Приглашаем посетить сайт

Пустовит А.В. История европейской культуры.
1.3. Запад и восток: особенности культур

1. 3. ЗАПАД И ВОСТОК: ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУР

Как и многие другие новоевропейские слова и понятия, понятия “Запад” и “Восток” берут начало от греко-римской античности, но значительно переосмыслены в последующие века, особенно в новое время. Изначальные прообразы этих слов— латинские Oссidens (латинизированный Запад) и Оriеns (эллинизированный Восток). В IV в. такое культурно-историческое деление было официально закреплено разделом Римской империи на Западную и Восточную. Позже это сказалось и на разделении христианства на западное (римско-католическое) и восточное (греко-православное). После распада Римской империи постепенно складывавшаяся (в так называемые средние века) западноевропейская культурная общность использовала для самоназвания слово Оссidens наряду с такими словами, как Europe (Европа) и Сhristianitas (Христианский мир). Эта культурная общность с самого начала была этнически разнородной и развивалась как комплекс отдельных народов и государств, но в ней (по крайней мере, в ее интеллектуальной элите) было сознание единства, сознание общего отличия от остального мира. 26

К XIX в. вследствие экспансии западноевропейцев на другие континенты (прежде всего на американский) значение понятия “Запад” расширилось и сегодня соотносится уже не только с Западной Европой, но и с Северной Америкой, и даже с другими частями суши, заселенными выходцами из Европы (Австралией, Новой Зеландией, Южной Африкой).

В сознании западноевропейцев слово (самоназвание) “Запад” естественно противопоставлялось слову “Восток”, унаследованному, как отмечалось, от античности.

“Запад” — самоназвание определенной культурно-исторической общности людей (культурного мира, истоками которого были Древняя Греция и Древний Рим и который долгое время был объединен “западным”, т. е. римско-католическим христианством) [68].

Итак, Запад — это особый тип цивилизационного и культурного развития, сформировавшийся в Европе в XV–ХVII вв. Цивилизацию этого типа можно было бы назвать техногенной. Ее характерные черты — быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием применения знаний являются научные, а затем научно-технические и научно-технологические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации все быстрее обновляется та искусственно созданная человеком предметная среда, где непосредственно протекает его жизнедеятельность. В свою очередь, это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного- двух поколений изменяется образ жизни и формируется новый тип личности.

Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. К основным вехам ее предыстории относятся опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической науки, а затем сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию Бога и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения был одним из истоков ценностей техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений.

В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления и развития капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства, в технологическом плане — с индустриальным и постиндустриальным обществом. Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, отмечая их неразрывное единство и взаимодействие. Так, немецкий социолог и философ Макс Вебер (1864–1920) в знаменитой работе “Протестантская этика и дух капитализма” убедительно доказал решающую роль протестантской Реформации и религиозного учения кальвинизма в становлении рационалистического духа капитализма и других основных ценностных установок этого общества [27]. Результатом этого синтеза, согласно М. Веберу, явились следующие основные ценности западной культуры: динамизм, ориентация на новизну; утверждение достоинства человека и уважения к человеческой личности; индивидуализм, установка на автономность личности; рациональность; идеалы свободы, равенства, терпимости; уважение к частной собственности.

Западному типу культуры в философии и социологии противопоставляют восточный тип, получивший синтетическое название “традиционное общество”. Геополитически Восток связывают с культурами Древней Индии, Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и вместе с тем имели некоторые общие черты: были ориентированы прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни, часто господствовавшего многие столетия. Традиционные образцыповедения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность.

Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности и целенаправленной деятельности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием.

В мировоззренческом аспекте в восточных культурах отсутствует разделение мира на мир природы и мир социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому для восточного восприятия мира не характерно разделение мира на “одно и другое”, ему более присущ синкретический подход “одно в другом” или “все во всем”. Отсюда отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен либо космическим законом, либо Богом. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни “восточного человека”. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.

Там исторически господствовали деспоты. Стремление привить нормы западной демократии на восточной почве дают очень своеобразные гибриды, и реализация этих устремлений связана с глубокими социальными катаклизмами [107, 306–308]. Своеобразие славянских культур состоит в том, что они объединяют в себе западные и восточные черты.

© 2000- NIV