Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Самюэл Тейлор Колридж (Samuel Taylor Coleridge, 1772-1834)

Самюэл Тейлор Колридж (Samuel Taylor Coleridge, 1772-1834)

Для поэзии Колриджа характерен фантастический элемент, страшное и сверхъестественное. В эстетических взглядах Колриджа важнейшую роль играет концепция воображения. В статьях о Шекспире он определяет воображение как способность поэта соединять, синтезировать различные элементы; уравновешивать или примирять противоположные и противоречащие друг другу качества. Воображение - это «чувство наслаждения музыкальностью творения и способность производить такое наслаждение».

Свободолюбивые настроения юного Колриджа нашли выражение в оде «Разрушение Бастилии» (Destruction of the Bastille, 1789, опубл. 1834). Лирический герой с большим чувством говорит: «Тирании приходит конец, свобода разорвала цепи рабства». Взятие Бастилии сравнивается с бурей, которая разрушила то, что было на ее пути.

Пафосом обличения несправедливости общественных порядков в Британии проникнуто стихотворение «Монодия на смерть Чаттертона» (Monody on the Death ofChatterton, 1790). Это -стихотворение о трагической судьбе известного английского поэта Чаттертона, который, столкнувшись с бездушием общества, покончил жизнь самоубийством, когда ему было всего восемнадцать лет. В конце стихотворения Колридж задумывается и о своей судьбе; обращаясь к Духу, он просит даровать ему силы, чтобы суметь противостоять злу.

В юности Колридж задумал основать в Америке общину -«Пантисократию», свободную от частнособственнических отношений. Утопической идее пантисократии посвящены два сонета: «Пантисократия» (Pantisocracy, 1794) и «О возможности установления пантисократии в Америке» (On the Prospect of Establishing a Pantisocracy in America, 1794). Поэт мечтает о жизни, свободной от деспотизма, отчаяния и горя, о жизни спокойной и счастливой. В некоторых стихотворениях Колридж создает образ гражданина и патриота, борющегося против засилья реакции; один из его сонетов посвящен Годвину («Уильяму Годвину, автору "Политической справедливости" -То William Godwin, Author of «Political Justice», 1795). В аллегорическом стихотворении «Ворон» (The Raven, 1797) воплощена идея возмездия за совершенное зло. Однако здесь выражено и сомнение в плодотворности каких-либо решительных действий, революционных изменений.

Всякое действие чревато противодействием, насилие влечет за собой возмездие. Стихотворение стилизовано под рождественскую сказку, рассказанную школьником своим маленьким братьям и сестрам.

Пережив увлечение революцией, Колридж пришел к отказу от своих былых радикальных убеждений. Изменение взглядов Колриджа на Французскую революцию сказалось в оде «Франция» (France, 1798). Поэт неверно истолковал суть революционного террора и якобинской диктатуры. Ему кажется, что революционная Франция предала дело свободы. Изверившись в политической свободе, поэт полагается только на свободу индивидуальную, свободу в душе человека, в его единении с природой.

В 1798-1799 гг. Колридж побывал в Германии, где изучал философию Канта, Фихте, Шеллинга. Эстетические воззрения Колриджа идеалистичны. Красота возникает для него только как функция поэтического воображения, которое, в свою очередь, есть проявление божественного откровения.

Наиболее характерным произведением Колриджа является романтическая баллада «Поэма о старом моряке» (The Rime of the Ancient Mariner, 1798). В этом произведении раскрывается гуманистическая мысль о необходимости преодоления одиночества и установления человеческих отношений, основанных на любви и добре. Здесь же развивается и христианская идея о том, что страдание делает человека мудрым, а покаяние искупает грехи. Сюжет баллады содержит сверхъестественный элемент; общий колорит произведения отличается мрачной фантастикой, атмосферой ужаса и страха.

курс. Но старый моряк убил альбатроса. Убийство живого существа влечет за собой возмездие. Корабль остановился, застигнутый штилем; команда погибла; на корабль ползут отвратительные морские гады. Старый моряк, на шее которого вместо креста висит убитый альбатрос, мучится от одиночества. Он понимает теперь, что был причиной гибели своих товарищей. Духи прощают старого моряка за то, что в его душе проснулась любовь к живому, и совершают чудо: по их воле корабль при безветренной погоде устремляется к родным берегам. Но старый моряк вынужден в качестве наказания постоянно кочевать с места на место и рассказывать свою историю. Его рассказ звучит как урок, как предостережение.

Баллада написана четырехстопным ямбом, который здесь доведен до виртуозной выразительности и проникновенной музыкальности. Смена эмоций и настроений подчеркнута отступлениями от четверостишия; в этом произведении есть строфы в пять, шесть и девять строк, которые рифмуются различным способом. В балладе «Старый моряк» много темных и туманных мест. Сознавая неясность фантастического рассказа старого моряка, Колридж при последующих изданиях баллады, по примеру писателей прошлого, дает комментарий на полях.

«Кристабель» (Christabel, 1797-1800, опубл. 1816). Средневековый замок, лунная ночь, бой часов, происшествие, исполненное тайны, - таков фон, на котором раскрываются противоречивые чувства и переживания героев -старого барона Леолайна, его дочери Кристабель, Джеральдины. Сюжет поэмы обрывается на завязке действия, но уже в самой завязке раскрывается трагическое одиночество Кристабель, столкнувшейся с жестоким непостоянством окружающих ее людей. Стихотворная форма этого произведения очень выразительна. В строках поэмы «Кристабель» от семи до двенадцати слогов, но при этом всегда только четыре ударения. Изменение количества слогов соответствует переходам в движении образов и в развитии эмоций.

Потусторонние мистические видения переданы Колриджем во фрагменте «Кубла Хан, или Видение во сне» (Kubia Khan: or A Vision in a Dream, 1798). Ода «Спокойствие» (Ode to Tranquillity, 1801) знаменует уход поэта в свой внутренний мир. Поэт предпочитает спокойствие славе. Спокойствие чуждо интригам и яростному расколу, оно способствует работе мысли и развитию чувств. Деятельность современного человека представляется поэту диким, неестественным ремеслом кровопролития и обмана.

О кризисе в духовном развитии Колриджа свидетельствует ода «Уныние» (Dejection, 1802). В ней утверждается мысль о том, что окружающий мир холоден и мертв; только душа человека излучает свет, только в ней звучит прелестная музыка жизни. Колридж объявляет душу человека самоценной, противопоставляя ее внешнему миру. Поэт признается в том, что творческая сила его воображения иссякает.

«Biographia Literaria» (1817), говоря о том, что «умственная трусость» привела его к отказу от подлинного творчества.