Приглашаем посетить сайт

Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия.
Эпоха Просвещения.

Эпоха Просвещения.

Постепенное оживление экономики и культуры, задержанных в своем развитии Тридцатилетней войной, изменения, накапливавшиеся исподволь в недрах феод. строя, не могли еще создать необходимых предпосылок для нац. объединения. Раздробленность страны и крепостнич. гнет сковывали жизненные силы народа. Неокрепшая буржуазия не была способна к активным действиям и тяготела к компромиссу с княжеским абсолютизмом.

Бюргерская лит-ра 1-й пол. 18 в. развивалась в русле умеренного просветительства. Творчество поэта И. К. Гюнтера (1695—1723) знаменует переход от барокко к Просвещению. Идеолог раннего просветит. классицизма И. Х. Готшед (1700—66) стремился применить к лит-ре требования ясности и целесообразности. Рационалистич. установки определяют характер его труда «Опыт критической поэтики для немцев» (1730), устанавливавшего строгую регламентацию жанров. Борясь против господствовавшего на нем. сцене барочно-прециозного стиля, Готшед стремился внедрить в репертуар пьесы классицистич. школы. Своими трагедиями («Умирающий Катон», 1732, и др.) он преследовал цель поднять самосознание нем. бюргера; однако поэтика Готшеда, ориентировавшаяся преим. на иностр. образцы и игнорировавшая нар. традиции, не могла послужить основой формирования нац. иск-ва. Еще при жизни Готшеда против его доктрины выступили «швейцарцы» И. Я. Бодмер (1698—1783) и И. Я. Брейтингер (1701—76). Не порывая полностью с рационалистич. эстетикой, они пытались обосновать роль творч. фантазии и воображения, выдвигая в качестве образца поэзию Дж. Мильтона.

В этот период получает развитие сатирич. лит-ра, связанная с утверждением бюргерской морали. Нравоописат. сатиры Г. В. Рабенера (1714—71), басни Х. Ф. Геллерта (1715—69), М. Г. Лихтвера (1719—83) не столько обличают, сколько поучают. Большей смелостью отличается сатира Х. Л. Лискова (1701—60), едко высмеивающая обскурантизм попов, трусость литераторов, пресмыкающихся перед князьями и знатью. Критич. тенденции выступают также в романе И. Г. Шнабеля (1692 — ок. 1750) «Остров Фельзенбург» (1731—43) — нем. варианте просветит. «робинзонады», противопоставляющем порочному феод. об-ву счастливую и нравств. жизнь тружеников на необитаемом острове.

у писателей повышенным вниманием к сфере личных переживаний. Отсюда развитие лирич. поэзии. Анакреонтика — излюбленный жанр Ф. Хагедорна (1708—54), И. П. Уца (1720—96), И. Н. Гёца (1721—81) и И. В. Л. Глейма (1719—1803). Другую линию представляют певцы природы, создатели описат. поэмы — Б. Г. Броккес (1680—1747), швейц. поэт А. фон Галлер (1708—77) и Э. К. Клейст (1715—59). К ним примыкает также швейцарец С. Геснер (1730—88), автор пастушеских идиллий, имевших успех в нем. и общеевроп. лат-ре.

Писатели-сентименталисты делают предметом своего изображения частную жизнь бюргерства, повседневные жизненные конфликты. Х. Ф. Геллерт, один из гл. представителей умеренного просветительства 40—50-х гг., вводит в Германии жанр серьезной комедии («Богомолка», 1745, «Нежные сестры», 1747, и др.) и создает первый нем. образец сентимент. семейного романа («Жизнь шведской графини фон Г***», 1746). Проповедуя чувствительность, Геллерт в то же время порицал всякое проявление сильного чувства и призывал подавлять «бунт страстей» с помощью религии.

С 60-х гг. 18 в. начинается зрелый этап нем. Просвещения, связанный с активизацией передовых кругов третьего сословия. Сознавая неспособность княжеского абсолютизма осуществить политич. объединение страны, идеологи бюргерства стремятся создать предпосылки для нац. единства в сфере духовной культуры. Новый период ознаменован значит. достижениями в области эстетич. мысли [труд И. И. Винкельмана «История искусства древности» (1763), работы Лессинга, молодого Гердера], способствовавшими утверждению просветит. реализма и подготовлявшими эпоху расцвета нем. классич. искусства.

Центр. фигурой зрелого нем. Просвещения является Г. Э. Лессинг (1729—81), один из основоположников нац. Н. л. Смелый борец против феод. идеологии, Лессинг заложил основы новой реалистич. эстетики, давшей Н. л. возможность преодолеть отсталость и стать вровень с лит-рами более развитых стран. В «Лаокооне» (1766), «Гамбургской драматургии» (1767—69) и др. теоретич. работах Лессинг ведет борьбу за освобождение Н. л. от оков классицизма, за самобытное ее развитие, отвечающее нац. образу мышления. Один из первых он призывал нем. писателей изучать творчество У. Шекспира, традиции старинного нем. театра. Полемизируя с классицистами, Лессинг создает первую нем. «мещанскую трагедию» «Мисс Сара Сампсон» (1755), в к-рой показывает «домашние несчастья» третьего сословия и прославляет его нравств. величие. Героич. линия в драматургии Лессинга, связанная с изображением больших социальных конфликтов, обнаруживается в раннем фрагменте «Самуэль Генци» (1749) и в планах трагедий на антич. сюжеты. Актуальные проблемы совр. Германии находят отклик в комедии «Минна фон Барнхельм» (1767) и в трагедии «Эмилия Галотти» (1772), бичующей деспотизм и феод. произвол. В последние годы жизни Лессинг создает философскую драму «Натан Мудрый» (1779), в к-рой обличает фанатизм, религ. нетерпимость и нац. рознь.

Ф. Г. Клопшток (1724—1803) — творец религ. эпоса «Мессиада» (1751—73), автор возвышенно-патетич. стихов, воспевающих любовь, природу и радость творчества, явился вместе с тем основоположником нем. гражд. лирики, одним из первых поэтов Германии, приветствовавших франц. бурж. революцию конца 18 в. В одах и эпиграммах Клопшток осуждал захватнич. войны, гневно обличая нем. князей, их галломанию и пренебрежение к отечеств. лит-ре. Его стихи, возрождавшие мотивы сев. мифологии, и стихотв. драмы, посв. герою борьбы против императорского Рима — Арминию, положили начало т. н. «бардической поэзии», получившей развитие в творчестве Г. В. Герстенберга и представителей «Гёттингенской рощи». Крупнейший нем. лирик до Гёте Клопшток обогатил поэтич. язык и сыграл значит. роль в развитии нем. тонич. стиха.

—1813) в ранних поэмах подражал религиозно-библейской поэзии Бодмера и Клопштока. Зрелые его произв. отмечены чертами рационализма и скептич. вольномыслия в духе Вольтера. Просветит. идеи Виланда, его критич. отношение к феод. действительности нашли выражение в воспитат. романе «Агатон» (1766), в романе «Золотое зеркало» (1772), воплощающем мечту о разумном государственном строе, в едкой сатире на нем. мещанство «Абдеритяне» (1774).

Большое значение для развития литературы и эстетич. мысли имели труды выдающегося философа и теоретика искусства И. Г. Гердера (1744—1803): «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766—68), «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (1773), «Шекспир» (1773) и др. Гердер утвердил идею связи лит-ры с порождающей ее эпохой, обосновал конкретно-исторический принцип изучения худож. произведений, установил новые эстетич. критерии, осн. на признании историч. обусловленности различных форм худож. творчества.

Последняя треть 18 в. в Германии — эпоха бурного роста антифеод. настроений. Движение «Бури и натиска», многим обязанное руссоизму, решительно отвергало сословно-аристократич. культуру. Противники филистерства, «бурные гении» требовали от писателей изображения сильных страстей, героич. деяний. Движение «Бури и натиска» с первых шагов приобрело характер лит. революции. В противовес классицизму с его нормами «хорошего вкуса», а также изысканности и манерности рококо, «бурные гении» выдвинули идею «характерного» иск-ва, исполненного энергии и самобытности, народного во всех своих проявлениях. Франц. классицистам и их нем. подражателям они противопоставляли У. Шекспира — великого поэта, постигшего жизнь в ее многообразии и полноте. Гл. источник обновления Н. л. «бурные гении» видели в нар. творчестве; они собирали нац. фольклор, подражали стилю нар. песни. Мысли Гердера о нац. -историч. своеобразии иск-ва и его нар. корнях, о роли творч. фантазии и эмоционального начала нашли отклик в статьях И. В. Гёте «Ко дню Шекспира» и «О немецком зодчестве» (обе статьи вошли в сборник Гердера и Гёте «О немецком характере и искусстве», 1773, ставший манифестом «Бури и натиска»), в «Заметках о театре» Я. М. Р. Ленца, в работе Г. А. Бюргера «Сердечное излияние о народной поэзии». Кроме Гердера, известное влияние на творчество писателей этого направления оказал философ-иррационалист И. Г. Гаман (1730—88), развивший в Германии учение Э. Юнга об оригинальном творчестве.

Одним из гл. представителей движения «Бури и натиска» был молодой Гёте. Великий художник-новатор, Гёте создал лирику непосредств. переживания, использовав в своих песнях фольклорные образы и мотивы, форму и мелодику нар. стиха. Мятежные чувства поэта, его протест против духовных оков, ощущение тесной близости к природе и порыв к свободе нашли воплощение в одах и гимнах, в грандиозных драматич. замыслах, таких, как «Прометей», «Магомет», «Пра-Фауст» — фрагмент будущей драмы, герой к-рого, «бурный гений», отвергает рассудочное книжное знание и бросается в мир, чтобы испытать полноту жизни, ее муки и радости. К вершинам творчества Гёте этих лет относятся нац. -историч. драма из эпохи Великой крест. войны «Гёц фон Берлихинген» (1773) и роман о трагич. судьбе мятежного юноши-разночинца «Страдания молодого Вертера» (1774).

Я. М. Р. Ленц (1751—92) и Г. Л. Вагнер (1747—79) создают новый вариант мещанской драмы с конкретной и злободневной социальной критикой. Героическая линия драматургии «Бури и натиска» находит выражение в лирико-патетич. трагедиях Ф. М. Клингера (1752—1831) и И. А. Лейзевица (1752—1806), проникнутых духом тираноборчества; их герои — одинокие одаренные личности, бунтари, пребывающие в разладе с окружающей филистерской средой.

«Бури и натиска» заметную роль играют члены объединения «Гёттингенская роща». У М. Клаудиуса (1740—1815), Л. Г. Х. Хёльти (1748—76), И. М. Миллера (1750—1814) преобладают сентиментально-идиллич. мотивы. Антифеод. протест отчетливо звучит во многих песнях И. Г. Фосса (1751—1826) и в его идиллии «Крепостные», в песнях и балладах примыкавшего к. «гёттингенцам» Г. А. Бюргера (1747—94), автора сатирич. романа о Мюнхгаузене.

—91), редактор и издатель самого радикального политич. журнала той эпохи — «Немецкая хроника».

Движение «Бури и натиска» сыграло значит. роль в формировании Н. л., открыв ей живую стихию нар. творчества, обогатив ее демократич. содержанием и новыми выразит. средствами. Однако условий для широкого развития этого движения в политически отсталой Германии не было. Антифеод. выступления «бурных гениев», лишенных ясно осознанной цели и идейного единства, выливались в форму индивидуалистич. бунта.

Оппозиц. настроения сохраняются в Н. л. и в последующий период. Бунтарские мотивы продолжают звучать в стихах Бюргера и Фосса, приветствовавших франц. бурж. революцию конца 18 в., острой социальной критикой проникнуты романы К. Ф. Морица (1757—1793) и В. Хейнзе (1746—1803), сатиры Г. К. Лихтенберга (1742—99), полемич. статьи В. Л. Векрлина (1739—1792), многочисл. произв. демократич. публицистики.

С новой силой протест «бурных гениев» возрождается у Ф. Шиллера (1759—1805). Его ранние трагедии отразили всеобщий рост недовольства феод. -княжеским режимом в годы, когда в Европе назревал политич. кризис. В «Разбойниках» (1781) создан трагич. образ бунтаря и нар. мстителя, восставшего за свободу, но не нашедшего пути к ней. Критика феод. действительности углубляется в «Коварстве и любви» (1784). Расширяя осн. конфликт пьесы, Шиллер показывает ужас мелкодержавной тирании, трагизм положения народа, отданного в распоряжение алчных князей и временщиков. Протест против гнета и деспотизма сохраняется в драме «Дон-Карлос» (1787), связанной с решением новых эстетич. проблем. Молодой Шиллер создает политич. трагедию нового, неклассицистич. типа, разрабатывает новые худож. приемы, позволяющие преодолеть рассудочность и схематизм бюргерской драматургии, индивидуализировать характеры.

и Шиллера, продолжающих отстаивать гуманистич. идеалы Просвещения, — разностороннее воспитание личности как путь к переустройству об-ва. Шиллер, испытавший в эти годы влияние Канта, в своем главном филос. и эстетич. труде «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795) утверждает, что путь к свободе ведет через красоту, которая отождествляется с истиной. В качестве идеала Гёте и Шиллер провозглашают гармонич. и жизнерадостное иск-во Древней Греции. Напряженная эмоциональность периода «бурных стремлений» уступает место классич. обобщенности образов, строгой завершенности форм (драмы Гёте «Ифигения в Тавриде» и «Торквато Тассо», философ. поэзия Шиллера). Обращаясь к антич. поэзии, опираясь на ее нормы, Гёте и Шиллер стремятся создать иск-во, призванное воспитывать человека в духе гуманности и свободы. В этом плане «веймарский классицизм» противостоял как мещанско-филистерскому направлению А. В. Иффланда — А. Коцебу, так и тому течению в нем. романтизме, к-рое устремилось по пути мистики, идеализации средневековья и т. п.

Гёте и Шиллер отшатнулись от респ. Франции, испугавшись политики террора якобинской партии. Тем не менее эпоха революц. ломки старого уклада оказала на их творчество огромное воздействие. Обществ. проблематика романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1793—96) и особенно «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821, окончат. ред. 1829) — в значит. степени результат размышлений Гёте над ходом франц. бурж. революции и усвоения им идей утопич. социализма. Величайшим худож. выражением этой эпохи явилась философ. трагедия «Фауст» (1-я ч. — 1808, 2-я — 1832), герой к-рой, пройдя долгий путь исканий, обретает смысл жизни в созидат. труде, в борьбе за счастье миллионов. Решение центральной проблемы «Фауста» — проблемы постижения жизни, подсказано верой Гёте в силу человеч. разума, в то, что человек может переделать действительность.

Шиллер обращается в своих драмах к решающим, поворотным моментам европ. истории, связанным с борьбой народов за нац. независимость и единство. В трилогии «Валленштейн» (1798—99) Шиллер изображает бурную эпоху Тридцатилетней войны в Германии, в «Орлеанской деве» (1801) — нац. войну Франции против англ. интервентов, в «Вильгельме Телле» (1804) — восстание против австр. ига в Швейцарии.

— нач. 19 вв. значит. фигурой был Жан Поль (И. П. Ф. Рихтер, 1763—1825), творчество к-рого стоит на рубеже между просветительством и романтизмом. Юмор Жан Поля, приобретающий самые разнообразные оттенки, рождается из сознания разрыва между высокими идеалами и жалкой действительностью. В ранних новеллах и романах, совмещающих сентиментально-идиллич. изображение с сатирой и гротеском («Жизнь премного довольного учителишки Мария Вуца из Ауэнталя», 1793, «Зибенкэз», 1796—97, и др.), Жан Поль одним из первых в Н. л. поднимает тему «маленького» человека.

Г. Форстер (1754—94) — ученый, политич. деятель и писатель, автор «Очерков Нижнего Рейна...» (1791—94) и др. публицистич. сочинений, посв. жизни Зап. Европы в годы революции. В статьях по эстетике Форстер выступал продолжателем демократич. традиций Лессинга и Винкельмана, поборником мужественного искусства древней Эллады. В очерках, памфлетах, сатирич. стихах, печатавшихся в революц. журн. А. Г. Ф. Ребмана, А. фон Хеннинга и др., находили отражение самые острые и злободневные вопросы, волновавшие в то время нем. общество. Особое место в нем. публицистике занимают социалистич. утопии К. В. Фрёлиха (1759—1828) и Ф. Г. Цигенхагена (1753—1806), отражавшие настроения угнетенных плебейских низов. Анализ лит-ры революц. направления позволяет выявить идейную и худож. преемственность, связывающую ее с творчеством радик. поэтов «Бури и натиска» — Шубарта, Бюргера и Фосса, с произв. передовых публицистов Векрлина и А. фон Книгге, с гуманистич. наследием нем. классики.

—1810), осн. период деятельности к-рого связан с нац. -освободит. движением в Германии в начале 19 в.

Л. Е. Генин.