военных и политиков, помышляющих не об интересах страны, а о карьере и собственном благополучии. Оптимистический финал романа контрастирует с саркастическим тоном всего повествования.

О мужестве и героизме простых людей в годы второй мировой войны повествует роман Герберта Бейтса «Ветер был попутный в сторону Франции» (Fair Stood the Wind for France, 1944). В романе выражена вера в непобедимую силу простых людей, которые участвуют в Сопротивлении.

Подвиг простых людей в войне против фашизма изображает в своем романе «Восьмой рыцарь христианства» (The Eighth Champion of Christendom, 1945) Эдит Парджетер. Роман проникнут гневом против бесчеловечных действий фашистов, зверски расправляющихся с ранеными солдатами и беженцами. Трагическая атмосфера романа сочетается с уверенностью писательницы в непобедимости и стойкости простых людей. Героиня романа мадам Лозель, которую фашисты расстреляли за то, что она укрыла раненых английских солдат, говорит перед смертью: «Я знаю, что пламя свободы, прогресса и преданности правому делу невозможно погасить».

В романах о первой мировой войне внимание писателей сосредоточивалось главным образом на судьбе индивидуума, который был обречен на суровые лишения, страдания и гибель. Роман о второй мировой войне сосредоточен большей частью уже на судьбе коллектива, на истории воинских дел целого подразделения. Таковы «Дело чести» и «Морской орел» Олдриджа. В психологии человека на войне Олдридж выделяет прежде всего то, что связывает человека с другими людьми, что ставит его выше личного горя, личных интересов. Романы Олдриджа призывают к бдительности, к борьбе за предотвращение новой мировой войны. Эти идеи Олдридж развивает и в своей публицистике.