Приглашаем посетить сайт

Мокульский С.: Итальянская литература
Часть 8

8

Империалистическая война, в к-рую втянулась и Италия, расколола И. л. на ряд группировок. Одни писатели отдали дань урапатриотизму («Vae victis» Виванти) и увидели в войне повод для империалистической пропаганды («Ноктюрн» Аннунцио, стихи Маринетти), другие рассматривали войну как неизбежное зло и сосредоточивали внимание на описании переживаний интеллигента, попавшего в армию и впервые познакомившегося здесь с «народом» («Кобилек» Соффичи, «Со мной и с альпийцами» Жайер, «Рубе» Борджезе). В отношении стиля лит-ра военного времени продолжает традиции фрагментизма и прибегает к форме дневника. К военной лит-ре примыкает послевоенная, рисующая разочарование итальянской интеллигенции, обусловленное тяжелым экономическим кризисом, постигшим эту страну-«победительницу». Мелкая буржуазия резко расслаивается. Интеллигенты, жаждущие «покоя» и «мирной жизни», обрушиваются на разбогатевших кулаков — фермеров и подрядчиков, на послевоенную порчу нравов и дороговизну (Бонтемпелли, Пандзини), другие проникаются революционными настроениями, агитируют за борьбу с капиталистами (Готта, Брокки), рисуют картины ужасной нищеты, разорения и морального разложения мелкой буржуазии («Бедняга» и «Дом без солнца» Мариани). В то же время расцветает развлекательная беллетристика, рассчитанная на вкусы мещанской публики. Звезда этой «миланской» лит-ры — Гвидо да Верона [р. 1881] (см.), автор популярных сентиментально-психологических романов с развернутой любовной интригой, приправленной эротикой и несколько вульгаризованным эстетизмом в манере Аннунцио. Сюда же относятся любовные романы ученицы Кардуччи Анни Виванти [р. 1868] (см.). Эта многотиражная беллетристика вызвала резкий отпор группы писателей (Баккелли, Бальдини, Кардарелли, Монтано, Чекки и др.), объединившихся вокруг журнала «La Ronda» [1919—1922]. Но «рондисты» боролись не только с дешевой беллетристикой, но и со всей «авангардной» лит-рой — от Кардуччи и Аннунцио до футуристов и интимистов, противопоставляя их «упадочному» романтизму классическую дисциплину и традиционализм Леопарди. Это была настоящая лит-ая реакция в области как формы, так и содержания, к-рая привела к осуждению современной тематики, к пропаганде разработки «вечных» сюжетов. Этот формальный академизм обличает идеологию верхушки буржуазной интеллигенции, претендовавшей на монопольное руководство духовной культурой Италии. Деятельность рондистов имела чисто негативное значение: пробуждение вкуса к вопросам стиля и формы, обуздание беспорядочности и экстравагантности «авангардной» лит-ры. Положительный же вклад их в лит-ру ничтожен и почти не выходит за пределы фрагментизма («Этюды» и «Натюрморты» Кардарелли). «Ronda» распалась в 1922, к моменту захвата власти фашистами. Первое время фашизм покровительствовал футуристам, но вскоре объявил себя на стороне традиционализма. Влияние фашизма на лит-ру проявляется преимущественно в области идеологии. Своего же стиля в лит-ре фашизм не создал. Лит-ая борьба концентрируется вокруг старой дилеммы: традиционализм на местной базе или модернизм на базе европейской. Но только теперь представители обоих течений заостряют вопрос в политическом отношении. В противовес формальному академизму «Ronda» возникла группа модернистов, объединившихся вокруг журнала «900» (т. е. «Novecènto» — «XX век»), основанного Бонтемпелли [р. 1878]. В программу группы входит борьба с психологизмом, натурализмом, сентиментализмом и эстетизмом, провозглашается презрение к стилю ради стиля и призыв к созданию «мифов» и героев в духе XX века. Лозунг группы — европеизация И. л., преодоление национальной замкнутости. Традиционализм нашел защитника в Соффичи, отстаивавшем мысль об особом национальном характере итальянцев, которым не по пути с демократической Европой. Эти идеи были подхвачены фашистскими журналами «Selvaggio» во Флоренции и «Italiano» в Болонье. Группа националистов приняла наименование «Strapaese», подчеркивая этим свою установку на деревню как опору итальянского национализма: непосредственный отзвук фашистской политики «рурализма», стремящейся перенести центр хозяйственной жизни из города в деревню и опереться на сельского кулака в борьбе с индустриальным пролетариатом. Тогда группа «900» переименовалась в «Stracitta», подчеркивая установку на город, на расширение капиталистической культуры.

Идеология обеих групп — фашистская; расхождение их — только в вопросах политической тактики. Правительство Муссолини поддерживает обе точки зрения (националистическое самоуглубление и империалистическую экспансию), к-рые уживаются с его официальной идеологией. В лит-ой практике обеих групп нет больших расхождений. Из писателей «Stracitta» выделяются Бонтемпелли, автор оригинальных новелл, в к-рых самые невероятные приключения описываются с кропотливым психологическим реализмом («Дама моих мечтаний»), и Кампаниле, присоединяющий к этому ироническую трактовку, граничащую с буффонадой («Но что же такое эта любовь?»). При кажущейся поверхностности ирония Кампаниле имеет метафизическую основу; она коренится в идеалистическом мировоззрении, характерном для мелкобуржуазной интеллигенции. Тяжелое экономическое положение в сочетании с идеологическим гнетом фашистов порождает в ней сознание призрачности окружающей жизни, бессмысленной случайности мелькающих образов, приводящее к их иронической трактовке; отсюда же стремление построить собственный внутренний мир, не похожий на окружающий, ведущее к тонкому психологическому анализу. Из этих черт складывается господствующий в современной И. л. стиль — юморизм, получивший широкое применение в театре, где он явился главным орудием борьбы с веризмом и порожденной им мещанской драмой (ее главный представитель — неаполитанец Роберто Бракко, р. 1862). В довоенной Италии реакция против мещанской драмы была представлена империалистическими драмами Аннунцио, романтическими трагедиями Сем Бенелли [р. 1877] и своеобразными пьесами на античные темы Морселли [1882—1921]. В послевоенной Италии группа драматургов «гротесков» (Кьярелли, Антонелли, Кавакьоли, Россо ди Сан Секондо, Мартини) борется с позитивизмом буржуазной драмы, кладя в основу пьесы мотив раздвоения, сочетая приемы трагедии и фарса, вводя в реальное действие фантастику и символику, подчеркивая призрачность и автоматичность бытия применением приемов кукольного театра, обращением к маскам и обобщенным персонажам. Высшая точка этого стиля — у Пиранделло [р. 1867] (см.), крупнейшего итальянского писателя наших дней. Начав писать в 1889, Пиранделло развернулся во всю ширь только после 1917, когда его драмы принесли ему мировую славу. Лит-ая продукция Пиранделло огромна. В своих 400 новеллах и 8 романах он нарисовал грандиозную картину быта средних слоев буржуазного общества Италии между 1870 и 1914. Манера его письма реалистична (Пиранделло — ученик веристов), отличается точностью деталей, меткостью характеристик, уменьем схватить и зарисовать мельчайшие бытовые подробности.

Но этот реализм скрывает в себе чисто метафизическую концепцию, в основе которой — признание призрачности реального мира, дуализм жизни и «формы», которую человек сам создает по собственному желанию. Конфликт между жизнью и формой — источник юмора Пиранделло. Стремление человека разбить свою «форму» и создать новую приводит к трагедии. Правдивый художник, Пиранделло рисует мрачный мир разложения, нищеты, бесправия, горести и боли. Но из этого призрачного мира нет никакого выхода. Страшный мираж жизни непреодолим. В основе бытия — трагическая нелепость, так как мир мог бы быть иным. Этот пессимизм Пиранделло — продукт его идеалистического мировоззрения — порожден социальной дезориентированностью его класса, потерявшего точку опоры в капиталистическом мире и сознавшего свою обреченность. Философия Пиранделло вывела его из рамок итальянского провинциализма и сделала его любимым писателем мелкобуржуазной интеллигенции всех стран. Но она же явилась и причиной сближения его с Муссолини, которому оказалась весьма наруку такая бесхребетная философия, отвлекающая массы от революционной борьбы и переводящая их недовольство в метафизический план. Так, даже крупнейший писатель современной Италии оказался в духовном плену у фашистов, от чего удалось уберечься только небольшой группе литераторов, группирующихся вокруг Бенедетто Кроче.

Итальянская пролетарская лит-ра еще только намечается. Из предвестников и предтеч пролетарской лит-ры в Италии можно отметить анархистов или революционных социалистов, Пиетро Гори «Pensièri ribèlli» [1915] и его «Opere» (2 тт., 1911). Ни одного из них нельзя конечно назвать пролетарским писателем. Класс как таковой только смутно отразился в произведениях этих «соседей»-попутчиков.

Мировая война, необычайно резко заострившая классовые противоречия всех стран, послужила толчком к пробуждению пролетарского творчества. Среди писателей и поэтов во время войны и до фашистского захвата власти можно указать на писателей непролетарского происхождения, сделавших уже попытки охвата тем социального протеста, каковы Пиетро Мандрэ [«Contro la guèrra» (1915), с предисловием К. Лаццари], Альберто Малатеста («Liriche di guerra», 1919), Альбатрелли — псевдоним Франческо Перри («Conquistatori»), Марио Мариани (которого почему-то в СССР ошибочно считали коммунистом), Марино Моретти и Пьетро Кьеза.

Итальянская пролетарская лит-ра покуда выдвинула только три имени: Гиацинто Менотти Серрати («Руководство для безупречного каторжника», Гиз, и его неоконченный биографический роман «Sergio Florinski»), Артуро Кароти (см.) — эмигранта, написавшего ряд рассказов и повестей для юношества, и Джиованни Джерманетто (см.) — автора большого историко-биографического романа «Записки цирульника» («ЗИФ», М., 1930), переведенного на ряд языков. И даже из этих трех только одного Дж. Джерманетто можно назвать выдержанным пролетарским писателем Италии.

Библиография: На русском яз., кроме отдельных глав, посвященных И. л. в обзорах истории зап. -европейских лит-р Когана П., Луначарского А. В., Фриче В., Де-ла-Барта Ф., Стороженко H., а также в больших коллективных изданиях — Всеобщая история литературы под ред. Корша В. и Кирпичникова А., 4 тт. СПБ., 1877—1892, и История западной литературы [1800—1910], под ред. Батюшкова Ф., 3 тт., М., изд. «Мир» (незакончен.), переводные книги: Гаспари А., История итальянской литературы, перев. К. Бальмонта, 2 тт., М., 1895—1897 (классический труд); Овэтт А., История итальянской литературы, СПБ., 1908, и Гиз, М., 1922; Пинто М. А., История национальной литературы в Италии, ч. 1, СПБ., 1869; История литературы древнего и нового мира (по Щерру), кн. II: Италия, сост. В. Костомаров, СПБ., 1863; Пранди Ф., Очерк новой итальянской литературы, перев. А. Зражевской, СПБ., 1841. Из оригинальных работ на первом месте — труды Веселовского Ал-дра Н. по итальянскому Возрождению — Собр. сочин., изд. Академии наук, тт. III—IV (полный перечень их см. у Симони П. К., Библиографический список учено-литературных трудов А. Н. Веселовского, П., 1921); затем — Корелин М. С., Ранний итальянский гуманизм и его историография, 4 тт., М., 1892 (изд. 2-е, СПБ., 1914); Его же, Очерки итальянского Возрождения, М., 1896 (изд. 2-е, М., 1910); Дживелегов А. К., Начало итальянского Возрождения, М., 1908 (изд. 2-е, М., 1924); Его же, Очерки итальянского Возрождения, М., 1929 (дальнейшие указания см. в библиографии к ст. «Ренессанс», а также к ст. об отдельных авторах). По новой И. л.: Фриче В., Итальянская литература XIX в., ч. 1: Литература эпохи объединения Италии, М., 1916; Иванов М. М., Очерки современной итальянской литературы, СПБ., 1902; Рубцова Г., Современная итальянская литература, Л., 1929 (брошюра). На иностранных яз.: Casini Т., Geschichte der ital. Literatur, «Grundriss d. romanischen Philologie», hrsg. von G. Gröber, B. II, Abt. III, Strassburg, 1901 (есть новое изд., ценная для справок работа с обширной библиографией); D’Ancona A., e Bacci O., Manuale della letteratura ital., 6 vv., Firenze, 1904—1906 (составлена в виде хрестоматии с биобиблиографическими введениями); Wiese В. und Percopo E., Geschichte der ital. Literatur, Lpz. und Wien, 1899 (есть итальянский пер., Турин, 1904); Ronelli L., Il teatro italiano, Mil., 1924. Коллективные труды: Storia letteraria d’Italia, scritta da una società di professori, 10 vv., Milano; Storia dei generi letterarii italiani, Milano. По И. л. XVII в.: Croce Benedetto, Storia dell’età barocca in Italia. Pensiero, poesia e letteratura, vita morale, Bari, 1928. По И. л. XVIII в.: Landau M., Geschichte der ital. Literatur im XVIII Jhrh., Berlin, 1899. По И. л. XIX в.: Ferari V., Letteratura ital. moderna e contemporanea, Milano, 1901; Roux Am., Histoire de la littérature contemporaine en Italie sous le régime unitaire, P., 1894; Dornis J., La poésie ital. contemporaine, 2-e éd., P., 1898; Croce В., La letteratura della nuova Italia, 4 vv., Bari, 1914—1915 (захватывает также лит-ру XX в., изд. 13-е, пересмотренное, т. I, 1929). — По И. л. XX в.: Russo L., Guida bibliografic: I oratori, Roma, 1923 (словарь современных итальянск. писателей с обширной библиограф.); Vossler К., Ital. Literatur der Gegenwart, Heidelberg, 1914; Die neuesten Richtungen d. ital. Literatur, 1925; Pinchetti R., La lirica italiana dal Carducci al d’Annunzio, lineamenti estetici, 1928; Crémieux В., Panorama de la littérature ital. contemporaine, P., 1928.

С. Мокульский

© 2000- NIV