Приглашаем посетить сайт

Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия.
После 1918.

После 1918.

Источниками революц. потрясений в Германии 1918—23, оказавших влияние на развитие нем. обществ. мысли и лит-ры, были 1-я мировая война, Октябрьская революция, острые кризисы в экономич. и культурной жизни страны. В 10-х гг. 20 в. в дни революции и в последующие годы разрухи преобладал экспрессионизм, потерявший свое влияние к началу периода стабилизации (1924—25). В отличие от натурализма, импрессионизма, неоромантизма, — течений, к-рые возникали в Н. л. на первых порах под влиянием заруб. первоисточников, экспрессионизм зародился именно на нем. почве, в нем. живописи, лит-ре, театре. Экспрессионисты выдвигали на первый план принцип «выражения» в ущерб принципу познания.

Вокруг экспрессионистских журн. «Aktion» («Действие»), «Sturm» («Буря»), «Weisse Blatter» («Белые листки») группировались гл. обр. молодые литераторы, испытывавшие глубокое отвращение к нем. бурж. действительности, к духу стяжательства, шовинизма и милитаризма, отвергавшие снобистские теории «иск-ва для иск-ва». Они испытывали влияние самых разных философ. взглядов — Ф. Ницше, Э. Гуссерля, Ч. Дарвина, Э. Маха; своими лит. предшественниками они объявляли поэтов и драматургов «Бури и натиска», Ф. Гёльдерлина, Х. Д. Граббе, Г. Бюхнера, Ф. М. Достоевского, Ш. Бодлера, Ф. Ведекинда.

«Вечный день» (1912) Г. Хейма (1887—1912) и «Морг» (1912) Г. Бенна (1886—1956), в поэзии трагич. одиночества австрийца Г. Тракля (1887—1914) ведущими становятся те черты, к-рые затем назовут экспрессионистскими. Это — лирич. риторика, напряженная до экзальтации, пренебрегающая всеми прежними нормами стилистики, версификации, синтаксиса и обычной логики, столкновения резко контрастных образов, мотивов, речевых оборотов, нарочитые прозаизмы и т. д. В поэтике экспрессионизма ощутимы влияния У. Уитмена, Э. Верхарна, А. Рембо.

— в новелле «Кобес», в романах «Верноподданный» (1914), «Бедные» (1917) и «Голова» (1925), в драмах «Мадам Легро» (1913) и «Путь к власти» (1918), в его публицистике (сб-ки «Власть и человек», 1919); Л. Франку — в романах «Разбойники» (1914), «Причина» (1915), в сб. новелл «Человек добр» (1917); к экспрессионистской прозе относятся романы А. Дёблина (1878—1957), рассказы и очерки К. Эдшмида (1890—1967), Р. Шикеле (1883—1940) и др.

Наибольшее значение для культурной жизни Германии и др. стран имела экспрессионистская драматургия.

Пьесы «Нищий» (1912) Р. Зорге (1892—1916), «Сын» (1914) Газенклевера и др. воплощают одну из главных в экспрессионизме проблем — борьба поколений, бунты сыновей. Драмы («Граждане из Кале», 1914, «Коралл», 1918, «Газ», ч. 1—2, 1918—20) Кайзера в напряженных коллизиях выражают идеи пацифистского гуманизма и трагически неразрешимые противоречия между сознанием необходимости обновить обществ. строй и невозможностью найти для этого действенные средства.

—19, он не смог преодолеть противоречий, отраженных в его драмах «Перемена» (1919), «Человек масса» (1921), «Разрушители машин» (1922). Мечты о торжестве добра и справедливости, готовность к борьбе за них, но вместе с тем стремление вести борьбу так, чтобы ни в чем не нарушить незыблемых основ человечности, становится идейной основой послевоен. экспрессионизма, особенно явственной в таких пьесах, как «Без насилия» (1919) Л. Рубинера (1882—1920), «Рабочие, крестьяне, солдаты» (1921) И. Бехера. Экспрессионистская драматургия отличается чаще всего обнаженностью идейного смысла, избыточной риторикой, слабостью или полным отсутствием изображения индивидуально своеобразных характеров, экстатически обезличенным языком, иногда и чертами мистич. визионерства. И все же неподдельный гуманизм и дух гражданственности, высокий лирич. накал и драматич. напряженность коллизий придают лучшим произв. экспрессионистов жизненную силу. Недаром они подвергались жестоким преследованиям нацистских властей. После 2-й мировой войны, в 50—60-е гг., наблюдается своеобразное возрождение экспрессионизма в ГДР и ФРГ, в Австрии и Швейцарии. Часть литераторов примкнула к направлению дадаизма, программой к-рого был полный алогизм ради самодовлеющей «дерзости» (Р. Гюльзенбек, Ф. Юнг, Р. Хаусман, Х. Балль, В. Меринг и др.).

В те же годы, когда так шумно выступали экспрессионисты и дадаисты, не только они определяли развитие Н. л. Т. Манн, Г. Гауптман, С. Георге, а также австрийцы Г. фон Гофмансталь, Р. М. Рильке, К. Краус (1874—1936), оказавшие непосредств. влияние на всю Н. л., создают произв., разрабатывающие совсем иные идейно-эстетич. принципы и часто резко полемизирующие с экспрессионизмом. На первых порах разногласия были связаны и с отношением к войне. Напр., Т. Манн и Гауптман одно время солидаризовались в публицистике с воюющей Германией. Г. Манн резко полемизировал с братом в годы войны, когда тот оправдывал воен. политику Германии. Первым крупным художественным произв. Т. Манна после войны был философский роман «Волшебная гора» (1924). В нем явственно ощущение гибели, распада бурж. мира, сознание неразрешимости противоречий, возникающих между человеком и обществом, рассудком и воображением, стремлением к добру и возможностями его творить. Т. Манн в эти годы становится последоват. поборником воинствующего гуманизма. В начатом им в 20-е гг. цикле романов «Иосиф и его братья» (1933—43) писатель стремится взглянуть на библейские мифы, исходя из живых вопросов современности. После сатирич. трилогии, начатой «Верноподданным» (1914—18) и завершенной романом «Голова» (1925), Г. Манн опубл. посредственные романы «Мать Мария» (1927), «Евгения» (1928) и гротескный антибурж. роман «Большое дело» (1930). Как художник, публицист и критик Г. Манн — один из наиболее активных и проницат. лит. противников наступающего фашизма. Г. Хессе, автор воспитат. романа «Демиан» (1919) — истории молодого человека, тщетно ищущего самого себя в непроглядно хаотич. мире, был убежденным противником войны, покинул Германию и стал подданным Швейцарии. Роман «Степной волк» (1927) Хессе посвятил трагич. отчуждению писателя в бурж. обществе. Вершина его творчества — гуманистич. и эстетич. утопия в форме философского романа воспитания «Игра в бисер» (1943).

«лит. патриархом» Веймарской республики стал Г. Гауптман. Однако его новые произв. по сути уже не влияли на лит. процесс. Лирич. сказочные драмы в стихах «Белый спаситель» (1920), «Индиподи» (1920), роман «Остров великой матери» (1924), автобиографич. повести и романы («Книга страсти», 1930, «В вихре призвания», 1936, «Приключение моей юности», 1937) свидетельствуют о высоком мастерстве и вместе с тем об отстранении автора от проблем современности. Только в драме «Перед заходом солнца» (1932) частный семейный конфликт между отцом-гуманистом и корыстными детьми, враждебными гуманистич. традициям нем. культуры, перерастает в худож. обобщение того катастрофич. социального и духовного кризиса, к-рый предвещал фашизм. Я. Вассерман в романах «Христиан Ваншаффе» (1919), «Дело Маурициуса» (1928) и «Этцель Андергаст» (1931) писал о трудных судьбах нем. молодежи, об одиноких искателях правды. Келлерман создает социально-психологич. романы «Братья Шелленберг» (1925), «Город Анатоль» (1932).

В 20—30-е гг. усиливается интерес к историч. тематике. Мн. писатели, тяготеющие к социальным проблемам, пишут о событиях давнего и недавнего прошлого, о политич. деятелях, героях, мастерах культуры. Таковы произв. Л. Фейхтвангера (1884—1958) «Безобразная герцогиня» (1923), «Еврей Зюсс» (1925), «Иудейская война» (1932) — историч. романы особого типа, окрашенные острой политич. злободневностью; Ф. Тиса (р. 1890) «Смерть в Фалерне» (1921), «Иоанна и Эсфирь» (1933), «Цусима» (1936); рассказы и драмы («Патриот», 1925, «Дьявол», 1926) А. Неймана (1895—1952), беллетризованные жизнеописания — книги Э. Людвига (1881—1948) о Гёте, Наполеоне и др. В сер. 20-х гг. возникает школа под назв. «Новая вещность» или «деловитость» (Neue Sachlichkeit). На смену экспрессионистскому пафосу и схематизму пришел стиль конкретного, нарочито «приземленного» повествования и стихов, насыщенных прозаизмами. В прозе, в поэзии и в драматургии зазвучала живая речь, диалекты, жаргоны, газетный и телеграфный язык; разыгрывались на сцене и в фильмах обыденные повседневные события. Черты этой школы критика обнаруживала в прозе Э. Юнгера (р. 1895), Г. Кестена (р. 1900), Э. Кестнера (р. 1899) и недавнего дадаиста В. Меринга (р. 1896), в романе Дёблина «Берлин, Александерплац» (1929), где эти черты чаще всего сочетались с экспрессионистскими элементами.

«Успех» (1930) действие развертывается в 1923 в Мюнхене; впервые в Н. л. создано реалистич. изображение фашизма, его социальных и психологич. источников. В новелле Т. Манна «Марио и волшебник» (1930) олицетворена пророческая тревога художника, вызванная нарастающей фаш. угрозой. Тем же духом тревоги проникнуты и такие произв., как «Политическая новелла» (1928) Б. Франка, «Германия, Германия превыше всего» (1929) К. Тухольского (1890—1935) и др. его политич. памфлеты в стихах и прозе, нек-рые произв. Кестнера, стихи Б. Брехта, Э. Вайнерта, И. Бехера, Э. Мюзама и др.

Творчество революц. писателей развивалось в Веймарской республике и после 1933 — в эмиграции и в подполье. Большое влияние на лит-ру догитлеровской Германии оказало коммунистич. движение. Б. Брехт (1898—1956) начал с насмешливой полемики против казенщины и буржуазного филистерства, грубой солдатчины и национализма («Баллада о мертвом солдате», 1918), против благонамеренной морали и вместе с тем против экспрессионистских идеалистич. иллюзий («Ваал», 1918, «Барабанный бой в ночи», 1922). В своем развитии Брехт уже в 1926—27 пришел к революц. марксизму. В драмах «Трехгрошевая опера» (1928), «Мероприятие» (1930), «Мать» (1930—32), «Святая Иоанна скотобоен» (1932), в политич. лирике он воплотил идеи социализма и пролет. революции. В поисках иск-ва, к-рое служило бы утверждению историч. правды, Брехт разработал теорию «эпич. театра», побуждающего зрителя критически размышлять не только о том, что он видит на сцене, но и о своей жизни, о мире, в к-ром он живет. Поэзия и драматургия Брехта становятся одним из ярких явлений Н. л., тесно связанной с компартией.

Поэзия и проза И. Бехера — стихи, собранные в кн. «Труп на троне» (1925), поэмы «Великий план» (1931) и «Германия» (1934), повести и романы «Люизит» (1926), «Банкир объезжает поле битвы» (1925), «Прощание» (1940) пронизаны единым стремлением — служить борьбе революционного рабочего класса. Анна Зегерс — мастер тонкого психологического рисунка, живописного и пластичного повествования — воплощает в своих романах, новеллах и очерках: «Восстание рыбаков» (1928), «Попутчики» (1932), «Оцененная голова» (1933), «Путь через февраль» (1935), «Освобождение» (1937), идеи коммунизма и страстную веру в торжество этих идей. К. Клебер (1897—1959) сначала в стихах (сб. «Новый посев», 1919), позднее в прозе (роман «Пассажиры третьего класса», 1928) запечатлел опыт рабочего-революционера, эту же тематику развивал участник революц. боев К. Грюнберг (р. 1891) в романе «Пылающий Рур» (1928). Автобиографич. очерк Л. Турека (р. 1898) «Пролетарий рассказывает» (1929) и автобиографич. романы Г. Мархвицы (1890—1965) «Штурм Эссена» (1930), «Битва за уголь» (1931) воспринимались мн. читателями как рождение лит-ры нового типа — пролет. лит-ры. С этими книгами, как и с первыми романами В. Бределя (1901—64) «Машиностроительный завод Н. и К.» (1930), «Улица Розенхоф» (1931), «Испытание» (1935), в Н. л. стали предметом беллетристики будни классовой борьбы, суровый опыт жизни и работы коммунистов, комсомольцев в пору кризиса и в первые годы гитлеризма. Романы Л. Ренна (р. 1889), пришедшего почти одновременно в лит-ру и в компартию, «Война» (1928) и «После войны» (1930) принадлежат к наиболее значит. лит. выступлениям против того ложного романтизирования «воинского духа» и националистич. мифов, к-рым реакция отравляла умы и души неск. поколений немцев. Рабочий-коммунист А. Шаррер (1889—1948) также написал антивоен. роман «Без отечества» (1929), а в романе-летописи «Кроты» (1934) запечатлел жизнь баварской деревни.

из первых книг была повесть Э. Юнгера «В стальных грозах» (1920), написанная в форме дневника командира ударной роты; описание военных будней осложняется мистич. восприятием войны как якобы извечной стихии, культом смерти и солдатских доблестей. Идеализация войны, связанная, как правило, с реакционными политич. взглядами, выражена в стихах В. Флекса, Р. Биндинга (1867—1938), а также Й. М. Венера, П. Альвердеса и нек-рых др. писателей. Трагич. стоицизм воплощен в очерках («Румынский дневник», 1924) Г. Кароссы (1878—1956). Идеология милитаризма подвергнута критике в пацифистских романах Э. Глезера (р. 1902) «Год рождения 1902» (1928) и «Мир» (1930); Т. Пливье (1892—1955) «Кули кайзера» (1929) и «Кайзер ушел, генералы остались» (1932). Наибольшую популярность приобрела в Германии и др. странах первая кн. Э. М. Ремарка (р. 1898) «На Западном фронте без перемен» (1929), за к-рой последовал менее значит. роман «Возвращение» (1931). Ремарка в те годы считали наряду с Э. Хемингуэем, Р. Олдингтоном знаменосцем «потерянного поколения». К нему же нек-рое время причисляли тогда и А. Цвейга, однако его роман «Спор об унтере Грише» (1928) воплощал не только пацифистское отрицание войны, но и резкую полемику против основ господств. морали, права, националистич. идеологии. В последующих произв., к-рые Цвейг объединил в цикл «Большая война белых людей», он вместе с тщательным психологич. анализом, воплощает принципы воинств. гуманизма, мысль о необходимости революц. преобразования мира.

—33 был для Германии особенно тяжелым. Обострялись классовые противоречия, страна жила предчувствием гражд. войны. Штурмовики затевали схватки на улицах с коммунистами и социал-демократами. Это время отразилось в политич. и сатирич. стихах Кестнера («Сердце на талии», 1928, «Пение между стульями», 1932), в стихах, фельетонах, памфлетах, юморесках Тухольского («Улыбка Моны Лизы», 1929, «Германия, Германия превыше всего», 1929, «Учись смеяться, не плача», 1931), опубл. в журн. «Weltbuhne» («Всемирная трибуна»), в песнях, стихах и сатирич. куплетах Э. Вайнерта (1890—1953) — сб-ки «Наступит день» (1934), «Булыжники» (1934) и др., в романе Л. Франка «Трое из трех миллионов» (1932). С наибольшей силой проблемы и атмосфера кризисных лет воплотились в романах Г. Фаллады (1893—1947) «Крестьяне, бонзы, бомбы» (1929), «Маленький человек, что же дальше» (1932), «Кто отведал тюремной похлебки» (1934), в книгах Ирмгард Койн (р. 1910) «Гильги. Одна из нас» (1931), «Вискозная девушка» (1932).

Значит. активность развили в годы Веймарской республики лит. силы реакции. Среди них Г. Гримм (1875—1959) — автор романа «Народ без пространства» (1926; этот заголовок стал одним из лозунгов нацистов); Э. Двингер — автор бульварных антисов. романов «Армия за колючей проволокой» (1929), «Между белыми и красными» (1930), «Мы зовем Германию» (1932); В. Бёймельбург, проповедовавший воинствующий шовинизм в книгах «Дуамон» (1925), «Заградительный огонь вокруг Германии» (1929).

«Linkskurve» («Левый поворот»). В нем участвовали литераторы-коммунисты, а также нек-рые левые социал-демократы, анархисты, беспартийные. Через этот союз пришли в лит-ру рабочие — К. Грюнберг, Л. Турек, Г. Мархвица, Г. Лорбер. Вместе с ними, а также с партийными активистами (В. Бредель, О. Готше, Я. Петерсен, М. Циммеринг) в этот союз входили и писатели (Бехер, Зегерс, Ренн, Вайнерт, Киш, Вейскопф). После 1933 неск. лет велась нелегальная работа. Петерсен был делегатом лит. антифаш. подполья на междунар. конгрессе в Париже в 1935, где выступал в маске.

Период 1933—1945. Гитлеровский переворот в 1933 привел к катастрофич. последствиям для всей нем. культурной и лит. жизни. Арестованы были Ренн, Бредель, К. Осецкий (1889—1938), Э. Мюзам (1878—1934; погиб в концлагере). Другие вынуждены были скрываться, бежать за границу. Начался великий исход мастеров гуманистич. культуры. Германию покинули Брехт, бр. Манн, Зегерс, Бехер, А. Цвейг, Б. Франк, Л. Франк, Тухольский, Ремарк, Вайнерт, Криста Вольф, Шаррер, Фейхтвангер, Толлер, Кайзер, Газенклевер, О. М. Граф, Г. Вальдек и др. 10 мая 1933 на площадях нем. городов сжигались книги по особым спискам ведомства пропаганды; в него входили соч. классиков марксизма, Брехта, А. Цвейга, Э. Кестнера, Тухольского, З. Фрейда и др. Списки не были исчерпывающими. О. М. Граф — автор новелл и романов о крестьянах Баварии, узнав, что его имени нет в этих списках, опубл. гневную статью «Сожгите меня!». Жизнь в эмиграции принесла много суровых испытаний изгнанникам, но вместе с тем в развитии Н. л. период антифашистской эмиграции был очень плодотворен. Даже те писатели, к-рые старались устраниться от политич. злобы дня, теперь силой обстоятельств должны были сопротивляться напору фашистского варварства. Это сопротивление приближало их к лучшим силам нем. народа и всемирного антифашистского фронта, обогащало их творчество. В эмиграции Т. Манн завершил тетралогию «Иосиф и его братья», написал роман «Лотта в Веймаре» (1939), выступал как публицист. В романе «Доктор Фаустус» (1947) — вершине творчества Т. Манна — воплощена сложнейшая проблематика совр. обществ. и культурной жизни. Освещение историч. корней фаш. варварства в Германии сочетается в этом произв. с глубокой критикой антигуманистич. декадентского иск-ва. Брехт создал в эти годы наиболее значительные драмы «Страх и отчаяние в третьей империи» (1938), «Мамаша Кураж и ее дети» (1939), «Жизнь Галилея» (1938—39), «Добрый человек из Сезуана» (1938—40), «Господин Пунтилла и его слуга Матти» (1940), «Карьера Артуро Уи» (1941), «Кавказский меловой круг» (1944—45) и продолжал плодотворно разрабатывать революц. теорию театра. А. Зегерс написала романы «Седьмой крест» (1939), «Транзит» (1943), новеллы, вошедшие в сб. «Прогулка мертвых девушек» (1946). И. Бехер в эмиграции (в Москве) существенно обогатил свой творч. опыт и стиль, развивая традиции классич. и нар. поэтики («Искатель счастья и семь грехов», 1938, «Сонеты», 1939, роман «Прощание», 1940). Г. Манн в эмиграции создал историч. романы «Юность короля Генриха IV» (1935) и «Зрелость короля Генриха IV» (1938).

гуманизма с необходимостью отстаивать их от жестоких, коварных, циничных врагов. К тому же писатели-антифашисты апеллировали к истории в полемике против реакц. расистской мифологии. Фейхтвангер пишет романы на материале истории Древнего Рима и Востока: «Лже-Нерон» (1936), «Сыновья» (1935), «Настанет день» (1942). Дёблин обращается к истории колонизации Юж. Америки: «Страна без смерти» (1937—1938), «Синий тигр» (1936), «Новые джунгли» (1937), а также начинает серию романов о 1-й мировой войне и о нем. революции 1918—19 (тетралогия «Ноябрь 1918» создавалась с 1938 до 1950). Б. Франк (1887—1945) пишет роман «Сервантес» (1934), затем роман о нем. антифашистской эмиграции «Заграничный паспорт» (1937). В изгнании Ремарк написал романы «Три товарища» (1938), «Люби своего ближнего» (1941), «Триумфальная арка» (1945); А. Цвейг создал значит. антивоен. романы: «Воспитание под Верденом» (1935) и др.; В. Бредель написал после концлагеря свою лучшую кн. «Испытание» (1935).

«имперской палатой словесности» верноподданные литераторы. Среди них наиболее активны Г. Йост (р. 1890) — главный нацистский администратор по лит. делам, автор шовинистич. драмы «Шлягетер» (1933), Г. Анаккер (р. 1901) — «певец коричневого фронта» и Г. Шуман (р. 1911) — автор песен для штурмовиков, гитлеровской молодежи, газетных стихов и т. п. Руководитель союза гитлеровской молодежи Б. фон Ширах также сочиняет риторич. стихи. Поощряется беллетристика «крови и почвы» («Blut und Boden»; позднее возникает насмешливое сокращение «Blubo-Literatur»), романы и повести на историч. темы или о совр. нем. деревне, утверждающие идеалы расистской «почвенности» и «народности» (романы Г. Кольбенхейера, Г. Блунка, В. Феспера, В. Бёймельбурга и др.). Как правило, худож. уровень нацистской беллетристики настолько низок, что этого не могла отрицать и офиц. критика, утверждавшая примат «здорового духа» и «правильных нац. идей» над формой, всячески понося требования художественности как «эстетский снобизм».

В мрачные годы фашистского террора в Германии жили и подлинные мастера слова — Гауптман, Бенн, Эдшмид, Фаллада, Каросса. Они, разумеется, не могли усвоить каннибальскую идеологию фашизма и постепенно становились «внутренними эмигрантами», как Б. Келлерман, Э. Кестнер, Рикарда Хух, Г. Казак (1896—1966), В. Бергенгрюн (р. 1892), Р. Шнейдер (1903—1958), Э. Вихерт (1887—1950). Хух опубл. автобиографич. роман «Весна в Швейцарии» (1938), сб. лирич. стихов «Осенний огонь» (1944), Бергенгрюн — романы «Великий тиран и суд» (1935), «На земли яко на небеси» (1940), новеллу «Три сокола» (1937), Шнейдер — повесть «Лас Казас и Карл V» (1938). В фантастич. романе «На мраморных утесах» (1939) Юнгера создан отрицат. аллегорич. образ нацизма.

Гитлеровское гос-во пыталось «организовать» лит-ру, как и др. виды худож. творчества, средствами постоянного администрирования, идеологич. контроля. Для этого была создана спец. «имперская палата словесности»; возглавляли ее назначенные Геббельсом чиновники. Но лучшие мастера слова остались за пределами этой палаты. Хух и Юнгер отказались вступить в нее; Бергенгрюн, Бенн, Эдшмид были исключены. Существовала в Германии и нелегальная лит-ра антифашистского Сопротивления, хотя круг ее читателей был ограничен. Шнейдер участвовал в нелегальных изданиях и так же, как Вихерт, был арестован гестапо. А. Кукхоф (1887—1943) в романах «Немец из Байенкура» (1937) и «Строганы и пропавшие без вести» (1941) выражал сопротивление националистич. и милитаристской пропаганде и был казнен гитлеровцами как участник антифашистского подполья. От рук нацистских палачей погибли также А. Хаусхофер (1903—43), Й. Вюстен (1896—1943), А. Зильберглейт (1881—1943).

— капиталистического (ФРГ) и социалистического (ГДР), миролюбивого, народного.

С. Хермлин, Л. Ренн, А. Цвейг, Фюрнберг, С. Гейм, Б. Узе, Г. Мархвица, Куба), а также писатели-антифашисты, освобожденные из концлагерей, вышедшие из подполья (П. Винс, Б. Апиц, О. Готше). На Востоке Германии оказались и Гауптман, Келлерман, Фаллада, П. Хухель (р. 1903). К изд-вам ГДР тяготели писатели Л. Франк, Г. Вейзенборн, поселившиеся после возвращения в Зап. Германии, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, оставшиеся жить в США. В силу этих обстоятельств ведущей тенденцией лит. жизни ГДР стало утверждение непрерывности гуманистич. традиций Н. л. На первых порах ведущей силой новой лит. жизни становятся старые и новые произв. опытных мастеров: новеллы А. Зегерс, ее романы «Мертвые остаются молодыми» (1949), «Человек и его имя» (1952), стихи И. Бехера, его драма «Зимняя битва» (1952) и лит. -критич. публицистика; Б. Брехт впервые публикует и ставит драмы, написанные в эмиграции, и создает театр «Берлинский ансамбль». В лит-ре ГДР преобладают темы революц. прошлого, антифашистского подполья, темы современности, социалистич. строительства, реалистич. традиции и опыт сов. лит-ры. В ГДР вырастает поколение литераторов, для большинства к-рых эстетич. программой является социалистич. реализм. Э. Штритматтер (р. 1912) — автор романов «Погонщик волов» (1950), «Тинко» (1954), «Чудодей» (1957), ««Оле Бинкоп» (1963), пьес «Кацграбен» (1954), «Невеста голландца» (1960), а также стихов, рассказов, очерков — разрабатывает своеобразный стиль поэтич. прозы, источники к-рой в нар. сказах и песнях, в живой разговорной речи, в органич. связи художника с природой, с трудом и бытом нем. деревни. Роман Бределя о послевоен. Германии «Новая глава» (1959), романы Б. Апица (р. 1900) «Нагой среди волков» (1960), Г. Йобста (р. 1915) «Подкидыш» (1957) и «Воспитанник» (1959), Й. Бобровского (1917—65) «Мельница Левина» (1964), Г. Канта «Актовый зал» (1965), стихи Г. Кунерта (р. 1929), произв. П. Винса (р. 1922), К. Миккеля (р. 1935), Ф. Брауна (р. 1939), Ф. Фюмана (р. 1922), рассказы С. Хермлина (р. 1915), его сб. «Время коллективизма» (1949) и публицистич. сб. «Встречи 1954—1959» (1960), лирика и публицистика П. Хухеля (р. 1903), автора сб. стихов «О наших днях расскажут» (1959), драмы П. Хакса (р. 1928) и Х. Мюллера (р. 1929) становятся событиями лит. жизни. Особенно выделяются романы Кристы Вольф (р. 1936) «Расколотое небо» (1963) и Д. Нолля (р. 1927) «Приключения Вернера Хольта» (1960—63); как и в др. названных произв., в этих книгах нашли отражение трагич. периоды нем. истории, катастрофич. последствия милитаризма, фашизма и развязанной им разбойничьей войны, а также становление сознания тружеников той части Германии, где в сложной обстановке идеологич. борьбы строится социализм и все поставлено на службу народу.

Для развития лит-ры и эстетики ГДР большое значение имеют работы и письма К. Маркса и Ф. Энгельса, их переписка с Ф. Лассалем по поводу драмы «Франц фон Зиккинген» (1859), письма Энгельса к М. Каутской (1885), М. Гаркнесс (1888) и др. соч. В ГДР издаются ежемесячные лит. и литературоведч. журналы. Кроме того, немало места уделяют худож. лит-ре газеты и журналы общего характера. Ежегодно спец. комитет награждает нац. премией наиболее значит. произв. лит-ры и иск-ва.

«За дверью» (1947) В. Борхерт (1921—1947), после войны стал зачинателем антифашистской лит-ры нем. Запада. Писатели более зрелые обратились к прогрес. традициям мысли, напр. Э. Крёйдер (р. 1903) — автор повести «Общество на чердаке» (1946) и романов «Не отыскиваемые» (1948), «Входите без стука» (1954), Г. Гайзер (р. 1908) — автор романа «Поднимается голос» (1950). Из писателей старшего поколения выступают Г. Бенн (сб-ки «Статические стихи», 1948, «Дистилляции», 1953, философская повесть «Птоломеец», 1949), Г. Каросса («Собрание стихотворений», 1948, автобиографич. очерки «Неравные миры», 1951), Г. Казак (сюрреалистич. романы «Город за рекой», 1947, «Золотая сеть», 1952), Г. В. Рихтер (р. 1908), автор антивоен. романов «Разбитые» (1949), «... Не убий» (1955), «Линус Флек, или Утраченное достоинство» (1959).

«военных приключений», насыщенные едва скрытым духом шовинизма и милитаризма, представляют серьезную угрозу массового отравления умов, угрозу, к-рой с трудом может противостоять прогрес. лит-ра.

Наиболее значит. писательская орг-ция «Группа 47» учреждена в 1947. Это беспартийное объединение литераторов разных политич. убеждений и эстетич. направлений, связанных между собой лишь безоговорочным отрицанием фашизма, войны, всех видов расистской, шовинистич. и милитаристской идеологии. Не обладая ни программой, ни уставом, группа утверждает общие принципы гуманизма, уважения к человеческому достоинству. Собираясь не реже одного раза в год, члены группы обсуждают новые произв. авторов, приглашенных председателем (с 1947 бессменный пред. Г. В. Рихтер), иногда присуждают премии, деньги на к-рые вносят изд-ва. Премии выдаются не более одного раза каждому и только до этого момента неизвестному автору. Лауреатами этой премии были Г. Эйх (1950), Г. Бёлль (1951), Ильзе Айхингер (1952), М. Вальзер (1955), Г. Грасс (1958), Й. Бобровский из ГДР (1962).

«призыва». Г. Бёлль (р. 1917) — автор новелл, романов, пьес и публицистики, художник, сочетающий мягкий юмор с беспощадной, иногда гротескной сатирой. Романы Бёлля «Где ты был, Адам?» (1951), «И не сказал ни единого слова» (1953), «Дом без хозяина» (1954), «Бильярд в половине десятого» (1959) и «Глазами клоуна» (1963), сатирич. новеллы, эссе, радиопьесы, очерки воплощают мировоззрение художника-гуманиста, страстно ненавидящего фашизм. Верующий католик, Бёлль во многих книгах обличает и высмеивает как духовных, так и «мирских» католич. ханжей. Г. Грасс (р. 1927) — автор романов «Жестяной барабан» (1959), «Собачьи годы» (1963), рассказов и пьес, художник-экспериментатор, искатель новых выразит. средств, небывалых ассоциаций, насмешливый и скептичный порой до цинизма. В. Шнурре (р. 1920) экспериментирует, используя и средства т. н. «лит-ры абсурда»; он автор романа «Когда отец еще был рыжебородым» (1958), рассказа «Босые существа» (1958), гротескно-фантастич. романа-летописи «Судьба нашего города» (1959), радиопьес, притч, фельетонов и др.

У писателей старшего поколения преобладают реалистич. или экспрессионистские средства выражения. Франк в книгах «Возвращение Михаэля» (1957) и «Слева, где сердце» (1952), А. Гёз (р. 1908) в повестях «Тревожная ночь» (1950) и «Огненная жертва» (1955), С. Андрес (р. 1906) в цикле романов «Всемирный потоп» (1949—52), В. Кёппен (р. 1906) в романах «Голуби в траве» (1951), «Теплица» (1953), «Смерть в Риме» (1954) средствами реалистич. повествования (у Франка и Кёппена оно часто сочетается с экспрессионистскими средствами выражения) воплощают разнообразный опыт нем. жизни 20 в., опыт, насыщенный тревогой, часто отчаянием, реже — надеждами, омерзением перед войной и фашизмом. Молодые прозаики (В. Енс, У. Ионсон, К. Рёлер, А. Шмидт, Г. Воман) и поэты разных поколений (Г. М. Энценсбергер, р. 1929; В. Хеллерер, К. Кролов, Г. Эйх) склонны к усложненным формальным экспериментам. В 50—60-е гг. в поэзии преобладающими были влияния Брехта, Бенна, Тракля и заруб. поэтов 20 в. (Гарсиа Лорка, П. Элюар). Характерным для Н. л. этих лет стало возрастающее число переводов рус. сов. прозы и поэзии.

«Жизнь и гибель Марата» (1964) остро гротескными средствами драматизировал спор между сторонниками революц. методов освобождения человечества, олицетворенных в Марате, и скептиками, к-рые представлены маркизом де Сад, опасающимися разрушит. сил, скрытых в этих методах. Вторая пьеса Вейса документальна: «Судебное разбирательство» (1965, в рус. пер. «Дознание») — поэтич. оратория на материале франкфуртского процесса палачей-эсесовцев; в 1967 поставлена его антикапиталистич. пьеса-памфлет «Лузитанское чучело». М. Вальзер в пьесах «Дуб и кролик» (1962) и «Черный лебедь» (1964), Кипхардт в пьесе «Собака генерала» (1961) решают на сцене наиболее острые проблемы зап. -нем. действительности — проблемы «непреодоленного прошлого». В пьесе Кипхардта «Дело Роберта Оппенгеймера» (1964) эта проблематика выходит за пределы Германии, решается на конкретных фактах из истории создания атомной и водородной бомбы в США; в пьесе Р. Хоххута «Наместник» (1963) наряду с гитлеровцами привлекаются к ответственности рим. папа и сановники Ватикана.