Приглашаем посетить сайт

Немецкая литература. Краткая литературная энциклопедия.
Средние века.

Средние века.

Древнейшие дошедшие до нас памятники Н. л. относятся к 8—9 вв. Это преим. тексты культового назначения: заклинания, глоссы, молитвы, «символы веры», катехизисы, переводы Евангелия, псалмов, гимнов и т. п. Лишь скудные остатки сохранились от самобытной нар. поэзии раннего средневековья, не говоря уже о более древней герм. поэзии, о к-рой упоминал рим. историк Тацит и к-рая полностью утрачена. До нас дошли начало героич. «Песни о Гильдебранте» (ок. 800), повествующей о событиях эпохи великого переселения народов, поговорки и заговоры. Кое-что из древних сказаний проникло в культовую поэзию. К герм. мифам близка космология «Вессобруннской молитвы» (нач. 9 в.) и эсхатология «Муспилли» (9 в.). В нижненем. поэме «Спаситель» (9 в.) Христу приданы черты победоносного герм. конунга, окруженного дружинниками в облике апостолов. Таким способом поэт стремился приблизить евангельский рассказ к представлениям воинственных саксов. Значит. место в в лит-ре ср. веков занимала поэзия на лат. яз., т. к латынь была офиц. языком церкви (см. Латинская литература).

В то же время ср. -век. лат. образованность включала в себя элементы антич. культуры. Поэтому наряду с чисто церковными появлялись лат. произв., более свободные по своему духу и даже вполне светские. Так, группировавшиеся при дворе Карла Великого ученые-клирики (англо-сакс Алкуин, франк Эйнхард, лангобард Павел Диакон и др.), писавшие по-латыни, прямо стремились подражать антич. образцам, хотя и не выходили за пределы ср. -век. воззрений (т. н. «Каролингское Возрождение», конец 8 — нач. 9 вв.). Позднее монахиня Гандерсхеймского монастыря Хросвита (10 в.) подражала Теренцию; монах Эккехарт переложил в лат. гекзаметры старинное герм. сказание «Вальтари, мощный рукой» (ок. 920); на лат. яз. создавались шванки, животный эпос («Бегство пленника», 936) и авантюрные повести («Руодлиб», нач. 11 в.).

«Песнь о Людвиге», 9 в., «Евангелие» Отфрида из Вейсенбурга, 9 в., и др.). Отфрид отказался от древней герм. аллитерации, заменив ее рифмованным стихом. Ноткер Губастый (ум. 1022) из Санкт-Галленского монастыря знакомил нем. читателей с соч. Аристотеля и Боэция. С развитием клюнийского движения в 11—12 вв. в Н. л. усиливаются аскетич. тенденции. Поэты учат презирать все мирское (поэма «Memento mori», ок. 1070), касаются догматич. вопросов (кантилена Эццо, ок. 1060, речь «О вере» Гартмана, сер. 12 в.), перерабатывают библейские и апокрифич. сюжеты: венская «Книга бытия» (ок. 1120), две версии «Юдифи» (1-я пол. 12 в.), стихотворения Авы (нач. 12 в.), гамбургский «Страшный суд» (сер. 12 в.), «Небо и преисподняя» (2-я пол. 12 в.); воспевают деву Марию, прославляют князей церкви («Песнь об Анноне», конец 11 в.), осуждают греховную жизнь различных сословий («О жизни мирской» и «О жизни клириков» Генриха из Мельк, сер. 12 в., «О жадности» неизв. автора, под псевд. Дикий человек, конец 12 в.), изощряют свой ум в аллегорич. толкованиях («О седмице» клирика Арнольда, ок. 1130, и др.).

—13 вв. рыцарской и гор. культуры Н. л. приобретает более светский характер. Рыцарскую доблесть прославляет клирик Конрад Регенсбургский (ок. 1133) в «Песне о Роланде» — вольном переводе одноим. франц. поэмы. Подвигам Александра Македонского на Востоке посвящает «Песнь об Александре» клирик Лампрехт из Трира (ок. 1130). Интерес к Востоку, навеянный крестовыми походами, проявляется также в шпильманском эпосе 2-й пол. 12 в., подготовляющем развитие рыцарского куртуазного романа («Король Ротер», «Освальд», «Орендель», «Соломон и Морольф», «Герцог Эрнст»).

«Роман об Энее» Генриха фон Фельдеке (2-я пол. 12 в.), восходящий к франц. оригиналу. За ним последовали романы крупнейших куртуазных эпиков — Гартмана фон Ауэ («Бедный Генрих», ок. 1195, и др.), Вольфрама фон Эшенбаха («Парцифаль», ок. 1198—1210, и «Виллегальм», между 1212—18), Готфрида Страсбургского («Тристан и Изольда», ок. 1210). Если Гартман и особенно Вольфрам тяготели к религ. проблемам, то Готфрид представлял чисто светское направление в нем. куртуазном эпосе. Все они имели последователей и оказали заметное влияние на развитие Н. л. Упадок рыцарства привел к упадку и куртуазной поэзии. Закат романа наступил уже в 13 в. (Конрад Флек, Рудольф фон Эмс, Ульрих фон Цацикхофен, Вирнт фон Графенберг, Плейер). Последним выдающимся куртуазным эпиком был Конрад Вюрцбургский (ум. 1287). Одновременно с романом развилась рыцарская лирика (миннезанг) — произв. Кюренбергера, Дитмара фон Айста, Генриха фон Морунгена, Фридриха фон Хаузена, Рейнмара Старого и особенно Вальтера фон дер Фогельвейде (ок. 1170—1230). В дальнейшем в миннезанге (см. Миннезингеры) все отчетливее проступают эпигонские черты; в стихах Ульриха фон Лихтенштейна, в т. н. сельском миннезанге Нейдхарта фон Рёйенталя (ок. 1180—1237) и в песнях Тангейзера (2-я пол. 13 в.) он утрачивает свой куртуазный характер.

«Песнь о Нибелунгах», ок. 1200), о верности в любви («Кудруна», нач. 13 в.), о борьбе великодушного Дитриха Бернского с кровожадным тираном («Бегство Дитриха», «Равеннская битва», 13 в.), с карликами и великанами («Песнь об Эке», «Лаурин», сер. 13 в., «Виргиналь», ок. 1280) или о состязании прославленных витязей в силе и ловкости («Розовый сад», 13 в.). О легендарных предках Дитриха Бернского повествуют поэмы «Ортнит» (ок. 1225) и «Вольфдитрих» (13 в.); в первой из этих поэм сохранились отзвуки рус. героич. эпоса. (Илья Русский).

«Поп Амис» Штриккера), дидактике («Разумение» Фрейданка) и сатире («Поселянин Гельмбрехт» Вернера-Садовника, ок. 1250). В 14—15 вв. рыцарская поэзия утратила былое значение; Н. л. приобретает преим. бюргерский характер. Лишь изредка появляются рыцарские романы, рыцарский миннезанг (Освальд фон Волькенштейн, 1377—1445) уступает место бюргерскому мейстерзангу (Мускатблют, 1-я пол. 15 в., Г. Фольц, ум. ок. 1515). В соответствии с духом времени написаны многочисл. дидактич. зерцала («Скакун» Гуго Тримбергского, ок. 1300), рифмованные поучения (Г. Тейхнер, 14 в.), басни («Самоцвет» У. Бонера, ок. 1350), аллегорич. поэмы («Книга о шахматах» Конрада из Амменхаузена, 1337), подчас окрашенные в антифеод. и антиклерик. тона (сатирико-дидактич. поэма «Сети дьявола», нач. 15 в., «Рыцарское зерцало» И. Роте, ок. 1416). О тяжелом положении трудового люда писал Розенблют (15 в.), на злобу дня откликался в рифмованных хрониках и стихах М. Бехейм (1416—74). Появляются новые шванки и занимательные истории («История попа из Каленберга» Ф. Франкфуртера, конец 14 или 1-я пол. 15 в., «Кольцо» швейцарца Г. Виттенвейлера, ок. 1450).

— духовной (на сюжеты Библии) и светской (фастнахтшпили). Первоначально духовные драмы писались по-латыни (литургич. драмы), затем по-немецки (Редентинская пасхальная драма, 1464, франкфуртские «Страсти», 1501, и др.). С 13 в. нем. яз. проникает в прозу, сперва в деловую и религ., затем и в художественную. Большую роль в развитии нем. прозы сыграли проповедники и теологи — мистики 14 в. (мейстер Экхарт, И. Таулер и Г. Сёйзе или Сузо); их писания расшатывали устои католич. догматики и подготовляли выступления позднейших реформаторов. В 15 в. появляются прозаич. романы — «Понт и Сидония», «Прекрасная Мелузина», «Гуг Шаплер» и др., переводы с франц. яз., переложения нем. куртуазного и шпильманского эпоса. В качестве «народных книг» они сохраняли популярность на протяжении ряда столетий.