Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Уильям Годвин (William Godwin, 1756-1836)

Уильям Годвин (William Godwin, 1756-1836)

Уильям Годвин вошел в английскую литературу как выдающийся мыслитель, предшественник утопического социализма, как публицист и романист, как крупнейший представитель предромантизма, в творчестве которого обозначился переход от просветительского реализма к романтизму.

Перемены в английской действительности конца XVIII в., влияние идей американской и французской буржуазных революций обусловили значительные сдвиги в мировоззрении Годвина.

Он начал свою деятельность как кальвинистский проповедник, но потом стал атеистом. В 1783 г. Годвин опубликовал «Историю жизни Уильяма Питта, графа Чатама» (The History of the Life of William Pitt Earl Chatham). В этой книге Годвин анализирует деятельность парламента, высказывает свое отношение к политическим проблемам, уделяя особое внимание проблеме военной. Осуждая любое насилие человека над человеком, Годвин выступает против войны. «Война всегда должна рассматриваться людьми как бедствие человечества», - пишет Годвин. Свободолюбивые идеи Годвина близки идеям Томаса Пейна и Мэри Уолстонкрафт. Участник Войны за независимость в Северной Америке, Томас Пейн в 1790 г. вернулся в Лондон, где опубликовал трактат «Права человека» (The Rights of Man, 1791-1792). Мэри Уолстонкрафт, жена Годвина, была автором книги «Права женщины» (A Vindication of the Rights of Women, 1792).

нашел широкую систему политических идей, которая вселяла надежду на революцию. Но когда в 1789 г. началась Французская буржуазная революция, Годвин отрицательно отнесся к революционному насилию. Он мечтал о таких политических переменах, которые исходят от великодушия людей.

Годвин с большим сочувствием относился к деятельности «английских якобинцев», входящих в «Лондонское корреспондентское общество». Не являясь сам членом этого общества, Годвин смело поднял голос протеста против преследований «якобинцев», обвиняемых в государственной измене. Он выступил с двумя памфлетами, в которых обвинял королевский суд в несправедливости и жестокости по отношению к арестованным «якобинцам» - Джерралду, Хорну Туку Телуоллу. Благодаря выступлениям Годвина обвиняемые были оправданы.

В 1793 г. Годвин создал социально-философский трактат «Исследование о политической справедливости» (An Enquiry concerning the Principles of Political Justice). Будучи республиканцем по убеждениям, Годвин отрицает монархический режим, подвергает критике современное общественное устройство, отвергает принцип частной собственности, обосновывает идею равенства и свободы. В своих социальных идеях Годвин пошел дальше французских просветителей, став предшественником утопического социализма Роберта Оуэна. Предпосылки социальной прозорливости коренились в более резко определившихся социальных противоречиях Англии. Однако в политических воззрениях Годвин оказался позади французских мыслителей.

В вопросе о преобразовании общества Годвин полагался не на революционное насилие, а на силу общественного мнения, на воспитание, убеждение и пример. Годвин-просветитель убежден во всемогуществе разума; он верит в то, что с помощью истинного знания человечество избавится от тирании, монархии, насилия, частной собственности и установит справедливые отношения между людьми.

В 1794 г. Годвин опубликовал роман «Вещи как они есть, или Приключения Калеба Уильямса» (Things as They Are, or the Adventures of Caleb Williams). Основная идея романа восходит к содержанию трактата «Политическая справедливость». Годвин говорит о коррупции, охватившей все английское общество. Однако в романе писатель в определенной мере отходит от идей «Политической справедливости»: не находит места идея отрицания государства, в концовке романа чувствуются примирительные настроения.

помещика Тиррела, с которым враждовал. Из чувства справедливости Калеб хочет добиться признания Фокленда в преступлении. Калеб добивается, наконец, вызова Фокленда в суд, где тот признается в совершенном преступлении. Но это признание ускорило смерть Фокленда, и Калеб сомневается в правильности своего поступка.

В романе есть другая сюжетная линия, связанная с первой. Помещик Тиррел преследовал непокорного фермера-арендатора Хоукинса и его сына и добился их разорения. В убийстве Тиррела обвиняют Хоукинсов. Фокленд мог бы спасти этих людей, но он не хочет выдавать самого себя. Таким образом, Фокленд, считавший себя просвещенным и гуманным человеком, обрекает невинных людей на смертную казнь.

Простой человек - крестьянин Калеб Уильямc показан писателем с большим сочувствием. Калеб - не только мыслящий человек, он способен на смелые выступления против деспотизма. Однако этот народный персонаж представлен в романе одиноким романтическим бунтарем.

Сюжетостроение в романе Годвина определяется как традицией реалистического романа Филдинга и Ричардсона, так и традицией готического романа.

Приключенческая фабула реалистического романа XVIII в. сочетается с мотивом разгадки тайны, свойственным готическому роману. Новизна построения романа заключается в том, что писатель отказался от любовной темы как основы сюжета. Интрига романа связана с главной темой осуждения преступных действий. Тема преступления и наказания в «Калебе Уильямсе» восходит к готическому роману. Однако у Годвина она приобретает достоверность и подготавливает таким образом развитие этой темы в социальном романе XIX в.

«вещах, как они есть», дать «общую картину тех видов домашнего и негласного деспотизма, при помощи которых человек губит человека». Жестокость и несправедливость общественного устройства подвергаются острой критике и в лирических отступлениях, и в сценах тюремной жизни.

Правовой аспект в критике общественных порядков в Англии подкрепляется ссылками на юридические документы. Идея непримиримости интересов верхов и низов общества, мысль о несправедливости всего общественного устройства, основанного на частной собственности, делают роман «Калеб Уильямc» наиболее значительным по своему социальному содержанию среди всех произведений второй половины XVIII в. В романе «Калеб Уильямс» возникают некоторые черты социального романа, которые получат дальнейшее развитие и утверждение в критическом реализме XIX в. Годвин видит зависимость поведения человека от общественного уклада.

Проявление зла в людях он объясняет влиянием на человеческий характер «развратной пустыни человеческого общества».

Роман «Калеб Уильямc» высоко оценил Н. Г. Чернышевский: «Я хотел идти по такой карьере, как Годвин. Чтобы испытать свои силы, Годвин вздумал написать роман без любви. Это замечательный роман. Он читается с таким интересом, как и самые роскошные произведения Жоржа Занда. Это «Калеб Уильямс»[2] Н. Г. Чернышевский говорил о Годвине как о человеке «очень сильного ума, великого литературного таланта и вполне радикального образа мыслей»[3].