Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Ральф Фокс и становление теории социалистического реализма

Ральф Фокс и становление теории социалистического реализма

Периодом интенсивных исканий и значительных достижений явились для английской литературы ЗО-е годы. Джек Линдсей писал, что 30-е годы «были десятилетием, имеющим необычайно важное значение и непреходящую ценность и заложившим основу, на которой могла развиваться подлинно народная литература».

30-е годы - период становления марксистской эстетики и теории социалистического реализма в Англии. К этому времени относится вступление в литературу целой плеяды молодых писателей (Джек Линдсей, Джон Корнфорд, Грессик Гиббон, Джон Соммерфилд, Льюис Джонс) и критиков (Ральф Фокс, Кристофер Кодуэлл, Томас Джексон, Алик Уэст).

Молодых английских писателей вооружал опыт Советского Союза. В Англии было создано «Общество друзей СССР», печатный орган которого - «Раша тудей» (Russia To-Day) - знакомил англичан с жизнью Страны Советов. С 1933 г. начинает выходить прогрессивный журнал «Сторм» (Storm), а с 1934 г. - ежемесячник «Лефт ревью» (Left Review), являющийся органом британской секции Международного объединения революционных писателей.

«Как закалялась сталь». Гораздо более широкую известность, чем в предшествующие годы, получают произведения Горького. В период «бурных тридцатых» формируется новый тип писателя-борца, активного участника общественно-политической жизни. Писатели-коммунисты Фокс, Корнфорд, Кодуэлл были не только деятелями литературы; они были талантливыми организаторами и участниками антифашистской борьбы, агитаторами и пропагандистами, отдавшими свою жизнь на фронтах войны с силами реакции в Испании.

В борьбе за утверждение метода социалистического реализма передовые критики Англии опирались на ленинскую теорию отражения. Идеи В. И. Ленина легли в основу исследований Фокса, Уэста, Джексона, Кодуэлла.

Одно из первых мест в борьбе за искусство социалистического реализма принадлежит Ральфу Фоксу - выдающемуся критику и теоретику литературы. Видный деятель английской компартии, человек блестящих и разносторонних способностей, Фокс выступил как один из основоположников марксистского литературоведения в Англии.

Ральф Фокс (Ralph Fox, 1900-1937) родился в состоятельной семье, учился в Оксфордском университете. Он рано включился в общественно-политическую борьбу и проявил себя как литературовед, журналист и историк. Важную роль в становлении мировоззрения писателя сыграли его поездки в Советский Союз. Перу Фокса принадлежит ряд работ о рабочем движении и революционной борьбе пролетариата -«Классовая борьба в Британии в эпоху империализма» (Class Struggle in Britain in the Epoch of Imperialism, 1933), «Коммунизм и изменяющаяся цивилизация» (Communism in a Changing Civilization, 1935); им написана биография В. И. Ленина - «Ленин» (Lenin. A Biography, 1933). Фокс выступал с критикой колониализма: «Колониальная политика британского империализма» (The Colonial Policy of British Imperialism, 1933).

В 1936 г. вместе с группой своих соотечественников Фокс едет в Испанию, где становится комиссаром англо-ирландского батальона Интернациональной бригады. В 1937 г. в бою под Кордовой Ральф Фокс был убит.

«Дети степей» (Children of the Steppes, 1925) и «Грозовое небо» (Storming Heaven, 1928). В них Фокс рассказал о переменах, происшедших в России после 1917 г. Эти книги сыграли положительную роль в борьбе с клеветническими выпадами буржуазной прессы против Страны Советов. В романе «Грозовое небо» сделана попытка показать людей нового революционного мировоззрения. Образ молодого англичанина Джона во многом автобиографический. Джон солидарен со строителями новой жизни в Советской России.

Идеал революционного писателя-борца, организатора и трибуна Фокс видит в Анри Барбюсе. К числу величайших художников современности он относит Максима Горького. Речь, посвященную памяти Горького, Фокс озаглавил «Литература и политика» (Literature and Politics, 1936). Источник силы произведений Горького Фокс видит в их связи с жизнью народа и в идее революционного преобразования жизни.

Наиболее полное выражение литературно-критические взгляды Фокса получили в изданной посмертно книге «Роман и народ» (The Novel and the People, 1937). Это первое развернутое утверждение принципов марксистской эстетики в литературоведении Англии. «Роман и народ» - это история формирования, развития романа; вместе с тем это взгляд в будущее, стремление определить перспективы дальнейшего развития романного жанра. Фокс говорит о том, что роман современен по духу; роман - эпос нового времени; роман - эпическая форма искусства, народная в своей основе. Фокс подчеркивает также, что преимущество романа перед другими жанрами заключается в полноте и многогранности изображения человека и его внутренней жизни. С этим и связано даваемое критиком определение романа как «открытия человека».

Обращаясь к истории развития английского романа, Фокс особо выделяет творчество писателей XVIII в. - Дефо, Ричардсона, Филдинга и Смоллета. Просветительский роман Фокс считает вершиной английского реализма, утверждая в качестве его основной особенности пафос прославления человеческой личности.

Дальнейшее развитие романа Фокс связывает с творчеством В. Скотта. Основу его новаторства Фокс видит в историзме. «Он первый объяснил, что недостаточно только наблюдать человека, надо еще изучить его исторически».

«периодом отступления» от прежних завоеваний романа. Он не сумел по достоинству оценить творчество критических реалистов. Фокс называет Диккенса «последним великим английским романистом большого стиля», он признает, что в его лице английская литература имела своего гения, «который полностью вернул роману его эпический характер». Но вместе с тем он отказывает Диккенсу в умении делать большие жизненные обобщения. В литературе XIX в. Фокс выделяет три романа, отразивших кричащие противоречия эпохи и убежденность в невозможности достигнуть полноты человеческого существования в условиях буржуазного общества, - «Грозовой перевал» Э. Бронте, «Джуд Незаметный» Т. Гарди и «Путь всякой плоти» С. Батлера. В этих книгах «жива подлинная традиция романа, и писатель будущего признает их и будет в них черпать вдохновение, когда дерзнет овладеть действительностью».

В развитии романа XX в. критик отмечает две противоборствующие тенденции: одна связана с кризисом буржуазного искусства, вторая - с достижениями прогрессивной литературы и развитием социалистического реализма. Кризис модернистского романа Фокс обосновывает «кризисом мировоззрения среди самих романистов». Объектом его исследования становятся произведения Джойса и Хаксли, Пруста и Лоуренса. Он прослеживает процесс «разрушения личности» в их творчестве и процесс «разрушения структуры романа, его эпического характера». Фокс считает, что кризисные явления буржуазного искусства связаны с философским эклектизмом, упадочной философией воли и интуиции Ницше и Бергсона, с «эротическим мистицизмом Фрейда, субъективным идеализмом различных неокантианских школ и, наконец, отказом от человеческого разума». «Если отсутствует целостное мировоззрение, помогающее понять жизнь, то нельзя полно и свободно отобразить человеческую личность».

Достижения прогрессивного искусства будущего Фокс связывает с утверждением в нем метода социалистического реализма. Предпосылки его развития он видит в революционной борьбе народных масс.

Фокс пишет, что основным принципом изображения жизни и человека должен стать принцип историзма, ибо «романист не может писать историю индивидуальной судьбы, если у него перед глазами не находится постоянно картина социального целого» и если он не обладает «исторической точкой зрения».

Обращаясь к проблеме положительного героя, Фокс разрешает ее в связи с теми основными задачами, которые стоят перед литературой социалистического реализма. Одна из них заключается в создании подлинно эпического характера человека-борца, отдающего свои силы делу преобразования общества. Положительным героем передового искусства должен, по убеждению Фокса, стать «человек, не только критикующий или находящийся в состоянии безнадежной войны с обществом, к которому он не может приспособиться как личность, но человек в действии, занятый изменением условий своей жизни, овладевающий жизнью, человек, чей путь гармонирует с развитием истории, человек, способный стать господином собственной судьбы».

политической борьбы, которую ведет пролетариат в настоящем. Он доказывал, что буржуазия не может быть хранителем национальных культурных традиций; они по праву должны принадлежать народу.

Соратниками Фокса выступили Кристофер Кодуэлл (Christopher Caudwell, настоящее имя Christopher St. John Sprigg, 1907-1937), Алик Уэст (Alick West, 1895-1972), Томас А. Джексон (Thomas A. Jackson, 1879-1955). Книги Кодуэлла «Иллюзия и действительность» (Illusion and Reality, 1937), «Этюды об умирающей культуре» (Studies in a Dying Culture, 1938) посвящены проблемам развития английской поэзии и критике буржуазного искусства, вступившего в период упадка и разложения. Уэст в работе «Кризис и критика» (Crisis and Criticism, 1937) обращается к актуальному вопросу о путях становления передовой литературы. Основные условия ее развития он видит в реалистическом отображении явлений действительности, в связи с народом и его борьбой. В монографии Джексона «Чарлз Диккенс. Путь радикала» (Charles Dickens: The Progress of a Radical, 1937) раскрывается связь творчества великого английского романиста с освободительной борьбой народа, с чартизмом. Джексон опровергает оценку Диккенса как добродушного юмориста. Он подчеркивает обличительную направленность его творчества.

Нельзя не отметить присущие литературоведению тех лет ошибки и слабости. В книге Джексона они проявились в известном социологизировании творчества Диккенса, в стремлении представить Диккенса революционером; в работах Фокса, Кодуэлла, Уэста они сказались в явной недооценке английского реализма XIX в. Характерным для английской литературы 30-х годов было развитие жанра социального реалистического романа о жизни и борьбе трудящихся. В те годы появились трилогия Грессика Гиббона «Шотландская тетрадь» (1932-1934), роман Джона Соммерфилда «Майский день» (1936), дилогия Льюиса Джонса «Кумарди» (1937) и «Мы живем» (1939), исторические романы Джека Линдсея («1649. Роман об одном годе» (1939) и др.).

Эти книги повествуют о росте классового сознания трудового народа Англии. Уже само обращение к теме классовой борьбы и революционных выступлений требовало широкого размаха в изображении событий. Это определило композицию произведений Джонса и Гиббона. Оба писателя создают циклы романов, объединяя их в трилогию и дилогию. Каждое из этих произведений охватывает значительный период в истории страны. Однако эпический размах изображаемых событий зависит не только от широты их хронологических рамок. Действие романа Соммерфилда «Майский день» происходит на протяжении всего лишь трех дней, но это не помешало писателю передать силу протеста бастующих рабочих, вылившегося в мощную первомайскую демонстрацию.

Льюис Грессик Гиббон (Lewis Grassic Gibbon, настоящее имя Джеймс Лесли Митчелл - James Leslie Mitchell, 1901-1935) родился в Абердиншире, в Шотландии. Он учился в местной школе; с шестнадцати лет стал репортером и работал в газетах Абердина и Глазго. В течение десяти лет (1918-1928) был солдатом британской армии. Он многое повидал, был в странах Среднего Востока и Центральной Америки, с увлечением занимался археологией, принимал участие в раскопках древней цивилизации народов майя.

Основное произведение Гиббона - трилогия «Шотландская тетрадь» (A Scots Quair). В нее входят романы «Песнь перед заходом солнца» (Sunset Song, 1932), «Вершины в облаках» (Cloud Howe, 1933), «Серый гранит» (Grey Granite, 1934). Эти романы посвящены жизни Шотландии трех первых десятилетий XX в. Шотландия в канун, во время и после первой мировой войны, процесс пролетаризации крестьянства, рост классовой сознательности крестьян и рабочих, их приобщение к политической борьбе - вот круг вопросов, к которым обращается Гиббон. На материале народной жизни Шотландии Гиббон развернул в романе одну из классических тем литературы новейшего времени -тему матери, отдающей своего сына человечеству. Все части трилогии объединены образом крестьянки Крис, воплощающей лучшие стороны шотландского народного характера.

В первой части трилогии события происходят перед войной. Молоденькая Крис - дочь арендатора фермы Джона Гутри - делит со своей семьей радости и горести тяжелого крестьянского труда. Гутри мечтал увидеть дочь учительницей, но Крис остается на ферме. Она любит родной край, его обычаи, тонко чувствует красоту природы. После смерти отца Крис становится хозяйкой фермы. Она выходит замуж за крестьянина Юэна Тавендейла. Рождается сын, названный в честь отца Юэном. Недолгую радость семейной жизни прерывает война. Она врывается в жизнь Крис и ломает ее. Тавендейл погибает.

рабочих ткацкой фабрики. Послевоенная жизнь принесла простым людям новые трудности. Бывшие участники войны убеждаются в этом. Всеобщая забастовка 1926 г. захватила и Сеггет. Кризис 1929 г. приводит к закрытию фабрики и безработице. Перед героями романа встает вопрос о путях преобразования жизни. К мысли о несостоятельности своих религиозных проповедей приходит Колхаун. Тяжело больной, он чувствует потребность сказать людям о необходимости изменить жизнь. Колхаун умирает во время воскресной проповеди. После его смерти Крис вместе с сыном переезжает в индустриальный городок Дункайрн. Оставив университет, Юэн работает на сталелитейном заводе, где включается в политическую борьбу. Как инициатора стачки его арестовывают и бросают в тюрьму. Но это лишь укрепляет Юэна в его взглядах. Он вступает в коммунистическую партию, организует и возглавляет «голодный марш» рабочих Дункайрна.

Гиббон тяготеет к эпически широкому размаху повествования. Об этом свидетельствует уже пролог к трилогии, построенный в форме зачина, повествующего о многих поколениях землепашцев, живших в Кинреддилэнде. В первой части трилогии отчетливо звучит мысль об извечной связи человека с землей, красоту которой Гиббон передает столь поэтически. Но, понимая необратимость истории, писатель не зовет вернуться назад - движение вспять невозможно. Он не идеализирует прошлое. Тема Юэна, начинающая в полную силу звучать в заключительной части трилогии, утверждает мысль о закономерности борьбы за установление справедливости на земле. С образом человека-борца, разделяющего передовые идеи эпохи, Гиббон связывает свои представления о дальнейшем движении истории. Жизнь не прекращает своего развития, но ее истоки, как и прежде, - в родной земле. Рождаясь в недрах земли, они питаются ее соками. К земле, в родные места возвращается Крис. Джек Линдсей верно заметил, что в «Шотландской тетради», и прежде всего на страницах, посвященных Крис, звучат голоса простых людей Шотландии. Проза Гиббона, передающая ритмику шотландской речи, музыкальна, она льется подобно песне, воспевающей красоту и радость бытия. Характеры четко намечены, но лишены глубины. Своеобразный колорит придает роману звучащее в нем уэльское наречие.

«Майский день» (May Day) Джона Соммерфилда (John Sommerfield, p. 1908). Это произведение интересно как опыт создания коллективного образа поднявшегося на борьбу народа. Героем романа Соммерфилд делает рабочую массу, большой коллектив людей, многоликий и пестрый, но движимый единым порывом, объединившим его в монолитную силу.

В этом романе - своеобразный монтаж сцен; каждая составная часть книги представляет собой сцену-кадр из жизни Лондона на протяжении трех дней - с утра 29 апреля до середины 1 мая. Год, в который происходят события, точно не назван, но отнесен в «недалекое будущее». Роман открывается панорамой Лондона. Картина жизни Лондона динамична. Все - в движении, устремленном к единой цели, - первомайской демонстрации. Изображение ее становится кульминацией романа. Роман насыщен документальным материалом. Соммерфилд включает в него отрывки из газетных статей, приводит статистические данные о количестве безработных, о смертности среди детей. И все же исторический колорит придают роману не эти фактические данные, а переданная в нем атмосфера напряженной общественно-политической борьбы 30-х годов.