Приглашаем посетить сайт

Пустовит А.В. История европейской культуры.
2.2. Исторический очерк.

2. 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Доклассический и классический периоды

ХI–IХ вв. до н. э. ученые часто называют “темными веками” в истории Греции, так как происходившие события не вполне понятны, а поскольку этот период известен в основном по поэмам Гомера (хотя сам Гомер жил, скорее всего, в VIII в. до н. э.), его еще называют гомеровским. Период с VIII по VI в. до н. э. часто называют архаическим. В целях упрощения изложения весь период с XII по VI в. до н. э. будем называть доклассическим. Вконце этого периода происходит, по-видимому, становление этнического самосознания греков на основе единства языка, религии, нравов. Основная форма государственности — это город-государство, т. е. полис. Греция никогда не была в древности самостоятельным единым государством, как, скажем, Римская империя или Египет. Когда говорят о Древней Греции, то имеют в виду множество отдельных городов-государств— полисов [50]. VI–V вв. до н. э. — классический период, время расцвета древнегреческой культуры и искусства. В конце VI в. до н. э. реформами Клисфена в Афинах была закреплена победа демократии (народовластия) над аристократией (“власть лучших”). Афины стали главным городом Центральной Греции, центром греческой культуры. Расцвет Афин — время правления первого стратега Перикла (445–429 до н. э.). Вокруг него группировалась интеллектуальная элита: люди искусства и науки — поэт Софокл, архитектор Гипподам, “отец истории” Геродот, скульптор Фидий, философы Анаксагор и Сократ, музыкант Дамон. Общим для них было поклонение разуму, закономерности, равновесию и гармонии, каждый пытался воплотить эти принципы в своей сфере. Прозванный “отцом истории”, Геродот (между 490 и 480 —ок. 425 до н. э.) видел равновесие в цикличности истории и реализовывал его в симметрии своего сочинения. Древнегреческий драматург Софокл (ок. 496 — 406 до н. э.) прославлял разум и силу человека, подчинившего себе действительность, и одновременно настаивал на необходимости соблюдать меру. Музыкант Дамон считал музыкальную гармонию аналогом гармонии общества. Своеобразным философским итогом всех этих воззрений было положение древнегреческого философа Анаксагора из Клазомен (ок. 500 — 428 до н. э.) о том, что миром правит нус, вселенский Ум — творящая и упорядочивающая причина сущего [68].

–427 до н. э.) был создан ансамбль афинского Акрополя — вершина эллинской классической архитектуры. Центральный храм Акрополя — Парфенон (храм Афины-Девы)— одно из наиболее прекрасных зданий всех времен.

“Большим храмом”. Это название он получил за идеальные пропорции и совершенные формы. Создатель проекта Иктин прославился как величайший греческий архитектор. Исполнителем проекта был архитектор Калликрат. “Все предшествующие Парфенону греческие храмы, даже если мы знаем имена их авторов, кажутся нам безымянными, в такой мере их замысел и выполнение коллективны, базируются на неизменных технических и формальных традициях. Парфенон даже в развалинах кажется индивидуальным существом, каждый элемент которого возник из субъективных представлений художника и свойствен только ему одному.

В сущности говоря, только начиная с Парфенона можно говорить с полным правом об архитектурной фантазии” [32, 201]. Расцвет греческой культуры длился всего несколько десятилетий. IV в. до н. э. — последний век греческой демократии и переломный этап всей античной истории. Поражение афинских и фиванских войск в битве при Херонее, нанесенное им Македонией, положило конец самостоятельности греческих полисов.

Эллинизм и эпоха римского владычества

“эпоха эллинизма”. Он начинается с завоеваний Александра Македонского (356–323дон. э.). Империя Александра охватывала весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии — до нижнего течения Инда. Александр Македонский, при дворе которого работал последний великий скульптор классической эпохи Лисипп (370–300 до н. э.), был учеником Аристотеля. Однако слава древних греческих героев привлекала его больше, чем слава “царя-философа”. Любимой его книгой была “Илиада”; по словам историка Флавия Арриана (между 95–175), описавшего поход Александра Македонского, многими своими поступками он “подражал Ахиллу, бывшему для него образцом с детских лет”. Объединяя эллинов с Востоком, греческую образованность с “варварскими” культами, Александр создает новый тип государственного устройства — монархию (единовластие). Эллинистическая культура складывается в результате синтеза древнегреческой и восточной культур. Уже в начале эллинистического периода возникает множество новых культурных центров, важнейшими из которых были Александрия, Антиохия и Пергам [68].

Во II в. до н. э. Греция была захвачена римлянами и вошла в состав Римской империи— грандиозного государственного образования, раскинувшегося от Шотландии до порогов Нила и от Гибралтара до Персидского залива. Рим сохранил для Европы греческую культуру, транслируя и тиражируя ее ценности (например, большинство работ греческих скульпторов дошли до нас в римских копиях). Даже слова “грек” и “Греция” — латинского происхождения (греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой).

“Греция, пленницей став, победителей грубых пленила”, — так сказал великий римский поэт Гораций. Его современник, создатель знаменитой “Энеиды”, поэт Вергилий (70–19 до н. э.) так определил назначение Рима [28, 240]:

Одушевленную медь пусть куют другие нежнее,

Тяжбы лучше ведут, а также неба движенья
Тростию лучше чертят и восход светил возвещают.

— утверждать обычаи мира;
Покоренных щадить и сражать непокорных.

“Золотой век” латинской поэзии — время правления императора Октавиана Августа (27 до н. э. — 14 н. э.). Его современниками были три выдающихся поэта — Вергилий, Гораций и Овидий.

В I в. н. э. в одной из провинций Римской империи зарождается христианство, сыгравшее важнейшую роль в истории мировой культуры.

В 476 г. Рим захватывают германцы во главе с Одоакром; этот год считается годом падения Западной Римской империи и концом античного мира.