Приглашаем посетить сайт

Пустовит А.В. История европейской культуры.
1.4. Исторические этапы становления европейской культуры.

1. 4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Традиция делить историю Западной Европы на три части — античность (древность), средневековье и новое время — складывалась постепенно. Окончательно она утвердилась лишь в ХVIII в. В XIX в. к этой триаде добавилось четвертое понятие: Возрождение (Ренессанс) — то ли как рубеж между средневековьем и новым временем, то ли как своеобразный “пролог” к новому времени.

Выдающийся европейский искусствовед Э. Гомбрих в речи, произнесенной им в Лондонской школе экономики и политической науки 8 декабря 1961 г., в полушутливой форме высказал мысль, что современному европейцу неплохо бы иметь своеобразный символ веры, выражающий его культурную “идентификацию”, и предложил “проект” такого credo:

“Я принадлежу к западной цивилизации, которая зародилась в Греции в первом тысячелетии до н. э. Она была создана поэтами, философами, художниками, историками и учеными, которые свободно изучали мифы и предания древнего Востока.

Она расцвела в Афинах в пятом веке до н. э., была принесена на Восток македонскими завоеваниями в четвертом веке, а затем римлянами — в другие части Европы и в Северную Африку.

Она была преображена христианством, которое возникло среди евреев Палестины и распространилось по всему латинскому и греческому миру во втором и третьем веках н. э

. Она пережила падение Римской империи под напором германских племен впятом веке, потому что греческая и римская церкви частично сохраняли ее организационные структуры, ее литературу и искусство в течение так называемых средних веков, когда большая часть мирской аристократии и зависимых крес-тьян была неграмотной.

Она начала снова расцветать в двенадцатом и тринадцатом веках, когда готический стиль в архитектуре распространился из Франции по Европе и когда растущие университеты во Франции, Италии и Англии получили доступ к греческой науке и греческой учености благодаря переводам, сделанным в свое время арабами-мусульманами, дошедшими через Северную Африку до Испании. Арабы же принесли цифры из Индии, а также бумагу, порох и компас из Китая, способствуя тем самым становлению независимых торговых городов в Италии четырнадцатого и пятнадцатого веков. В этих городах были вновь открыты литературы Древней Греции и Древнего Рима, а также их искусство и архитектурные стили: то есть произошло то, что называют Ренессансом.

Новое знание распространялось с помощью печатного станка, который возвестил наступление нового времени и подготовил почву для Реформации, расколовшей Европу в шестнадцатом веке. В то жевремя развитие мореплавания привело к португальским, испанским и английским завоеваниям и к приобретению этими странами заморских владений.

Она была вновь преображена— на этот раз верой в прогресс человеческого разума, воплощенного, среди прочего, в математических теориях экспериментальной науки, созданной в Италии и развитой в семнадцатом веке в Голландии и протестантской Англии, откуда, уже в восемнадцатом веке, идеалы рационализма и терпимости распространились на континент.

Благодаря этим достижениям она смогла выдержать быстрый рост населения, который способствовал промышленной революции, которая, в свою очередь, привела к колониализму девятнадцатого века, к распространению грамотности и к массовым движениям социализма и национализма.

Она, уже в нашем веке (двадцатом. — А. П.), поставила под угрозу и преобразила большинство других культур земного шара. Я надеюсь, что впереди у нас двадцать первый век. Аминь” [68, 30–31].

© 2000- NIV