Приглашаем посетить сайт

Пронин В.А. Искусство и литература.
Античность: греческая архаика и классика, эллинизм, шедевры древнего Рима

Античность: греческая архаика и классика, эллинизм, шедевры древнего Рима

Искусство и литература древней Греции и древнего Рима - исток европейской и мировой культуры.

Современная цивилизация унаследовала от древних греков и римлян архитектурные стили, идеальное изображение человека в живописи и пластике, основные роды и жанры словесного творчества, организацию театральных представлений, научную и искусствоведческую терминологию и многое другое.

Главной особенностью античного искусства и литературы является то, что оно преимущественно отражало содержание мифов, древнегреческий поэт, скульптор, вазовый живописец мыслил исключительно мифологическими образами. Римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Дав им другие имена, они сделали свои божества персонажами эпических поэм, запечатлели их в скульптурах и барельефах.

Само греческое слово «миф» означает предание, сказание и отражает представление древнего человека о происхождении мира, о возникновении жизни на земле, о небесных покровителях человека, о всевластии над ними рока. Миф - это фантастическая модель мира, присущая всем первобытным народам, сохранявшим в своем сознании мифопоэтические представления на протяжении веков, а иногда и тысячелетий. Посредством мифа первобытный человек претворял хаос в космос, то есть рационально непостижимые на раннем этапе цивилизации закономерности превращал в стройную, весьма условную картину мироздания. Миф служил древнему греку ориентиром в жизни, помогал обрести подобающее каждому место.

Представление о богах основывалось у древних греков, как впоследствии и у других народов, на принципе антропоморфизма - очеловечивании. Боги не были в гомеровскую эпоху бестелесными. Зевс, его братья Посейдон, Аид, его супруга Гера, их дети Гефест, Арес, Геба Афина выступали в человеческом облике, разделяя людские привязанности, привычки, обязанности и страсти. Но обитавшие на Олимпе боги отличались от людей сверхчеловеческим могуществом и бессмертием.

Мифологическое мышление отражает свойственную первобытному сознанию дифференциацию. В основе всех представлений два полярных мира: Небо и Земля, выделившиеся из первоначального хаоса. Их олицетворяют Уран и Гея, от их брака родились Титаны и Киклопы. Ненавидя и боясь своих детей, Уран прятал их во чреве Геи. Младший из детей Урана и Геи, Кронос, по наущению матери оскопил и сверг отца. Он стал править миром вместе со своей супругой и сестрой Реей, которой и суждено было стать матерью олимпийских богов.

Зная, что Кроносу грозит быть свергнутым одним из своих потомков, он заглатывал живьём своих новорожденных детей. Младший его сын, Зевс, скрывшийся на острове Kpит, возмужав, лишил власти отца и заставил вернуть на свет всех проглоченных детей. Зевс, именуемый Кронид, становится воплощением справедливого разумного мироустройства. Получив во владения небеса, он оставил брату Посейдону водную стихию, а брату Аиду - подземный мир. Взяв в жены Геру, он сделал ее покровительницей брачных отношений, а сестра Зевса Деметра стала богиней земледелия и плодородия.

У Зевса одно из наименований - бог-громовержец, ибо он управляет небесными стихиями. С воцарения верховного бога Зевса начинается мировой порядок, соединяющий в себе волю богов и человеческие законы.

Однако Олимп - это не утопия. Хотя боги и вкушают амбросию (бессмертие), они ведут себя порой хуже смертных. Зевс постоянно изменяет Гере, которая нещадно карает своих соперниц. Боги спорят и ссорятся, достаточно вспомнить распрю, кто является прекраснейшей: Гера, Афина или Афродита, завершившуюся десятилетней Троянской войной. У богов и богинь есть свои любимцы, которым они покровительствуют не за заслуги, а скорее по прихоти или родству. Следует иметь в виду, что среди героев греческих мифов немало имеющих двойственное происхождение, родившихся от любви людей и богов.

Принцип антропоморфизма в мифологии приводит к тому, что обитатели Олимпа нередко выступают приземленными, и по мере развития художественного творчества этот процесс усиливался.

В мифах о богах и героях немало кровавых событий и кровосмесительных связей. Преступление в мифе - проявление хаоса в сознании и морали. Однако в большинстве своём мифологические сюжеты развиваются ради обретения справедливости и природной гармонии. В этом плане показателен миф об Атридах, ведущих борьбу за власть. Атрей - мифический правитель Микен, враждующий со своим братом Фиестом, который соблазнил его жену Аэропу; мстя Фиесту, он зарезал его сыновей и их мясом накормил Фиеста. Дочь Фиеста стала женой Атрея и родила ему сына Эгисфа, которого зачала от кровосмесительной связи со своим отцом Фиестом. Всё это становится причиной рокового проклятия, тяготеющего над родом Атридов.

Сыновья Атрея - Менелай, у которого троянский царевич Парис похитил его жену - прекрасную Елену, и Агамемнон, выступавший предводителем греческого войска, стали героями многих произведений античной литературы

Менелай покрыл себя позором, потому что не удержал свою супругу Елену Спартанскую. Его брат Агамемнон, победив троянцев, нашел смерть в собственном дворце в Микенах. Сговорившись со своим любовником Эгисфом, царица Клитемнестра убила своего царственного супруга Агамемнона. Дочь Агамемнона и Клитемнестры, живущая в царском дворце как рабыня, вопиет о мести за смерть отца. По повелению Аполлона сын Орест убивает мать. Историки отмечают, что в цепи преступлений усматривается основная идея мифа, этапы формирования становления, древней цивилизации: материнское право неотвратимо отступает перед отцовским. Но в современном сознании миф об Атридах воспринимается скорее в моральном плане: преступление порождает преступление и только прощение - утверждает мир.

Одно из ключевых понятий древнегреческой мифологии и соответcтвенно всего античного искусства - это рок. Рок или судьба тяготеет в той или иной мере над каждым персонажем, только боги не подвластны судьбам. В проявлении таинственных роковых сил безымянные творцы мифов усматривали скрытые закономерности жизненных процессов. Рок в восприятии древнего человека - некая сверхличностная сила, побеждающая даже самую могущественную личность. Можно сказать и проще: рок - это предел человеческих возможностей.

Всевластие рока особенно ярко запечатлено в фиванском цикле мифов, повествующем о том, как царю Лаю и царице Иокасте не суждено избежать роковых предсказаний оракула, а их сыну Эдипу, несмотря на все разумные предосторожности, предстояло совершить убийство отца и вступить в супружеские отношения с матерью. Пафос мифа в том, что человек остаётся вопреки року не сломленным исключительными испытаниями, выпавшими на его долю.

В греческой мифологии богини судьбы именовались мойрами, в римской их называли парки. Их нередко изображали старухами, которые прядут нить человеческой жизни, обрывая её по своему произволу.

Неверный супруг Зевс стал отцом Персея и Геракла, в чьих подвигах был запечатлен героический идеал античности. Матерью Персея была аргосская царевна Даная, знакомая всем по картине Рембрандта, на которой была изображена красавица, омываемая золотым дождем. Отцу Данаи оракулы предсказали, что он погибнет от руки внука, поэтому он и упрятал дочь в медный чертог. Однако Зевс, влюбленный в Данаю, проник к ней, превратившись в золотой дождь. Сын Данаи и Зевса Персей совершил много подвигов, самый известный - это миф о том, как ему удалось снести голову Медузы Горгоны, одним взглядом обращавшей всё живое в камень. Персей, поднимая меч, не смотрел на Медузу Горгону, он видел ее отражение на своём щите. Вот почему картина Микеланджело Караваджо «Голова Медузы» имитирует щит, на котором отпечаталась отрубленная голова Медузы в обрамлении змей.

Отцом Геракла был Зевс, матерью - внучка Персея Алкмена. Полюбивший её Зевс принял облик её супруга, царя Амфитриона из Трезены. Этот мифологический сюжет был использован Жаном-Батистом Мольером, Генрихом фон Клейстом, Петером Хаксом и многими другими драматургами и живописцами. Зевс не сумел сделать своего сына бессмертным - этому воспротивилась коварная Гера. Но Геракл, имя которого означает «прославленный Герой», обессмертил своё имя, победив ту, которая вредила божественному наследнику. Вступив с ней в борьбу, он стал самым прославленным героем Эллады.

лишен человеческих слабостей. Это заставляет восхищаться его подвигами и сочувствовать его страданиям.

В мифах прославляется не только богатырская мощь героев, но и магическое обладание музыкальным и певческим даром. Таков миф о легендарном Орфее, который силою своего таланта сумел возвратить из Аида свою жену Эвридику. Легендарный царь Кипра Пигмалион предстаёт в мифе гениальным скульптором, изваявшим прекрасную Галатею, в которую он влюбился. Афродита смилостивилась над ним и вдохнула жизнь в изваяние. Фабула мифа была использована Д.Б. Шоу в комедии «Пигмалион» (1913).

Другой скульптор - афинянин Дедал - на острове Крит по просьбе царя Миноса построил роскошные дворцы и лабиринт для чудовища Минотавра. Захотев покинуть Крит вместе с сыном Икаром вопреки воле царя Миноса, он сконструировал крылья, чтобы совершить бегство по воздуху. Икар не внял предостережениям отца, приблизился к солнцу: воск, скреплявший крылья, растаял, и Икар упал в море. Падение Икара стало сюжетом картин Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, Ван Дейка.

Миф о Дедале и Икаре связан с наиболее ранним этапом греческой цивилизации - крито-микенским периодом.

История древней Греции охватывает около трёх тысячелетий, но при этом выделяются четыре основных периода.

Крито-микенская культура относится к эпохе бронзы III-II тыс. до н.э. В 1900 г. английские архитекторы, произведя раскопки на острове Крит, открыли дворец в Кноссе, который по гипотезе принадлежал легендарному царю Миносу. Поэтому в качестве синонима употребляется термин минойская культура. Содержащийся в поэмах Гомера материал может быть отнесен к Микенской культуре. Однако ее расцвет продолжается недолго. В XII в. произошло «дорийское вторжение» греческих племен с северо-западной части Балканского полуострова. Центры микенской культуры подверглись разрушению, но завоеватели переняли от побежденных предания, которые на протяжении столетий становились мифами. Происхождение некоторых олимпийцев, также восходит к крито-микенской культуре.

На Крите культура переживает расцвет на рубеже III-II тыс. Открыты четыре дворца, некоторые из них были сооружены в несколько этажей. Дворцы были украшены скульптурами, изделиями из золота, серебра и бронзы и расписными керамическими вазами. Однако все сооружения были разрушены вследствие каких-то природных катаклизмов. Центром следующего этапа развития древнегреческой культуры становятся Микены - крепость и город, расположенный на Пелопоннесе. В Микенах до наших дней сохранились развалины многоярусного дворца, внутрь которого вели так называемые Львиные ворота. Генрихом Шлиманом в 1876 г. были найдены шахтовые гробницы, в которых обнаружено множество ювелирных изделий из золота, оружие и вазы. Одну из самых богатых гробниц стали называть могилой Агамемнона. В середине двадцатого века были открыты новые гробницы, в которых сохранились глиняные таблички с надписями.

Открытия археологов показали, что описание повседневного уклада жизни в поэме Гомера «Илиада» во многом совпадают и убеждают, что мифы, положенные во основу гомеровского героического эпоса, возникли на конкретной реальной основе.

Архаический период датируется с конца второго тысячелетия до середины первого тысячелетия. Между этими двумя этапами существовала преемственность. Ремесленные изделия в руках мастеров последующих поколений становились произведениями искусства, утрачивая свою функциональность. Скульптура, украшавшая дворцы на Крите и в Микенах, обретала самодостаточность, воплощая представления греков об олимпийском пантеоне богов. В архаических изображениях Аполлона, дошедших до нас, подчёркивается человеческое начало, порой далёкое от идеала. Воссоздается облик живого мускулистого человека, привыкшего проводить время в дороге. В росписи ваз встречаются сюжеты, относящиеся к мифам о Троянской войне. Такова, например, роспись амфоры, на которой изображены Эксекий, Аякс и Ахилл, играющие в кости (около 530 г. до н.э.); или роспись другой амфоры, на которой изображена битва Ахилла и Мемнона (около 520 г. до н.э.). (См. также , )

Не прерывалась и устная традиция народного творчества благодаря народным певцам - рапсодам, которые не были простыми исполнителями, а вносили в текст новые подробности, придавая повествованию совершенство художественной формы. Так в архаический период возникли поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н.э. Текст записан в VI в. до н.э. по распоряжению правителя Афин Писистрата).

Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот счёт существуют разные точки зрения. Вероятно, поэмы складывались многими народными певцами на протяжении нескольких поколений. Гомер, возможно, объединил разрозненные песни в некий единый цикл, выполнив работу редактора. Не исключено, что отдельные фрагменты - плод его индивидуального творчества. «Гомеровский вопрос» дебатируется уже свыше двухсот лет, но никто из учёных не отрицает, что Гомеру принадлежит исключительная заслуга в распространении античного эпоса.

«Илиадой» поэма названа потому, что вторым названием Трои был Илион, расположенный на побережье Малой Азии. Долгое время полагали, что город был лишь поэтическим вымыслом. Однако раскопки Генриха Шлимана показали, что осада греками города Трои вполне могла быть историческим фактом. Сегодня некоторые находки немецкого археолога можно видеть в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В двадцати четырех песнях «Илиады» рассказано о событиях, произошедших в течение сорока девяти дней последнего, десятого, года войны. Поэма начинается так:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...

(Перевод Н. Гнедича)

Ритм поэтического рассказа - гекзаметр, то есть шестистопный стихотворный размер, в котором один долгий слог сочетается в стопе с двумя краткими. Гекзаметр обычно воспроизводится на русском языке дактилическими стопами.

Гнев Ахиллеса - завязка последующего повествования. Оскорблённый Агамемноном, отобравшим у него наложницу Брисеиду, самый доблестный ахейский воин устраняется и не принимает участия в сражениях с троянцами. Ахиллес - эпический герой, в котором сконцентрировались возвышенные представления народа о себе самом. Это идеал в образе славнейшего воина. К тому же он имеет наполовину божественное происхождение. Его мать, морская богиня Фетида, родила его от правителя города Фтия Пелея. Мать купала его в священных водах Стикса, держа за пятку. Отсюда и появилось единственное уязвимое место героя. Двойственность героя и создаёт конфликт внутри его самого.

В поэме «Илиада» две грандиозных сценических площадки: осажденная Троя и лагерь осаждающих греков. В эпическом сказании воплощена борьба равных, герои же располагаются симметрично. Старший сын троянского царя Приама Гектор не уступает в отваге Ахиллесу, от которого ему суждено погибнуть. Он столь же искусен во всех воинских приёмах. Заметим, что батальное повествование включает в себя целую серию поединков. В единоборстве с другом Ахиллеса Патроклом Гектор нанес ему смертельный удар и отобрал у него доспехи, которые принадлежали Ахиллесу. Ахиллес должен отомстить за смерть друга. Гефест выковывает ему щит, на котором изображены суша и моря, города и селения, виноградники и пастбища, будни и празднества. Изображение на щите символично, ибо оно включает всё, что защищает доблестный греческий витязь.

Перед роковым поединком с Ахиллесом Гектор прощается с супругой и сыном Астианаксом. В эпическом контексте это единственный лирический эпизод. Жена уговаривает воина не идти на бой. Но Гектор убежден, что он обязан защищать честь Трои и своей семьи. Он готов погибнуть за них.

Немецкий поэт XVIII в. Фридрих Шиллер, обратившись к этому сюжету, так воспроизвел эту сцену:

Андромаха.

Для чего стремится Гектор к бою,

Где Ахилл безжалостной рукою

За Патрокла грозно мстит врагам?

Если Орк угрюмый нас разлучит,

Кто малютку твоего научит

Дрот метать и угождать богам?

Гектор.

Слез не лей, супруга дорогая!

В поле битвы пыл свой устремляя,

Этой дланью я храню Пергам.

За богов священную обитель

Я паду и - родины спаситель -

Отойду к стигийским берегам.


(Перевод Л. Мея.)

его сына. Предчувствуя собственную смерть, доблестный эллин вместе с Приамом скорбит о роковых испытаниях, выпадающих на долю человека по воле богов.

Олимпийские небожители принимают участие в раздорах троянцев и греков. Афина и Гера помогают грекам, Афродита и Арес - троянцам. Воля богов играет в сюжете «Илиада» основополагающую роль. Ахиллес превосходит в доблести Париса, но Аполлон направил стрелу похитителя Елены в единственно уязвимое место грека, и тем самым ему был нанесён смертельный удар.

Образ Ахиллеса был воплощен в картинах Ван Дейка, Рубенса, Тьеполо, Пуссена, бой Гектора с Ахиллесом изображен на картине русского художника XVIII в. А.П. Лосенко.

События «Одиссеи» отнесены к десятому году после окончания Троянской войны. Все победители вернулись в свои города, иные, как Агамемнон, уже погибли. Только Одиссей не может возвратиться на свой остров Итака. Этому препятствует Посейдон, который рассердился на Одиссея за то, что он ослепил его сына циклопа Полифема.

Одиссей во что бы то ни стало должен вернуться на Итаку, где его ждут родители, жена Пенелопа и сын Телемак. Греки были патриотами, оторванность от родины для Одиссея равносильна смерти.

На пути к дому героя подстерегают испытания (эпизоды в пещере Полифема, плавание мимо острова Сирен и чудовищ Сциллы и Харибды) и искушения - любовь нимфы Калипсо и царевны Навсикаи. Одиссей благодаря хитроумию и храбрости во всех драматических коллизиях оказывается победителем.

Второй сюжетный мотив «Одиссеи» связан с образом верной Пенелопы, которая ждет своего супруга двадцать лет, уловкой отвергая домогательства тех, кто жаждет разделить с ней ложе и царский трон.

Третья сюжетная линия посвящена их сыну Телемаку, который отправляется на поиски отца.

В финале поэмы все персонажи соединяются. Неузнанный Одиссей вместе с Телемаком изгоняет непрошенных гостей – женихов своей жены, которая его радостно встречает.

«Одиссея» сюжетно завершает «Илиаду». О падении Трои слушатели рапсодов узнавали из «Одиссеи»: слепой певец Демодок поёт счастливцам феакам песнь о подвигах Одиссея в его присутствии, не ведая о том, а затем уже сам Одиссей рассказывает, как грекам с помощью троянского коня удалось проникнуть за стены Трои и устроить там грандиозное побоище. Однако если «Илиада» эпос героический, то «Одиссея» - приключенческий эпос. Эти две разновидности эпических сказаний приобретут широкое распространение в последующем литературном процессе.

Мы постоянно пользуемся такими терминами, как «ямб», «элегия», «эпиграмма», «басня», «гимн», которые в архаический период обозначали различные жанры песенной лирики - «мелики», характеризуемой хоровым исполнением. Такие поэты, как Архилох (VII в.) и Феогнид (VI в.) разрабатывали преимущественно героическую тематику. Тогда как Алкей (VI в.) и его современница Сапфо воспевали дружбу и радости любви. В их поэзии впервые появляется лирический герой, близкий автору. Поэзию Сапфо относят к монодической лирике, рассчитанной на личностное исполнение и восприятие:

Твой приезд - мне отрада. К тебе в тоске

Я стремилась. Ты жадное сердце вновь -

Благо, благо тебе! - мне любовью жжёшь.

Долго были в разлуке друг с другом мы,

Долгий счёт прими пожеланий, друг, -

Благо, благо тебе! - и на радость нам.


(Перевод Я. Голосовкера).

Между Сапфо и Алкеем происходил поэтический любовный диалог:

Сапфо фиалкокудрая, читая,

С улыбкой нежной! Очень мне хочется

     Сказать тебе кой-что тихонько,

     Только не смею: мне стыд мешает.


(Перевод В. Вересаева)

В монодической лирике Алкея особое место занимали и героические песни, прославлявшие доблесть греческих воинов.

Классический период греческого искусства и литературы падает на V в. и совпадает с высшим расцветом рабовладельческой демократии. Одержав победу в греко-персидских войнах (500-449) города-государства, объединившись в союз во главе с Афинами, отстояли свою независимость от персидского владычества. Это способствовало развитию торговли и ремесла, а также подъему боевого духа и патриотизма.

В трагедии Эсхила «Персы» (477 г.), участвовавшего в разгроме персидского флота возле острова Саламин, царь Дарий предупреждает своих потомков:

Войной на греков не ходите в будущем,

Каким бы сильным войско наше не было:

Сама земля их с ними заодно в бою.


(Перевод С. Апта).

Драматург был настолько уверен в несокрушимом могуществе греков, что эту уверенность вложил в уста их врага.

Греческая демократия представляла собой общину равноправных граждан города-полиса, куда не допускались только рабы. Сохранилась в передаче историка Фукидида речь вождя афинской демократии Перикла, обращенная к согражданам и прославляющая Афины: «Наше государство - центр просвещения Эллады: каждый человек может у нас приспособиться к многочисленным родам деятельности и, выполняя своё дело с изяществом и ловкостью, лучше всего может добиться для себя самодовлеющего воспитания... Называется наш строй демократическим потому, что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на их большинстве. По отношению к частным интересам наши законы предоставляют равноправие всем; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его достоинств, доставляющих ему хорошую славу в различных отношениях. Скромность звания не служит бедняку препятствием в деятельности, если и он может принести государству какую-либо пользу. Мы живём в государстве свободной политической жизнью, не страдаем подозрительностью в повседневных взаимоотношениях; не раздражаемся, если кто-нибудь делает что-либо для своего удовольствия, и не проявляем досады, хотя бы безвредной, но всё же раздражающей другого».

Центром политической жизни Афин становятся Акрополь, где по инициативе Перикла архитекторами Иктином и Калликратом под руководством Фидия на месте прежнего храма, пострадавшего в годы войны с персами, был сооружен храм Парфенон (447-438) в честь покровительницы города богини Афины-Парфенос, то есть Афины-Девы. Парфенон был виден с любой точки Афин, а также и с острова Саламин, что было не случайно: храм воспринимался как памятник победы в греко-персидских войнах. Помимо святилища он служил хранилищем государственной казны и архивов города. Парфенон представляет собой периптер - здание, окруженное со всех сторон колоннами. Мраморных дорических десятиметровых колонн, с элементами ионического ордера было 17 по бокам и 8 по торцам. Парфенон в длину имел 70 метров, в ширину - 31 метр. Храм украшала огромная статуя Афины, созданная Фидием из слоновой кости и золота.

На одном из фронтонов Фидий и его ученики изобразили рождение Афины из головы Зевса, этому событию придан космический вселенский смысл. На других фронтонах изображался спор Афины с Посейдоном, отдельные эпизоды Троянской войны, борьба богов с гигантами и кентаврами. Скульптурные композиции венчало изображение на фризе праздника Панафиней в честь богини города Афины, который праздновался летом раз в четыре года и сопровождался совершением жертвоприношений и украшением статуй богини роскошными одеждами.

Парфенон был выстроен прочно. Спустя тысячу лет он был превращен христианами в церковь св. Марии, затем еще через тысячу лет - греческий храм стал мусульманской мечетью. В 1687 г. храм, превращенный в пороховой склад, сильно пострадал от взрыва во время осады греческой столицы венецианцами. Пользуясь тем, что Греция находилась под властью Османской империи, английский посол лорд Эльджин приказал в 1801-1803 г. значительную часть скульптур, украшавших Парфенон, перевезти в Англию, а затем, в 1816 г. продал их Британскому музею. В наше время греческое правительство предпринимает попытки вернуть похищенное, однако они пока успехом не увенчались.

Рядом с Парфеноном был возведен храм Эрехтейон (428-415 и 409-406) архитектором Эрехтеем. По размерам он значительно меньше Парфенона. Он посвящен Афине Полиаде («городской»). Главной достопримечательностью храма является портик, колонны которого заменены изваяниями девушек. Этот архитектурный приём получит дальнейшее распространение в более позднее время, в частности в архитектуре классицизма. В храме находились скульптурные изображения Афины, Посейдона и других богов.

Греки начали вести летоисчисление с первых олимпийских игр. Это было сделано далеко неслучайно, им свойственен был культ физической красоты, соединяющийся с красотой духовной. В классический период творят такие скульпторы, как Фидий, Поликлет, Пракситель, которые наряду с изображением богов обращались к созданию идеального образа человека. Тогда же в греческой эстетике утверждается принцип калокагатии (kalos - прекрасный, agathos - добрый), объединяющий в себе эстетические и этические достоинства личности.

Акрополь был не только политическим и религиозным центром афинского государства, но и средоточием всех видов искусства. На юго-восточном склоне акрополя находился театр Диониса, где под открытым небом в мартовские праздники Великие Дионисии, а затем и в январские праздники Ленеи происходили представления, включавшие постановку трех трагедий и одной комедии.

Слово «театр» означало сооружение, в котором устраивались представления. Само действие разыгрывалось на орхестре. Актеры выходили из небольшого помещения, задняя часть которого обращена к орхестре. Она могла изображать фасад дворца, так как в большинстве трагедий события разворачиваются перед дворцом. Это помещение называлось скена (палатка) и соединялось с орхестрой проскениумом. Ряды для зрителей располагались полукружием вокруг орхестры. Обычно скамьи размещались по склону горы. Первоначально они были деревянными, но после того, как однажды Зевс рассердился и места для зрителей рухнули вниз, стали строить мраморные и каменные сиденья для зрителей. Сохранилось довольно много театральных сооружений, один из лучших театров находится в Эпидавре, в нем могли присутствовать на представлении свыше 12 тыс. зрителей.

Самый большой театр находился в Мегаполе, он вмещал 44 тыс. человек.

На представления приходили все свободные жители города и гости. Кто не мог приобрести билет, тому городские власти выделяли два обола, чтобы бедняк купил билет. Это был очень маленький денежный взнос.

от продажи билетов. Между авторами трагедий, которые ставились одновременно, происходили состязания. Специальное жюри определяло победителя и награждало его. Театры обладали великолепной акустикой, а персонажей было видно с любого места. Костюмы были яркими, актеры нередко носили обувь на котурнах, а лица прикрывали масками. По ходу действия и по мере того, что происходило с героем, менялись маски, передавая его психологическое состояние.

Важная роль в представлении отводилась хору. В трагедиях хор состоял из 12, а затем из 15 участников. Хор возглавлял корифей. Хор комментировал происходящее, сострадал персонажам, иногда осуждал, словом – это был рупор авторских идей. Хор состоял из реальных людей - жителей того города, где происходят события, но зачастую хор представлял собой существа мифологические.

Участие хора в трагедии позволяет выявить генезис трагедии. Само слово «трагедия» означает козлиная песнь и также указывает на происхождение драматического жанра. Трагедия возникла из хорового исполнения дифирамбов в честь бога Диониса, которого называли также Вакхом. Осенью греки, собрав урожай винограда, изготовив молодое вино и отведав его (разбавив его водой!) устраивали игрища в честь покровителя виноделия. Сатиры и вакханки, сопровождавшие Диониса, рядились в козлиные шкуры, пачкали лица виноградными выжимками. Тот, кому доверяли роль Диониса, солировал, вступая в диалог с хором. Шествие сопровождалось буйными плясками и песнями. Диалог мог, очевидно происходить и между отдельными лицедеями, во всяком случае, из диалога рождалось драматическое представление - трагедия.

В трагедии герой вступал в поединок с сверхличными силами. Он неизменно оказывался побежденным, но в поединке с судьбой обнаруживалось его достоинство и сила сопротивления воле богов.

Композиционное построение трагедии имело свою устойчивую структуру. Всё начиналось с пролога, который знакомил зрителей с героем, событиями его жизни, предшествовавшими начинающемуся действию. За прологом шёл монолог героя или диалог героев, в котором персонажи признавались в своих переживаниях. Выход хора на орхестру назывался парод. В дальнейшем герой вступал в диалог с корифеем или с другими героями. События делились на отдельные эписодии, а выступления хора именовались стасимами. Эксод - это развязка случившегося, все оставшиеся в живых участники событий, включая хор, покидали сценическую площадку.

наблюдая разрушение гармонии, вызванной чрезмерностью страстей, зритель страшится пережить нечто подобное, стремится в своей повседневной жизни соблюдать некую разумную меру, которая поможет ему избежать подобных потрясений.

Катарсис указывает на то, что греки воспринимали театр как нравственное учреждение, которое даёт душевное облегчение, исцеляет от психических хворей, освобождает от интеллектуальных заблуждений.

Эсхил (525-456) - отец древнегреческой трагедии. Аристократ и воин, он принимал участие в сражениях с персами при Марафоне и Саламине. Он был автором около 90 произведений, из которых до нас дошло 7. В трагедии «Орестея», состоявшей из трёх частей «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды», он рассказал о зловещих преступлениях рода Атридов, об убийстве предводителя ахейского войска его супругой Клитемнестрой, жестокой расправе детей над матерью и мести богов Оресту за его злодеяние. Основной конфликт трагедии не семейный, а исторический.

В трагедии «Прометей прикованный» Эсхил впервые в мировой культуре воссоздал образ тираноборца, несущего людям свет истины. Всё, чего к тому времени достигла человеческая цивилизация, Эсхил трактует как дар Прометея. В центральном монологе трагический герой говорит о себе и о людях:

Ведь я их сделал, прежде неразумных,

Разумными и мыслить научил,

Я не в упрёк им это говорю,

Но объяснить хочу вам всё значение

Моих благодеяний... Раньше люди

Смотрели и не видели и, слыша,

Не слышали, в каких-то грёзах сонных

Влачили жизнь; не знали древоделья,

Не строили домов из кирпича,

Ютились в глубине пещер подземных,

Бессолнечных, подобно муравьям.

Они тогда еще не различали

Примет зимы, весны - поры цветов -

И лета плодоносного, без мысли

Свершали все, - а я им показал

Восходы и закаты звёзд небесных,

Я научил их первой из наук -

Науке чисел и грамоте; я дал им

И творческую память, матерь Муз...


(Перевод С. Соловьева)

от гнева зевесова, но сам поплатился за это вечными страданиями. По приказу деспота, Гефест вместе со своими подручными, приковывает тираноборца к скале, расположенной в далёкой Скифии. Прометей стоически выносит страдания, не соглашаясь ни на какие компромиссы. Открой всезнающий титан тайну кончины Зевса, и он стал бы свободен. Но заступник людей не идёт на соглашение со своими палачами.

В роли хора выступают дочери Океана - океаниды, тем самым Эсхил подчеркивает, что сама природа на стороне героя. В финале трагедии карающий Зевс отправляет Прометея в Аид, но существует гипотеза, что трагедия «Прометей прикованный» имела продолжение «Прометей освобожденный».

Софокл (496-406) написал 120 произведений, до нас дошло 7 трагедий. Сын богатого оружейника из пригорода Афин Колона, Он получил прекрасное образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, был другом Перикла. В состязаниях драматургов одержал 24 победы. Наиболее известные драматические произведения Софокла связаны с фиванским циклом мифов. В трагедии «Царь Эдип» герой, не ведая того, стал убийцей отца и мужем матери. Боги посылают страшный мор на город Фивы, так как здесь живёт цареубийца. Ставший правителем Фив Эдип обещает покарать преступника, но вскоре убеждается в собственной вине. Действие трагедии развивается ретроспективно: от настоящего к прошлому. Близкие Эдипу люди, когда у него закралось подозрение в собственной вине, убеждают его, что он не мог совершить злодеяния. Но чем больше они приводят доказательств в невозможности совершений им преступлений, тем сильнее его уверенность: виновный он сам. Трагедия Эдипа состоит из неосознанно совершенного преступления и сознательно принятого на себя наказания. Эдип был зряч, но не ведал, что творил. Карая себя, он выкалывает глаза и покидает Фивы, поселяется затем в Колоне. Земля, давшая приют раскаявшемуся грешнику, находится под защитой богов. Такова основная идея трагедии «Эдип в Колоне».

В трагедии «Антигона» возникает конфликт между наследниками Эдипа. В братоубийственной войне погибли два сына Эдипа - Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт запрещает под страхом смертной казни хоронить Полиника, пошедшего войной на родной город. Креонт издает этот закон из лучших побуждений, желая прекратить хаос и анархию. Дочь Эдипа Антигона, рискуя жизнью, ослушалась правителя, предав тело брата земле. Софокл в трагедии «Антигона» не только прославляет отвагу и верность долгу героини, но и сталкивает вечные нравственные законы, которые человечество выработало на протяжении всей истории, и своеволие правителей, которые нарушают мировой порядок.

Величие героев Софокла в том, что они, сломленные всесильным роком, сохраняют верность своему человеческому долгу.

На Саламине в 480 г. праздновали победу над персами. Среди победителей шествовал воин Эсхил, а юноша Софокл впервые выступал как поэт и музыкант. В этот же день - гласит легенда - на острове Саламин родился третий великий драматург Еврипид. Он был сыном состоятельного землевладельца, в совершенстве овладел поэтикой и философией, музыкой и гимнастикой. Однако Еврипиду не удалось стяжать такой славы, как старшим его современникам, только четыре раза он был признан победителем в состязаниях драматургов. Еврипид был последователем философии софистов, утверждавших, что объективный истины не существует, так как только человек является мерой всех вещей. Драматург демонстрирует права человека на поступки, которые ужасают окружающих, но они вытекают из его внутренней логики. Современникам его герои представлялись слишком изнеженными, а героини чересчур жестокими. Действительно, Медея в одноименной трагедии беспощадно мстит той, кого Ясон назвал своей невестой. Медея убивает собственных детей, потому что хочет, чтобы её страдания стали трагедией отца её детей. Она защищает своё достоинство, точно так же как в трагедии «Ипполит» Федра мстит пасынку только за то, что он не считает любовь священным чувством, соединяющим людей. Героини Еврипида в буквальном смысле роковые женщины, над ними довлеет рок и влечёт их к гибели. В этом смысле он солидарен с Софоклом, но по сравнению с автором «Царя Эдипа» Еврипид гораздо больше внимания уделяет психологическим нюансам, мастерски передавая диалектику чувств. Так, например, в трагедии «Ифигения в Авлиде» богиня Артемида требует, чтобы Агамемнон принёс в жертву свою дочь, иначе греческие корабли, скопившиеся близ портового города Авлида, никогда не достигнут стен Трои. Ифигения вместе с матерью Клитемнестрой вызвана в Авлиду якобы для бракосочетания с Ахиллесом. Она счастлива. Но узнав, что её ждет не свадьба, а мрачный Аид, она в отчаянии молит отца пожалеть её. Проходит время, и Ифигения по-иному воспринимает выпавший ей жребий:

...Если я угодна в жертву

Артемиде, разве спорить мне с богиней подобает?

Что за бред!.. О, я готова. Это тело - дар отчизне.

Вы ж, аргосцы, после жертвы сройте Трою и сожгите,

Чтобы прах ее могильный стал надолго мне курганом...

Всё моё в том прахе будет: брак и дети, честь и имя...

Грек  – цари, а варвар  – гнися! Неприлично гнуться грекам

Перед варваром на троне. Здесь - свобода, в Трое - рабство!


(Перевод Ин. Анненского).

Рок Ифигения воспринимает как долг, она готова достойно умирать за честь отчизны. Однако в финале приходит спасение: Артемида смилостивилась и подменила тело девушки ланью. Еврипид использует в развязке новый, открытый им приём: Deus ex machina - Бог из машины. Когда гибель грозит героям, в последний момент их спасают боги. Существовали специальные театральные приспособления, возносившие персонажей к небесам. Даже в самых трагических ситуациях всё заканчивается ряде произведений Еврипида благополучно.

Аристофан (ок. 445- ок. 386) - отец древнегреческой комедии. Происхождение комедии связано с вакхическими песнями. Сам термин изначально означил «песнь подгулявшей толпы». Из шуточных перебранок возник диалог. В комедии существенную роль играла пародия. Аристофан в монологах своих персонажей пародировал речи политиков, военачальников и софистов. Он был автором примерно 40 комедий, из которых нас дошло 11.

и проливах. Другие греческие города поддерживали в войне либо Афины, либо Спарту. Война нанесла огромный материальный и моральный ущерб Греции, которая утратила своё политическое единство.

Аристофан был убежденным противником гражданской войны, отстаивал интересы крестьян и ремесленников, чьё хозяйство пришло в упадок. В комедиях «Мир», «Ахарнане», «Лисистрата» он осуждает побоище и предлагает утопические проекты заключения всеобщего мира. В комедии «Всадники» он критикует афинских политиков-демагогов, которые, заигрывая с народом, втягивали его в свои политические дрязги. В комедии «Облака» объектом пародирования стало учение Сократа, которое он, интерпретирует в духе софистов. Аристофан нападал и на Еврипида, высмеивая его трагедии в комедии «Лягушки». Главный упрек, который он делал великому трагику, заключался в том, что в его трагедиях отсутствовал героический идеал, который был так необходим греческому народу в период политических смут.

В комедиях Аристофана отсутствуют характеры, весьма условно изображается частная жизнь героев. Характеры заменяют идеологизированные аллегории. Структура комедии отчасти сходна с построением трагедии. Всё начинается с пролога, далее следует парод, действие разделяется на ряд эписодиев. Но в комедии важнейшими элементами являются парабаса, в которой хор выражает мнение автора, и агон, представляющий спор враждующих сторон, которые порой, не довольствуясь словесными аргументами, вступают в потасовку, что, видимо, забавляло зрителей.

Эллинизм - завершающий этап древнегреческого искусства и литературы. Первоначально под этим понятием подразумевалось правильное употребление греческого языка не греками. Немецкий историк И.Г. Дройзен в работе «История эллинизма» (1836-1843) под эллинизмом стал подразумевать распространение греческой культуры за пределами Балканского полуострова. Вследствие завоевательных походов Александра Македонского (356-323) под влиянием греческой культуры оказались территории на Ближнем Востоке и передней Азии. Роль собственно греческих городов-полисов в IV в. падает, возникают новые политические и культурные центры: Александрия, Пергам, Антиохия, Вифания, Каппадокия, Селевкия. В этих городах было много переселенцев из Греции, которые привезли с собой литературу и философию, греческий язык, усвоенный затем правящей местной верхушкой.

Широкое распространение получает философия Аристотеля (384-322), который впервые осмыслил разделение литературы на роды и виды, разработал литературоведческую терминологию, выдвинул этический принцип поведения человека, который заключается, с его точки зрения, в самоосуществлении личности.

приемля напасти и неприятности. «Живи скрытно в тесном дружеском кругу в укромном месте. Не стремись участвовать в общественной государственной жизни» - наставлял Эпикур своих учеников и последователей, а их у него было немало, особенно среди поэтов и драматургов.

Из литературы постепенно уходит общественное содержание, теснимое сценами частной жизни. Так, Менандр (342-292) в дошедших до нас комедиях «Брюзга», «Третейский суд», «Отрезанная коса» изображает перипетию (острые повороты в действии по Аристотелю) семейных отношений, основанных на разного рода недоразумениях и проступках, из комедии уходит сатирическое начало, господствуют настроения, примиряющие героя с жизнью, наполненной испытаниями.

Центром поэтического творчества становится Александрия, в которой находился так называемый Музей - грандиозное хранилище рукописей. В нем как раз и трудился первый александрийский поэт Калимах из Кирены (ок. 300-240), который снискал себе авторитет ученого трудами на исторические и мифологические темы.

К мифам он обращался и в стихах. Однако его привлекает в мифе не героика, а лирика. В элегиях и эпиграммах он трогательно и вместе с тем с юмором отображает любовные переживания богов и царей.

Его традиции продолжил Феокрит (ок. 300 – 260), обращавшийся к жанрам идиллии и буколик. В его поэзии особую значимость обретает малый мир, заполненный любовным томлением. В идиллиях лирических герой живет единой жизнью с природой, в пастушеских песнях, называемых буколиками, пастухи предстают влюбленными и философами.

В эпоху эллинизма египетский город Александрия был не только средоточием поэтов, но и ученых. В Александрии работал выдающийся математик Евклид (365 – 300), оказавший огромное влияние на всё последующее развитие точных наук. Аристарх Самосский (ок. 320 – 250) выдающийся эллинистический астроном и математик, разработал методы расчёта расстояния от земли до солнца и луны. В Александрии получил образование знаменитый физик и математик Архимед (ок. 287 – 212).

Близ Александрии на острове Фарос в начале III в. был сооружен маяк высотой 110 м. Его внешний вид можно представить только по изображениям на монетах: квадратный цоколь, средняя часть в виде восьмигранника и круглая верхняя часть, украшенная статуями. Древние относили его к семи чудесам света. В 1326 г. он был разрушен во время землетрясения.

Зато посетитель Лувра и сегодня может любоваться шедеврами эллинистической пластики. Ника Самофракийская (ок. 190) – статуя победы, одержанной в морских сражениях. У неё нет рук, нет головы, но фигура с крыльями выражает яростный победный полёт. Другая знаменитая эллинистическая скульптура в Лувре – Венера Милосская (II в.). Статуя Афродиты, найденная на острове Милос, восхищает своим гармоническим спокойствием, физическим и духовным совершенством. Воздействию прекрасной статуи на состояние израненной души посвятил повесть «Выпрямила» Глеб Успенский. А смертельно больной Генрих Гейне в последний раз вышел из дома, чтобы пойти в Лувр и полюбоваться прекраснейшим изваянием. Позже немецкий поэт мрачно пошутил, будто бы Венера долго смотрела на него, а потом сказала: «Ну, как я могу тебе помочь, ты же видишь, что у меня нет рук!».

Недолгий, но яркий расцвет переживает Пергамское царство на северо-западном побережье Малой Азии. В конце II в. царь Эвмен II повелел воздвигнуть грандиозный алтарь, посвященный Зевсу и Афине. Алтарь был открыт немецкими археологами в 1878 г. Впоследствии найденные фрагменты были перевезены в Берлин. На основе находок и реконструкций возник берлинский Пергамон-музей, дающий яркое представление об искусстве эллинизма. Монументальное сооружение, украшенное горельефами по фризу, изображает яростную борьбу олимпийских богов и гигантов - выходцев из подземного мира. Мифологический сюжет иносказательно демонстрировал победу Пергамского царства над племенами галлов. Это настоящая - кровавая беспощадная битва, в которой могучие тела сплелись в клубок, а каждый из воюющих стремится нанести противнику жестокий страшный удар. Скульптурные плотные группы поражают своей экспрессией. Тела прекрасны, но живые и мертвые сплелись в кровавый клубок.

Искусство и литература древнего Рима восприняли традиции древней Греции. Культура древнего Рима формировалась в эпоху эллинизма, и между ними возникло взаимодействие. Достаточно сравнить Пантеон и Парфенон, поэмы Гомера и Вергилия, чтобы почувствовать влияние греков на римлян. Что же касается римских скульпторов, то они зачастую копировали греческие оригиналы, поэтому в музейных собраниях хранится немало римских копий с греческих оригиналов, имеющих огромную художественную ценность.

По легенде основание Рима произошло 21 апреля 753 г. до н.э. Основателем вечного города считается Ромул, который и стал его первым правителем. Братья-близнецы Ромул и Рем были сыновьями весталки Реи Сильвии и бога войны Марса. Мифический царь города Альба Лонга Амулий приказал бросить их в Тибр, однако волной братьев прибило к берегу, а волчица на Капитолийском холме вскормила их своим молоком. Ныне изваяние волчицы (V в.), кормящей двух младенцев, хранится в Капитолийском музее. Когда братья выросли, они убили Амулия, а затем Ромул, доказав своё превосходство над Ремом на основе гадания по полёту птиц, убил его, в тот момент, когда он хотел перепрыгнуть через стену города, заложенного Ромулом. В Риме было мало женщин, и тогда коварный Ромул пригласил италийское племя сабинян вместе с семьями на игрища, во время которых и произошло похищение незамужних сабинянок, послужившее сюжетом многих произведений живописи и литературы.

В Рим стекались свободные граждане и беглые рабы, получавшие здесь убежище и кров. Население города быстро росло. Ромул учредил сенат, разработал законы, разделил всех граждан на патрициев и плебеев. После смерти первый правитель Рима был объявлен богом.

Первоначально Рим был олигархической республикой. В результате победоносных войн Рим подчинил себе всё Средиземноморье, а в середине II в. распространил свою власть и на Грецию. С этого момента усилилось воздействие греческой культуры на римскую.

часть памятников архитектуры, пластики и литературы.

Попав в современный Рим, на каждом шагу можно видеть сохранившиеся фрагменты Рима древнего. Центром его был форум – рыночная площадь. Первоначально он находился за стенами города, который постепенно разрастался, вследствие чего форум практически оказался в центре близ Капитолийского холма. Форум с течением времени утратил свои торговые функции, превратившись в место общественных встреч. На форуме сооружались храмы в честь римских богов, строились триумфальные арки в память побед, одержанных римлянами, здесь хранилась казна, а по праздникам устраивались бои гладиаторов. На римском форуме можно видеть многие сохранившиеся памятники. Массивная трёхпролетная арка Септимия Севера (203) увековечила его победы над арабскими племенами. Эпизоды сражений были высечены в виде барельефа над арочными сводами.

В современный лексикон вошло слово «курия» - в далеком прошлом место жертвоприношений, а позднее - собраний и заседаний сената. На форуме сохранились фрагмент здания курии, которое начали строить при Цезаре, а закончили при Октавиане Августе.

Весталками в Риме именовали жриц, поклоняющихся богине семейного очага Весте. Сохранился дом, где жили весталки и несколько скульптурных изображений жриц, храм Ромула, храм Кастора и Поллукса, где судьи, вступающие в должность, давали клятву строго соблюдать законы; храм Весты и арка императора Тита, сооруженная после его смерти в знак благодарности за подавление им иудейского восстания 66-70 гг.

Многочисленные реконструкции форума позволяют живо представить интенсивную общественную жизнь Рима в период империи.

Колизей начали строить при императоре Веспассиане в 72 г. н.э. на месте дворца Нерона, который он называл «Золотой дом», расположенного между холмами Эсквилин, Целий и Палатин. Расположение было очень удачным, так как Колизей дополнял перспективу форума. В 80 г. н.э. при сыне Веспассиана Тите Флавии состоялась церемония освящения Колизея. Затем были устроены стодневные бои гладиаторов, в которых приняло участие несколько тысяч бойцов и было затравлено множество зверей. Колизей стал символом величия и могущества Рима. Гладиаторские бои продолжались в Колизее до 404 г.

Амфитеатр Колизея имеет форму эллипса, длиной 188 м, шириной 156 м и высотой - 57 м. Имя архитектора неизвестно, но предполагают, что автором проекта был Рабирий, который впоследствии построил дворец Домициана. Колизей имеет четыре яруса, три нижних представляют собой идущие по всей окружности арочные пролёты, разделенные пилястрами и полуколоннами: в первом ярусе - дорическими, во втором - ионическими, в третьем - коринфскими. Четвертый верхний ярус, сплошной, достроен был позже, в нем прорезаны узкие окна, разделенные коринфскими полуколоннами.

Каждому арочному пролету соответствовал вход на места для зрителей. Всего было 76 входов, которые были пронумерованы и предназначались соответственно для различных категорий зрителей: для императора и его свиты, для весталок, для судей, почетных гостей, простых граждан. Амфитеатр вмещал 50-70 тыс. зрителей. Места делились так же на категории: подиум для высшего сословия, цивис для среднего, а для всех прочих - сумма. В центре - арена.

Под ареной находились помещения, где хранились разного рода приспособления и механизмы, там же располагались звериные клетки и переодевались гладиаторы.

хранится в музее Вилла Альбани.

Многочисленные дошедшие до нас скульптурные изображения знатных римлян и прежде всего императоров приобрели по сравнению с греческими памятниками новое качество - портретность. Такие памятники, как например, портретная статуя Августа в позе Зевса (I в.), Август из Прима-Порто (I в. до н э. - I в. н.э.), оратор Авл Метелл (ок. 100 г. до н.э.), правитель Горгиппий (II в.), портрет императора Траяна (II в.) свидетельствуют о том, что ваятели несомненно льстили моделям, идеализируя сильных мира сего. Но вместе с тем внешний облик был близок натуре, а сквозь блеск и лоск порой угадывался мрачный жестокий характер портретируемого.

Своеобразием римской литературы периода правления Октавиана Августа было то, что гениальные поэты сознательно пошли на службу правителю. Это в равной степени присуще Вергилию (70-19) и Горацию (65-8).

О жизни величайшего поэта древнего Рима известно из биографических заметок Светония, автора знаменитых книг «Жизнь двенадцати Цезарей» и «О знаменитых людях». Хотя Гай Светоний Транквилл и был современником Вергилия, в рассказе о нём факты причудливо переплетаются с легендой. Вот что сообщает об авторе «Энеиды» Светоний:

«Публий Вергилий Марон, мантуанец, происходил от самых скромных родителей. Вергилий родился в деревне, называемой Анды, неподалеку от Мантуи. Матери его во время беременности приснилось, будто она родила лавровую ветвь, которая, коснувшись земли, тут же пустила корни и выросла в зрелое дерево со множеством разных плодов и цветов. Говорят, что ребенок, родившись не плакал, и лицо его было спокойным и кротким; уже это было несомненным указанием на его счастливую судьбу. Другим предзнаменованием было то, что ветка тополя по местному обычаю сразу посаженная на месте рождения ребенка, разрослась так быстро, что сравнялась с тополями, посаженными намного раньше; это дерево было названо «деревом Вергилия» и чтилось как священное беременными и роженицами, благоговейно дававшими перед ним и выполнявшими свои обеты.

и судебное дело, но только один раз, потому что, по словам Мелисса, речь его была слишком медлительна, и он даже казался невеждою. Обратился к поэзии он ещё в детстве».

Вергилий был человеком весьма состоятельным; благодаря щедротам друзей и прежде всего Мецената он имел обширное поместье и дом, которых он едва не лишился, когда по приказу Октавиана земли богатых римлян передавались во владение его сподвижникам. Впрочем, это не должно было слишком огорчить поэта - последователь философии Эпикура, он привык довольствоваться малым и находить удовольствие в общении с немногими друзьями на лоне природы.

Известность Вергилию принесли «Буколики» - пастушеские идиллии, в которых сельские жители предаются любовным стенаниям и утехам, а также беседуют на философские темы. В одном из стихотворений этого цикла прозвучала такая строка:

Гряди же к власти любимый сын богов!

И далее говорилось, что с его приходом в мире воцарится золотой век. Хотя стихи были обращены к покровителю поэта консулу Асинию Поллиону, который ожидал наследника, христианская церковь интерпретировала их как предсказание о рождении Христа, благодаря чему Вергилий стал самым почитаемым поэтом в период средневековья.

рекомендации, как заниматься хлебопашеством и виноградарством, скотоводством и пчеловодством. Дидактика в этой поэме о земледелии сочетается с патриотическим пафосом.

В 30 г. Вергилий обращается к созданию поэмы «Энеида», которая обессмертила его имя. Он изложил события сперва в прозе, а затем - гекзаметром, следуя традициям Гомера и продолжая его сюжеты.

В поэме говорится о судьбе троянца Энея, сына Анхиса и Афродиты. Мать повелевает ему покинуть горящую Трою и с ближайшими сородичами отправиться к италийским берегам, ибо ему суждено стать основателем нового могущественного государства.

Буря прибила их корабли к скалам Карфагена, где его с почестями принимает царица Дидона. Ей Эней рассказывает о гибели Трои и приключениях на море, несколько напоминающих то, что испытал Одиссей. Несмотря на возникшую любовь Дидоны и Энея, герой Вергилия покидает Карфаген, ибо долг для него превыше всего. Далее следуют батальные эпизоды, заставляющие вспомнить «Илиаду». Эней побеждает местные племена и становится родоначальником правящей династии, к которой принадлежал Октавиан. Правитель Рима придавал огромное значение творению Вергилия: древность династии подчеркивала и усиливала авторитет власти. Вергилий умер, окончательно не завершив работу над текстом. Умирая, он просил уничтожить свой незаконченный труд. Но Октавиан Август волю покойного не выполнил, повелев ученикам поэта внести необходимые поправки, переписать ее и сделать достоянием римлян.

О происхождении Горация Светоний сообщает, что отец поэта был вольноотпущенником, собиравшим деньги на аукционах, а быть может, всего лишь торговцем солёною рыбой. Несомненно одно, что любимец Мецената, а затем и Октавиана Августа был незнатного происхождения. Подобно Вергилию, он был эпикурейцем. «С виду Гораций был невысок и тучен», - сообщает о нём Светоний. В молодости Гораций воевал на стороне противников Октавиана, дослужился до звания войскового трибуна. А затем, по словам Светония, «когда его партия была побеждена, он, добившись помилования, устроился на должность писца в казначействе».

Гораций – поэт золотой середины, писавший для немногих избранных. Он призывал в своих стихах к умеренности, учил довольствоваться малым, в сатирах обличал роскошь и пороки знатных богачей. В одах он прославлял мудрость государственных мужей и их деяния, творимые на пользу народа. Гораций первым в мировой литературе создал памятник поэзии, провозгласил бессмертие и могущество поэтического слова. Его ода «Памятник» послужила образцом для поэтов последующих поколений. Напомним, что А.С. Пушкин к своему стихотворению «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» взял эпиграф из Горация: Exegi monument .

Заслугой Вергилия и Горация явилось то, что во многом благодаря их поэзии сохранилась латынь, так как в средние века их творения читались и изучались школярами.

Рекомендуемая литература

Античная культура. Словарь-справочник. - М., 1995.

Бахтин. М.М. Лекции по истории зарубежной литературы. Античность. Средние века. - Саранск, 1999.

Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство: Очерки. - М., 1988.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. I и II. - М., 1992-1994.

Тронский И.И. История античной литературы. - М., 1988.