Приглашаем посетить сайт

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Уильям Моррис (William Morris, 1834-1896)

Уильям Моррис (William Morris, 1834-1896)

В связи с развитием рабочего движения в Англии в последней трети XIX в., распространением социалистических идей и влиянием событий Парижской Коммуны возникает социалистическое искусство, в котором отражены интересы рабочего класса, высказана мечта о новом социалистическом обществе. Социалистические идеи проникают в литературу и придают ей новые черты. Представителями литературы социалистического движения являются Уильям Моррис, Роберт Трессол, Джим Коннел, X. Дж. Бремсбери. С этой литературой отчасти связано и творчество Этель Лилиан Войнич.

Уильям Моррис в ранний период своей литературной деятельности связан с эстетикой прерафаэлитизма. Как и Россетти, он ищет идеал в прошлом, создавая поэмы-стилизации, противостоящие пошлым вкусам буржуазного общества. В 60-70-е годы Моррис пишет поэму «Жизнь и смерть Ясона» (The Life and Death of Jason, 1867), цикл поэм «Земной рай» (The Earthly Paradise, 1868-1870), поэму «Сигурд Волсунг и падение дома Нибелунгов» (Sigurd the Volsung and the Fall of the Niblungs, 1876). Литературное творчество Морриса сочетается с его деятельностью художника, декоратора. Прерафаэлиты стремились к обновлению вкусов современников, возрождая средневековые формы искусства в противовес викторианству XIX в. Прерафаэлитам, в том числе и Моррису, казалось, что они восстанавливают в правах народное, национальное английское искусство. Однако ретроспективность идеала и явно стилизаторский характер эстетики прерафаэлитов не способствовали долговечности этого течения в культурной жизни Англии. С конца 70-х годов Моррис отошел от прерафаэлитов. В 1883 г. он стал членом социал-демократической федерации. Он выступает на рабочих собраниях, участвует в демонстрациях, издает социалистическую газету «Коммонуэл», ставшую органом созданной в 1884 г. при его участии социалистической лиги. Моррис был единомышленником Элеоноры Маркс-Эвелинг и Эдварда Эвелинга, был знаком с Марксом и Энгельсом.

Деятельное участие в социалистическом движении обусловило новый характер творчества Морриса. Теперь он создает произведения, в которых воплощает социалистические идеи: «Гимны для социалистов» (Chants for Socialists, 1884-1885), поэму «Пилигримы Надежды» (The Pilgrims of Hope, 1885-1886), повесть «Сон про Джона Болла» (A Dream of John Ball, 1888), утопический роман «Вести ниоткуда» (News from Nowhere, 1891).

Социализм Морриса был утопическим, тем не менее он выступал против оппортунизма в рабочем движении, отстаивая идею революции как единственного пути к светлому миру будущего.

Теме преданности социалистическим идеалам и революционной борьбе посвящена поэма «Пилигримы Надежды». Герой поэмы рабочий Ричард, его жена и их друг Артур - участники пролетарского движения в Англии. Когда развернулись революционные события во Франции, герои едут туда и сражаются на баррикадах Коммуны. Артур и жена Ричарда погибают, а Ричард возвращается в Англию; он верит в то, что дело Парижской Коммуны восторжествует в будущем. Ричард рассказывает «историю Надежды и борьбы за нее», с тем чтобы рабочие нового поколения продолжали революционную борьбу, чтобы «год за годом люди собирались вместе, чтобы красный флаг развевался над ними».

«Вести ниоткуда». В утопии Морриса использована традиционная английская фольклорная форма видения.

Герой-рассказчик вскоре после собрания социалистической лиги, где спорили о том, каким будет социалистическое общество, засыпает и видит сон. Ему снится, что он оказался в обществе будущего. Повествование в этом романе носит лиро-эпический и публицистический характер. Один из персонажей рассказывает о том, как Англия стала социалистической. Переход от капитализма к социализму осуществляется путем революционной борьбы. Рабочие объявили всеобщую забастовку, началась гражданская война. Народ одержал победу.

Моррис говорит о новом нравственном облике людей будущего. Они добры, веселы, спокойны. В романе раскрывается нравственная красота человека социалистического общества. Основой расцвета личности является радостный творческий труд. Люди увлечены работой. В труде проявляются их прекрасные душевные качества. В этом плане значительны сцены сенокоса и строительства дома. Моррис верно предвидит некоторые черты социалистического будущего, тем не менее картина будущего в его романе утопична. Он явно недооценил роль технического прогресса. Его герои предпочитают труд ремесленников. В романе еще чувствуются отголоски прерафаэлитизма. Моррис приписывает людям будущего преимущественный интерес к ремеслам и искусству средневековья. При всей утопичности представлений писателя о будущем ценность его книги в том, что в ней развивается великая идея: человечество может достичь полного счастья только в строительстве коммунистического общества.