Приглашаем посетить сайт

Пронин В.А. Искусство и литература.
Древний Египет: путь к бессмертию

Древний Египет: путь к бессмертию

Пять тысячелетий отделяет нас от древнего Египта, однако памятники египетской культуры и сегодня известны каждому. Пирамиды в Гизэ и сфинкс, скульптурный портрет царицы Нефертити, погребальная золотая маска Тутанхамона, многочисленные папирусы и другие памятники можно увидеть на экскурсии в Каир и Луксор, посещая Египетский музей в Каире, совершая плавание по Нилу, узнать по многочисленным репродукциям и описаниям.

Долина Нила была заселена кочевыми племенами между восьмым и пятым веком до н.э. Пришельцам, поселившимся здесь, пришлось научиться ирригационными сооружениями регулировать разливы Нила, бороться с засухой, строить города, селения, дворцы, храмы и жилища простых людей.

Нил или более древнее его название Хапи был символом жизни, которая невозможна была без его живительной влаги. На заре человеческой цивилизации ему посвящали стихи поэты, имена которых не дошли до нас:

Слава тебе Хапи!

Ты пришел в эту землю,

Явился, чтоб оживить Египет.

Бег его таится, подобно мраку

Среди дня, когда слуги его воздают хвалу ему.

Он орошает поля, созданные Ра,

Чтобы дать жизнь каждой козе;

Он поит пустыню и сушь -

Ведь это его роса падает с неба;

Он любит землю,

Он правит Непра,

Он дарует процветание ремёслам Пта.


(Перевод А. Ахматовой)

В этом стихотворении Нил поставлен выше богов: Непра - бога зерна и Пта - покровителя кузнецов.

Египтяне считали основателем нации мифического бога - царя Осириса, который объединил кочевые племена, научил выращивать пшеницу и виноград. Он сделал из кочевников - пастухов, земледельцев и ремесленников, наладил добычу металлов и обучил как их обрабатывать. Осирис даровал египтянам письменность, искусство и медицину. Однако далее в мифе говорится о том, что его коварный брат Сет убил Осириса, разрубил тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Преданная супруга Исида собрала их воедино и погребла в искусно сделанном саркофаге. Осирис воскрес, отравился на небо, а безутешной супруге оставил сына Гора, который вырос, сверг узурпатора и убийцу Сета и стал править в Египте. Гора называли и изображали соколом.

Культ Осириса возник в эпоху родового строя и явился олицетворением производительных сил природы. Подобно тому, как растительный мир умирает и ежегодно возрождается Осирис покидает сей мир, а затем возвращается на землю. Изображая Осириса египетские художники украшали его портреты зелёной произрастающей ветвью.

В последствии каждый житель долины Нила как бы повторял путь Осириса, умирая для вечной жизни на небесах. Осирис же превратился постепенно в судью загробного мира, который взвешивал сердце умершего, определяя, достоин ли покойник обитания в райских полях, предстоит ли ему вечная жизнь.

Египетская космогония, как и представления других древних народов, основывается на постепенном упорядочивании хаоса, в котором был растворен абсолютный дух Ра. Он бог солнца, света, знания. Затем возникает воздушное пространство - Шу и огонь Тефнут, после чего земля Геб отделяется от неба Нут, образуя гармонию жизненных сил.

Далее абсолютный дух воплощается в человека Осириса, который, подобно всем людям страдает и умирает, но благодаря своей безграничной любви к людям он же и указывает путь к вечной жизни. Отсюда проистекает следующая наиважнейшая посылка, без которой нельзя понять ни философию, ни искусство древнего Египта. Земная жизнь была для египтян приготовлением к бессмертию. Вот почему столь важен обряд погребения, к которому готовились заранее. Переселившись в подземный мир, покойный фараон, вельможа и даже простой пахарь или ремесленник не должен был ни в чём нуждаться. Важно также сохранить тело - и тело бальзамировали, необходимо жилище - строили пирамиды или более скромные погребальные сооружения, нужны предметы обихода - их помещали вместе с усопшим.

Искусство древнего Египта выполняло уникальную функцию - сопровождать человека на пути в бессмертие! В связи с этим оно обретало особые изобразительные задачи: запечатлеть человека в момент предвечности в строгих чеканных образах, дабы человек сохранял свой облик на века.

Египетские камнерезы и живописцы изображали человека в необычном ракурсе: тело развернуто по всей горизонтальной плоскости, а голова повернута в профиль. Возникало впечатление, что человек, оставаясь в здешнем мире рядом со зрителем, поворотом головы вопрошал, что ожидает его в грядущем.

Много вопросов вызывает и геометрическая форма пирамид. Чем вызвана их безукоризненная правильность? Есть ли в этом особый символический смысл? Сколько понадобилось невероятных человеческих усилий, чтобы возвести их? Вопросов много, но загадка пирамид остается тайной.

Возможно, площадь каждого треугольника обозначала различные природные стихии (воздух, вода, огонь), а соединяющиеся в вершине пирамиды, они символизировали свою неразрывную связь. Вместе с тем пирамида ассоциировалась с пучком лучей, исходящих от солнца. В комплексе ритуальных надписей, составивших «Тексты пирамид» сказано: «Я шел по твоим лучам, как по ступенькам света, дабы подняться к присутствию Ра. Небеса сделали солнечные лучи столь твердыми, чтобы я смог взойти и предстать перед очами Ра. Лучи построили лестницу к небу, по которой я смогу взойти и достичь своего места на небесах».

Наконец, очень трудно представить себе, как технически возводились пирамиды.

Вот как представил сооружение пирамид известный немецкий писатель Томас Манн в романе «Иосиф и его братья», передавая впечатление израильтян от встречи с неведомой им египетской культурой: «Перед их глазами были, однако, не богозданные горы, а искусственные; это были великие, всемирно известные возвышенности, о появлении которых на их пути старик заранее предупредил Иосифа, надгробия Хуфу, Хефрена и других древнейших царей, сооруженные в многолетней неволе и священных муках сотнями тысяч кашлявших под бичом рабов из миллионов тяжелейших глыб, обтёсанных ими по ту сторону Нила, в аравийских каменоломнях, а затем волоком доставленных к реке, переправленных и со стонами перетащенных к ливийской границе, где те же рабы, падая и умирая в знойной пустыне с высушенными от неимоверного напряжения языками, подняли их особыми приспособлениями на невероятную высоту, чтобы под этими горами, глубоко внутри их, огражденной лишь маленькой каморкой от вечной тяжести пятисот миллионов пудов, покоился божественный царь Хуфу с веточкой мимозы на сердце» .

Пирамиды включались в целостный архитектурный комплекс. На берегу канала находился храм в долине, где совершался обряд очищения мумии фараона. Покрытая искупительными амулетами мумия по длинной галерее из храма в долине доставлялась в поминальный храм, находившийся в основании пирамиды. Далее в скрытой от посторонних глаз в глубине пирамиды находился погребальный храм, куда помещали плотно закрытый саркофаг. Вход по окончании обряда замуровывали мраморными плитами и заваливали камнями.

После чего заранее изготовленная статуя фараона устанавливалась в специальной нише, чтобы фараон мог наблюдать, как совершаются жертвоприношения в его честь.

Вокруг пирамиды фараона размещали гробницы его вельмож, получившие название мастаба, что в переводе с арабского означает каменная скамья.

пирамиды Хефрена, Хеопса и Микерина, а также сфинкс Абу эль-Хол («Отец ужаса»).

Пирамида Хеопса выстроена строго по диагонали с северо-востока на юго-запад. Первоначальная её высота достигала 146 метров, сейчас - 137, на вершине находится площадка шириной 10 метров. Её объем уменьшился с 2500000 кубических метров до 2350000 вследствие того, что около 150000 кубических метров блоков было взято вначале XIX в. для построек в Каире.

Пирамида Хефрена на 9 метров ниже пирамиды Хеопса. Она также расположена строго по диагонали с северо-востока на юго-запад. Была облицована известняковыми плитами, однако облицовка не сохранилась. Объём пирамиды 1660000 куб. метров. Внутри находятся монументы в честь фараона и его супруги.

Пирамида Микерина значительно меньше двух первых гигантов. Её высота едва достигает 66 метров, а ширина - 108 . Облицовка тоже не сохранилась. Обнаруженный в пирамиде базальтовый саркофаг утонул в море во время транспортировки в Англию.

Если смотреть на пирамиды снизу, то возникает иллюзия, что пирамиды представляют собой гигантские лестницы в небо, а отдельные заметно выделяющиеся блоки - ступени лестниц

На стенах пирамиды писались и специальные тексты - молитвы и изречения, которые призваны обеспечить умершему верный путь в загробный мир и обезопасить его от всех напастей. Сюда же помещались предметы обихода, которые могли ему понадобиться в вечной жизни.

Пирамиды были вскрыты в начале XIII в. правителем Египта Али Мухаммедом, после чего началось разграбление спрятанных там сокровищ.

В 1954 году египетский археолог Камаль эль-Малак открыл на юге от пирамиды Хеопса так называемую солнечную или солярную ладью, на которой, вероятно, доставляли тело фараона в Гизу. Лодка, построенная из древесного кедра, сикомора и других ценных пород, имеет длину 46 метров и ширину почти 6. На носу и на корме возвышаются мачты, похожие на развернутый папирус. В середине лодки есть закрытое помещение, где, по-видимому, находилась мумия фараона.

Пирамиды и сфинкс относятся к периоду Древнего царства - 2900 – 2270 гг. до н. э.

Однако миф о сфинксе уходит в глубокую архаику. У египтян издревле существо с телом льва и головой человека было олицетворением сперва бога солнца, затем - царя. Впоследствии у египтян греки переняли образ сфинкса наделив его новой родословной. В греческих мифах сфинкс – дочь полузмеи-полуженщины Ехидны с головой и грудью женщины и крылатым телом льва. Сфинкс загадывала путникам загадки, заглатывала тех, кто не мог дать верный ответ.

Египетский миф о сфинксе не сохранился, да и существовал ли он? Сфинкс служил изображением фараона, которого принято было сравнивать со львом. Вполне возможно, что лик сфинкса нёс в себе портретные черты.

Большой сфинкс в Гизе - сакральный образ фараона Хефрена, величественная гробница которого в виде пирамиды видна за спиной сфинкса. Внизу находится храм сфинкса с двумя нефами, разделенными шестью столбами.

Гигантский лев с головой человека высечен из скалы. Высота его 21 метр, длина около 73 метров. Древнегреческий историк Геродот полагал, что под сфинксом находится храм соединенный туннелем с пирамидой Хеопса. Монумент многократно засыпало песком, порой - по самое горло. Сфинкс приходилось реставрировать. С этим связано такое предание.

Тутмос IV, отдыхая возле колосса после охоты на газелей, заснул. Во сне к нему явился бог сфинкса Гор и повелел расчистить его, за что пообещал ему египетский трон. Совершив благочестивое деяние, Тутмос IV стал править страной после смерти своего предшественника. Об этом говорит стелла, посвященная этому событию. Последняя реставрация началась в 1926 г. и продолжается по сю пору. Она и должна быть беспрерывной, так как сфинксу угрожают пески пустыни. Не пощадили знаменитое изваяние и люди. Лик сфинкса обезображен, нос его обрублен, а обрубок составлял почти два метра. Будет ли он восстановлен? Маловероятно, что такая возможность когда-либо появится.

Период Древнего царства Египта характеризуется общим политическим подъемом, ознаменовавшимся созданием могущественного централизованного государства, что не могло не сказаться и на искусстве с его тенденцией к глобальной монументальности. Прославлению фараона служили самые различные средства. Одно из самых любопытных заключается в том, что на рельефах, изображающих торжественные процессии, фигура фараона всегда высоко возвышается над всеми его подданными, так как в размерах превышает их в несколько раз.

Период Среднего царства древнего Египта (2100 – 1700 гг. до н. э.) характеризуется распадом единого государства на отдельные номы (области). Следствием этого явилось изменение масштабов искусства: грандиозные пирамиды не воздвигались, однако больше внимание уделяется украшениям усыпальниц. Образцы искусства периода Среднего царства можно увидеть в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где экспонируются рельефы из гробниц Хенену и Хени. Новизна пластического искусства проявляется в изысканном сочетании рисунков и иероглифов.

В период Нового царства (1555 – 1090 гг. до н.э.) египетское государство вновь переживает подъем, вызванный победой над азиатским племенем гиксосов. Расцвет характеризует архитектуру храмов, которые возводились в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

От Луксора к Карнаку вела двухкилометровая аллея сфинксов. Храмы по-прежнему воздвигались для поминовения усопших и как обитель их вечной жизни. Они украшались многочисленными колоннами, которые нередко имитировали растительный мир. Некрополь в Луксоре разделяется на несколько отдельных мест погребения: долину царей, долину цариц, долину знати, долину ремесленников. О роскоши гробниц можно судить по росписям на стенах, на которых нередко изображались бытовые сцены. Сокровища гробниц были разграблены еще в древности. Уникальным исключением является усыпальница Тутанхамона открытая английским археологом Говардом Картером в 1922 г. Тутанхамон (1372 – 1354 гг. до н.э.) умер молодым и очевидно неожиданно. Сама его гробница оформлена скромно, на стенах росписи, изображающие церемонию «открытия уст» усопшего, которую совершает в обличье Осириса его наследник Эйе. Могила была ограблена сразу после похорон, однако воры похитили из неё немногие предметы. Осквернение могилы заставило жрецов принять меры предосторожности, искусно замаскировать гробницу.

Обнаруженные Г. Картером предметы сегодня хранятся в Каирском национальном музее. Это, прежде всего, знаменитая погребальная маска Тутанхамона из золота и драгоценных камней. Считается, что она достоверно воспроизводит черты государя. Особенно красив головной убор немес с золотыми и голубыми полосами и царскими символами на лбу, инкрустированный ляпис-лазурью, бирюзой и сердоликами.

В могильнике были открыты произведения искусства дивной красоты. Это позолоченный трон Тутанхамона, на спинке которого изображен он с супругой; его деревянный сундучок, расписанный охотничьими и батальными сценами, в которых юный фараон громит своих врагов; его погребальное ложе с боковинами в виде коров, головы которых украшены солнечными дисками между рогов. В число сокровищ Тутанхамон входит резной деревянный позолоченный ковчег, который охраняют богини Исида и Сельхет.

Шедеврами ювелирного искусства являются церемониальные жезлы фараона и его подвеска с изображением солнца и луны, украшенная священными для египтян жуками-скарабеями, вырезанными из халцедона.

уборе вырезана из кварцита в мастерской Тутмоса в Тель-эль Амарна.

Но самое удивительное, что в музее можно увидеть не только скульптурные изображения царственных особ, но и статую сидящего писца из раскрашенного известняка; статую коробейницы из оштукатуренного и раскрашенного дерева; скульптурную группу из раскрашенного известняка «Карлик Сенеб со своей семьёй». Скульптуры, найденные в погребениях, красноречиво говорят о повседневной жизни простого люда долины Нила.

В древнем Египте не было художественной литературы в современном понимании, однако до нас до нас дошло немало ритуальных надписей, обнаруженных археологами на стенах погребальных камер пирамид. Они были собраны и систематизированы египтологом Гастоном Масперо, который перевел их на французский язык и опубликовал в конце XIX в. Впоследствии они были переведены на все европейские языки, включая и русский.

Помимо эпитафий были обнаружены надписи на бытовых предметах, например, кувшинах и вазах. Наконец, были обнаружены папирусы, которые были самым распространенным материалом для письма. Папирус изготовлялся из сердцевины водного растения, которую разрезали на продольные ленты, затем раскладывали двумя перекрещивающимися рядами, клали под пресс, склеивали, а затем сворачивали в свиток, иногда очень длинный. В эпоху Древнего и Среднего царства писали по вертикали, в период Нового царства - по горизонтали справа налево. Писали чаще всего зелёной краской, символизировавшей жизнь и воскресение умершего.

Были обнаружены совпадения настенных надписей и текстов на папирусах. Возможно, что ритуальные надписи, сделанные в момент погребения дублировались на папирусах, а скорее всего создавались образцы эпитафий, которые выбирались в зависимости от того, кого провожали в вечность.

В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина хранится папирус, относящийся к периоду войн с гиксосами. На нём каллиграфически записаны тексты десяти гимнов, которые читались в храме местного бога-крокодила Собека. Церемония сопровождалась возложением диадем на статую. Текст должен был придать диадемам магическую силу. Папирус включает и утренние славословия бога Собека, которого просили защитить от вторжения иноземных врагов, возможно гиксосов. В заключение молящиеся в храме просили защиты от всякого зла.

История древнего Египта открылась исследователям, когда в самом начале XX в. были расшифрованы надписи на большой каменной плите, хранившейся в музее Палермо. На ней, как оказалось, были перечислены все династии и правители Египта, начиная с Древнего царства: камень представлял собой летопись, записанную иероглифами.

В период Среднего царства, характеризовавшегося общим упадком, появилась так называемая «Песнь арфиста», в которой автор в надписях на камне позволил себе усомниться, в загробной жизни, откуда никто никогда не подавал вестей. Историки отмечают поразительное сходство этого текста с «Книгой притчей Соломоновых» и «Книгой Екклесиаста, или Проповедника», что, впрочем, заставило усомниться в подлинности надписей на камне.

в своем решении, его дух протестует, призывая его наслаждаться жизнью и не торопиться с уходом в иной неведомый мир.

В дошедших до нас поэтических творениях древних египтян, гораздо чаще звучит мысль о священном даре богов - жизни. Таково славословие обращенное к богине, очевидно, богине-воительнице Нейт, супруге бога-крокодила Собека. Ей поклонялись как богине-матери:

О ты, шагающая так широко,

Сеющая смарагды, малахит и бирюзу, словно звезды,

Когда цветёшь ты, цвету и я,

Цвету, подобно живому растению.


(Перевод А. Ахматовой)

Тексты, дошедшие до нас, нельзя характеризовать принятыми в литературоведении терминами роман, новелла или сказка. Однако некоторые произведения предвещают их появление. Такова, например, автобиография Синухета, рассказавшего о своих приключениях в Азии или анонимный рассказ о приключениях мореплавателя, оказавшегося на острове, где царствует добрый демон в облике змея.

Помимо автобиографических сочинений, целью которых было оправдание перед Осирисом, взвешивающим на весах добрые и злые поступки, дошли тексты научного характера, прежде всего медицинского. Профессор Лейпцигского и Иенского университетов Георг Эберс, прославившийся романами из истории древнего Египта, в фиванском некрополе нашел в 1875 г. и затем опубликовал медицинский папирус. Он хранится в Музее египетских древностей в Лейпциге, основанном Г. Эберсом. Папирус, получивший название «Папирус Эберса», содержит огромное количество рецептов, рекомендаций и заклинаний.

обожествлению земных владык.

Храм в Карнаке был не только главным святилищем, но и как отмечают историки, каменным архивом и библиотекой царских текстов, которые продолжили записи на Палермском камне. Возникает новая разновидность хроник - анналы, в которых кратко перечисляются подвиги фараона Тутмос II и его полководцев, одержавших победу над иноземными завоевателями. Об одном из вельмож выразительно сказано: «Никакая страна не могла устоять против него». Далее перечисляются его походы.

Писцы, всякий раз не преминули поведать потомкам, какие храмы возводили фараоны и какими щедрыми дарами награждали они жрецов.

В период Нового царства сохраняются все погребальные обряды и разрабатываются новые священные тексты. Магические тексты теперь преимущественно пишутся на папирусах, которые кладут в саркофаги и гробы. Заупокойные тексты ученые в XIX в. стали именовать «Книгой мертвых». Был составлен канон из встретившихся на различных папирусах 165 изречений. В дальнейшем «Книга мёртвых» пополнилась новыми афоризмами из найденных папирусов.

В «Книге мёртвых» содержатся предписания касающиеся всех этапов похоронной церемонии. Приведем в качестве примера первое и последнее:

- Сошествие души, чтобы строить дом, выход днём в образе человеческом.

Большое место в «Книге мёртвых» занимают славословия Осириса и похвалы усопшему.

Египта.

Рекомендуемая литература

Тексты пирамид / Под общ. ред. А.С. Четверухина. СПб., 2000.

Тураев Б.А. Египетская литература. СПб., 2000.