Приглашаем посетить сайт

Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия.
Период 1848—1918.

Период 1848—1918.

Поражение революции 1848—49 наложило отпечаток на духовную жизнь Германии и на развитие ее лит-ры. Феод. дворянство сумело удержать в своих руках политич. власть. Нем. буржуазия, так и не осуществив своей историч. роли, круто повернула на реакционно-охранит. путь. Гос. объединение Германии оставалось исторически назревшей необходимостью, но силы, боровшиеся за единство страны на демократич. основе, были разгромлены. Это в значит. мере определило характер Н. л. в период подготовки и образования Германской империи.

После 1848—49 и до конца 80-х гг. Н. л. утрачивает мировое значение, какое она имела на протяжении ста лет — от Лессинга до Гейне. В ней уже не находят глубокого отражения гуманистич. проблемы и социальные конфликты всемирно-историч. характера, все заметнее сказываются провинц. ограниченность духовных горизонтов, филистерское верноподданничество и аполитичность в сочетании с великодержавными националистич. и милитарист. идеями. Усиливается влияние различных направлений бурж. философии и обществ. мысли на лит-ру. Именно после 1848 идейным оракулом мн. нем. писателей становится А. Шопенгауэр (1788—1860), чья пессимистич. и антиинтеллектуалистская философия до того не пользовалась вниманием современников. Историки антич. мира И. Г. Дройзен и Т. Моммзен выступают глашатаями имперских, великодержавных идей. Одновременно с историком культуры Я. Буркхардтом (1818—97) они утверждают сильную личность завоевателя, властителя, авантюриста. Эти тенденции и мотивы соединились во взглядах Ф. Ницше (1844—1900) с его мифом о «сверхчеловеке» и утверждением «воли и власти» как высшего закона существования.

—49 оказались переломной вехой в творч. развитии ряда писателей. Так, существенно изменилась трактовка осн. конфликта в творчестве Ф. Хеббеля (1813—63) — конфликта личности и об-ва. В его реалистич. драме «Мария Магдалина» (1844) показана историч. изжитость патриарх. уклада жизни и бесчеловечность связанных с ним моральных догм. В произв. Хеббеля 50-х гг. слышатся уже др. ноты. В трагедии «Агнесса Бернауэр» (1851) драматург утверждал примат гос. «целесообразности» на основе сословного неравенства. В драме «Гиг и его кольцо» (1856) философия неприкосновенности традиц. обычаев и вековечных порядков выражена в призыве «никогда не нарушать сна мира». В драме «Наследственный лесничий» (1850) О. Людвига (1813—65) звучит «предостережение против революции». Еще более резкий характер носила эволюция драматурга и композитора Р. Вагнера (1813—83): от проникнутой демократич. духом оперы о нар. трибуне «Риенци» (1840), эстетич. трактатов «Искусство и народ» (1849), «Искусство и революция» (1849) Вагнер пришел к тому творч. состоянию, при к-ром его худож. достижения (напр., «Нюрнбергские мейстерзингеры», 1867) противоречиво сочетались с проповедью иррационализма и шовинизма.

«чистой формы», «вечной» красоты, чуждой волнениям дня. Наиболее типичным выражением этой тенденции было творчество участников мюнхенского лит. кружка, находившегося под покровительством баварского короля Максимилиана II. К этому кружку принадлежали П. Хейзе (1830—1914), Э. Гейбель (1815—84), Ф. Боденштедт (1819—92), Г. Линг (1820—1905) и др. Выступавший во всех лит. жанрах, Хейзе прославился как автор эстетских, хотя и не без мастерства написанных новелл. В поэзии Гейбеля романтич. эпигонство соединялось с усвоенным от франц. «парнасцев» культом строгой формы. Боденштедт, малозначит. поэт и прозаик, имеет, однако, историч. заслуги как переводчик и пропагандист рус. лит-ры и поэзии восточных (в т. ч. кавказских) народов.

«тривиальная» лит-ра — массовое «чтиво», рассчитанное на некультурного и лишенного вкуса обывателя. Эта лит-ра многолика. В 60—80-е гг. с помощью мещанской газ. «Die Gartenlaube» («Беседка») приобрела популярность Е. Марлитт (1825—87), автор сентиментальных и пошлых романов. Позднее, уже в нач. 20 в. ее сменила Х. Курт-Малер (1867—1950), написавшая 207 романов, тираж к-рых превышал 30 млн. экз. Один из «столпов» «тривиальной» лит-ры — К. Май (1842—1912), сочинявший развлекат., приключенч. романы о «подвигах» нем. колонизаторов в экзотич. странах. Любимцем мещанской публики являлся Л. Гангхофер (1855—1920), старший представитель т. н. «Heimatkunst» («Искусство отчизны») — обширной категории беллетристов, к к-рым принадлежали А. Бартельс (1862—1945), Ф. Линхард (1865—1929), Г. Френсен (1863—1945) и др. авторы псевдонар. романов. Эти беллетристы соединяли плоский юмор и сентимент. безвкусицу с апологетич. изображением «истинногерманского» быта сел. и провинц. областей страны. Немало общего с «тривиальной» лит-рой имела плеяда проповедников герм. великодержавности и шовинизма — К. Шеренберг (1798—1881), воспевавший в напыщенных поэмах военную историю Пруссии; О. фон Редвиц (1823—91), автор проникнутой реакц. духом поэмы «Амарант» (1849) и песен во славу бисмарковской империи; В. Иордан (1819—1904), разрабатывавший с явно шовинистич. тенденцией сюжеты древнегерм. мифов и эпоса; Ф. Дан (1834—1912), автор псевдонаучных, исполненных кичливой националистич. патетики историч. романов («Борьба за Рим», 1876, и др.); Э. фон Вильденбрух (1845—1909), сочинитель пьес, возвеличивавших юнкерско-милитаристскую Пруссию и династию Гогенцоллернов, — все эти писатели апеллировали к низменным чувствам нац. спеси и расового превосходства. В эти годы пангерманские тенденции нашли также теоретич. выражение в расистских и антисемитских писаниях историка Г. фон Трейчке (1834—96), в «Немецких письмах» (1878—81) П. де Лагарда (1827—91), в книге «Рембрандт как воспитатель» (1890) Ю. Лангбена (1851—1907), в соч. «Основы XIX столетия» (1899) Х. С. Чемберлена (1855—1927) и др. В этих книгах наметились нек-рые осн. положения идеологии нацизма.

Однако параллельно с различными видами аполитич. или реакционно-апологетич. лит-ры развивается и реалистич. направление, хотя политич. обстановка, сложившаяся в Германии после поражения революции 1848—49 и образования империи, накладывала и на него отпечаток ограниченности. Особое распространение получило т. н. областничество, т. е. замкнутость в кругу тем, быта, обычаев, ландшафта отд. провинций Германии. Иногда областничество носило характер оппозиции по отношению к имперской «великодержавной» идеологии. Мн. авторы писали даже не на общенац. лит. языке, а на местных диалектах. Это имело и отрицат. сторону. Областнич. ограниченность мешала писателям-реалистам достичь общегерм. и тем более общеевроп. резонанса. Вместе с тем для творчества ряда писателей характерен т. н. «поэтич. реализм» (термин О. Людвига), заключавший в себе тенденцию к сглаживанию остроты конфликтов и смягчению социально-критич. мотивов, к «просветленному» колориту. Идиллически-сентимент. черты в изображении крест. быта присущи Б. Ауэрбаху (1812—82), автору сб. «Шварцвальдские деревенские рассказы» (1843—1854), имевшего общеевроп. успех. К «поэтич. реалистам» относили и популярного в свое время Г. Фрейтага (1816—95), наглядно отразившего эволюцию либерального бюргерства от младогерманства к прусской великодержавности, автора романа «Приход и расход» (1855) — националистич. апофеоза «трудолюбивого и честного» нем. купечества. Не менее популярный Ф. Шпильгаген (1829—1911), напротив, разделял радикально-демократич. убеждения. Его политич. романы «Проблематические натуры» (1861), «Семья Гогенштейн» (1864), «В строю» (1866) и др., оснащенные приключенч. интригой и мелодраматич. эффектами, в эпоху реакции воспринимались, однако, как пропаганда революц. идей и пользовались успехом как в Германии, так и за границей (особенно в России). В 60—70-е гг. выделяется поэт и художник В. Буш (1832—1908), автор юмористич. кн. «Макс и Мориц» (1865), жестоко высмеивавший в им же иллюстрируемых стихотв. рассказах быт и мораль нем. мещанства, клерик. кругов и т. п.

—74), Т. Шторм (1817—1888), В. Раабе (1831—1910) и прежде всего Т. Фонтане (1819—98). Ф. Рёйтер, художник демократич. убеждений, писал поэмы и романы на нижнегерм. диалекте (т. н. Plattdeutsch) и развернул в них выразит. картину социальных отношений в провинции Мекленбург; в поэме «Без крова» (1857) он изобразил классовый антагонизм между помещиками и батраками; в романе «Господин фон Хакенштерц и его поденщики» (1847—1850) — первой редакции романа «Из моей сельской жизни» (1862—64) — Рёйтер создал широкую панораму отсталой юнкерско-феод. области Германии. Шторм, черпавший темы в совр. жизни и историч. прошлом провинции Шлезвиг-Гольштейн, поднял на значит. высоту иск-во реалистич. новеллы. Лирико-психологич. элемент, преобладавший в его ранних произв. («Иммензее», 1849), сменился драматич. напряженностью конфликтов. Гл. мотив наиболее зрелых новелл Шторма («Карстен-попечитель», 1877, «Всадник на белом коне», 1888, и др.) — изображение распада патриарх. отношений под натиском новых, капиталистич. форм жизни. В творчестве Раабе тоже получило развитие реалистич. иск-во сатиры и юмора. В романах Раабе «Голодный пастор» (1864), «Абу Тельфан» (1867), повести «Хоракер» (1876) и др. показаны страдания и бедствия интеллектуально и нравственно незаурядных людей в затхлой обстановке реакц. герм. провинции. Наибольшей историч. глубины и социально-критич. остроты нем. реализм достиг в творчестве Т. Фонтане.

«Грешница» (1882) и романе «Госпожа Енни Трайбель» (1892) нарисованы портреты вульгарных денежных выскочек периода грюндерства. В повести «Шах фон Вутенов» (1883), в романе «Эффи Брист» (1895) показана лживость офиц. морали, пустота казенных идеалов прусско-герм. государственности, в повести «Поггенпулы» (1896), романе «Штехлин» (1899) вскрыта историч. обреченность юнкерской Германии.

—80-е гг. политич. эмансипация рабочего класса, подъем рабочего движения становились все более весомым фактором духовной жизни в стране. На развитии лит-ры он сказался двояко: в форме социалистич. лит-ры, организационно связанной с С. -д. партией, в идеологич. отношении проникнутой духом ее партийности, и в том смысле, что тема рабочего класса начала занимать все большее место в лит-ре, тяготеющей к реализму. Ведущее место в пролет. с. -д. лит-ре заняла поэзия. Талантливыми авторами боевых песен и стихов, исполненных революц. пафоса и сатирич. обличения, были Г. Гервег (1817—75), А. Гейб (1842—79), М. Кегель (1850—1902), Л. Якоби (1840—95), Э. Клар (1861—1920). В нач. 20 в. их сменили Э. Прецанг (1870—1949), О. Крилле (р. 1878) и др. В прозе среди писателей революц. с. -д. выделялся Р. Швейхель (1821—1907), автор произв. на историч. темы, в т. ч. романа «За свободу» (1898) о Великой крест. войне в Германии; в области драматургии — Э. Розенов (1871—1904). Марксистские взгляды на вопросы истории Н. л. и на ее совр. состояние нашли выражение в лит. -критич. деятельности Ф. Меринга (1846—1919), в его кн. «Легенда о Лессинге» (1893) и статьях в с. -д. прессе. Значит. вклад в марксист. эстетику и формирование социалистич. лит-ры внесли также К. Цеткин (1857—1933), Р. Люксембург (1871—1919), К. Либкнехт (1871—1919).

наиболее полно запечатлеть новую социальную действительность, характеризуемую приближением страны к империализму, массовым разорением мелкой буржуазии, подъемом с. -д. движения, изменением облика больших промышленных городов и т. д., нем. «последовательные натуралисты» широко ввели в лит-ру новую тематику — жизнь и быт рабочего класса, классовую борьбу между трудом и капиталом. Мн. из них нек-рое время были идеологически, иногда даже организационно связаны с рабочим движением. Интерес к классовой борьбе пролетариата находил в разной степени и в разных формах свое выражение в стихах А. Хольца (1863—1929), Р. Демеля (1863—1920), К. Хенкелля (1864—1929), в нек-рых романах М. Крецера (1854—1941), Дж. Г. Маккая (1864—1933), Клары Фибих (1860—1952), в пьесах М. Хальбе (1865—1944), Р. Греллинга (1853—1929) и др.

—1946), выдающийся драматург, а также прозаик и поэт. Его перу принадлежала первая значит. драма «последовательного натурализма» «Перед восходом солнца» (1889), ставшая знаменательной вехой в истории нем. театра. Социальная проблематика — бедств. положение рабочего класса, с. -д. пропаганда — тесно переплелась в ней с типичными для натурализма биологич. мотивами (болезненная наследственность). Вершинами творчества Гауптмана была изображающая восстание силезских ткачей 1844 драма «Ткачи» (1892), коллективным героем к-рой выступали революц. пролетарии, — одно из первых в мировой лит-ре произв., посвященных теме борьбы капитала и труда, а также острая социально-критич. комедия «Бобровая шуба» (1893), обличающая обществ. верхи и гос. аппарат вильгельмовской Германии. В своей дальнейшей эволюции, отдав дань символизму и неоромантике («Потонувший колокол», 1896, «Бедный Генрих», 1902, и др.), Гауптман создал и неск. реалистич. драм: «Возчик Геншель» (1898), «Роза Бернд» (1903), «Крысы» (1911) и др. В 80—90-е гг. с натурализмом было связано также творчество драматурга и прозаика Г. Зудермана (1857—1928) и романиста В. Поленца (1861—1903), автора романа «Крестьянин» (1895), в к-ром реалистически показан процесс проникновения ростовщич. капитала в деревню, разорение и гибель свободного крестьянства.

«последовательного натурализма» стремление к предельно точной фиксации мельчайших крупиц действительности в «необходимом ритме», в «секундном стиле» в конечном счете неизбежно приводило к той грани, за к-рой (особенно в поэзии) абсолютная, казалось бы, объективность изображения превращалась в произвол субъективного восприятия. На рубеже 20 в. вслед за натурализмом, а в ряде случаев непосредственно из него возникли различные интроспективно-субъективистские худож. течения — импрессионизм, символизм, неоромантика. В этих посленатуралистич. течениях преломились мн. черты декадентского мироощущения: болезненный эгоцентризм, иррационализм и мистика, уход от социальной действительности в мир романтич. стилизации и экзотики, индивидуалистич. гедонизм и т. п. В это же время возникли и нек-рые, внешне как бы противостоящие декадансу, течения, проникнутые агрессивно-империалистич., волюнтаристской идеологией: неоклассицизм, позднее группа Nyland (назв. местности). Значит. писателей среди представителей посленатуралистич. течений было мало. К ним принадлежал еще с 80-х гг. ранний провозвестник импрессионистской поэзии Д. фон Лилиенкрон (1844—1909), в лирике и балладах к-рого яркая красочность и жизнелюбие сталкивались с духом юнкерско-милитарист. кастовости. В нач. 90-х гг. вступил в лит-ру Стефан Георге (1868—1933), поэт высокого мастерства, проповедовавший в своих стихах и в журн. «Blatter fur die Kunst» («Листки об искусстве») ницшеански окрашенный культ героев, высокомерно третировавший народ и «низменный» дух совр. общества. Романистка и поэтесса, автор историко-культурных эссе и исследований Рикарда Хух (1864—1947) — наиболее видная представительница неоромантики, но идейное содержание ее творчества выходит за рамки этого течения. В романе «Воспоминания Лудольфа Урслея младшего» (1893) Хух показала неосуществимость идеала свободной гармонич. личности в совр. социальном мире. В романе о жизни низов итал. общества «Из Триумфальной улицы» (1902) своеобразно преломилось влияние ранних рассказов М. Горького. В историч. работах симпатии Хух на стороне революционеров, борцов за нар. благо (Гарибальди, Конфалоньери и др.).

большинства) уже после 1-й мировой войны. К этой плеяде принадлежали Г. Манн (1871—1950) и Т. Манн (1875—1955) — два писателя, поднявшие нем. роман на европ. высоту, а также Г. Хессе (1877—1962), Я. Вассерман (1873—1934). Б. Келлерман (1879—1951), А. Цвейг (р. 1887). Эти писатели-реалисты (а также менее известные Л. Тома, Э. Штраус, Ф. Хух, Г. Герман, Э. Кейзерлинг и др.) не прошли мимо опыта др. худож. течений: и натурализм, и последующее лит. развитие по-своему преломились в их творчестве. Так, в трилогии Г. Манна «Богини» (1903) ощутимо влияние неоромантики; стилевая ткань ранних новелл Т. Манна и его первого романа «Будденброки» (1901) впитала в себя натуралистич. и импрессионист. элементы; ранние романы Б. Келлермана «Йестер и Ли» (1904), «Ингеборг» (1906), «Море» (1910) создавались под знаком импрессионизма и неоромантики.

«книг итогов», содержавших приговор несостоят. строю. Т. Манн в «Будденброках» обобщенно показал процесс вырождения и упадка буржуазии и несовместимость духовных начал жизни, особенно иск-ва, с низменной практикой капиталистич. образа жизни. Г. Манн в романе «Верноподданный» (1912—14, опубл. 1918) с сатирич. беспощадностью заклеймил господств. классы вильгельмовской Германии, шовинизм, милитаризм. Келлерман в романе «Туннель» (1913) изобразил неразрешимое в рамках капитализма противоречие между возможностями технич. прогресса и человеконенавистнич. характером обществ. отношений. Хессе в романе «Петер Каменцинд» (1904) и Вассерман в романе «Каспар Гаузер» (1908) вскрывали антигуманистич. природу бурж. мира, его враждебность свободной и нравственно независимой личности. Мысль об органич. враждебности совр. социального уклада естеств. человечности часто приводила писателей-реалистов к критич. изображению существующей системы обществ. воспитания и отношений школы (учителя) и ребенка. Жестокие адепты казенного образования, топчущие детские души, — такова тема романов и повестей Г. Манна («Учитель Гнус», 1905), Г. Хессе («Под колесом», 1906), Э. Штрауса («Друг Гейн», 1902), Ф. Хуха («Петер Михель», 1902), Л. Франка («Причина», 1915) и др.

—1961) связано уже с новым художеств. течением — экспрессионизмом. Историч. предпосылкой экспрессионизма был инстинктивно ощущаемый писателями кризис капиталистич. мира, одновременно он был выражением еще смутной и абстрактной веры в грядущее обновление человечества и в приход новой эры социальной справедливости. Экспрессионизм аккумулировал в себе преим. иск-во эпохи войны и революции, иск-во апокалипсич. видений и восторженных пророчеств, кошмаров и надежд; в нем было много субъективности и расплывчатого визионерства, но был и страстный протест против империалистич. варварства, отрицание социального гнета, ненависть к прусской военщине и войне, порыв к обществ. раскрепощению масс. Понятие экспрессионизма объединяло разные лит. группы: «активисты» (группа журн. «Aktion», 1911—33), неопатетики, футуристы, этернисты, абстрактивисты и др. Экспрессионизм противопоставлял себя как натурализму и импрессионизму с их требованиями отражения, воссоздания образов внешнего мира, так и символизму и неоромантике с их идеей самовластности иск-ва и программным отстранением от реальной действительности. Общей идейно-эстетич. основой для всех экспрессионистов считалось стремление к поэтически обобщенному выражению (Expression) скрытых внутр. сущностей, а также стремление активно воздействовать на жизнь, отрицание всех догм и норм старого об-ва как в политике, философии, морали, так и в поэзии, театре, живописи, музыке.

—1918). По худож. манере ему близок К. Штернхейм (1878—1942). Критика правящих классов вильгельмовской Германии, их умственного и нравств. ничтожества, холопства, хищнической алчности и жестокости в пьесах Ведекинда («Маркиз Кейт», 1901) и Штернхейма (цикл «Из героической жизни буржуа»: «Панталоны», 1911, «Сноб», 1913, и др.) во многом роднила их с реалистич. творчеством Г. Манна, между тем как тяготение к гротеску, к резким экспрессивным стилевым средствам уже обнаруживало черты экспрессионизма. Пьесы Г. Кайзера (1878—1945), В. Газенклевера (1890—1940), Ф. фон Унру (р. 1885), Э. Толлера (1893—1939) и др. проникнуты гуманистич. и социальным пафосом, в них громко звучат экзальтация и страсть, но населены они персонажами, лишенными индивидуального облика, скорее родовыми понятиями, чем живыми людьми. Значительным был вклад экспрессионизма в нем. поэзию, где он представлен именами Г. Хейма (1887—1912), Я. ван Ходдиса (1887—1942), П. Цеха (1881—1946), И. Р. Бехера (1891—1958) и др. Для большинства этих писателей близость к худож. принципам течения, оставившая глубокий след в их творчестве, все же была сравнительно кратковременной; к сер. 20-х гг. они покинули почву экспрессионизма, пойдя в своем дальнейшем развитии самыми различными путями.