Приглашаем посетить сайт

Пустовит А.В. История европейской культуры.
4.1. Введение.

ГЛАВА 4
ВОЗРОЖДЕНИЕ
4. 1. ВВЕДЕНИЕ

Классическая страна Возрождения — Италия. Термин “Возрождение” (итал. Rinascimento, фр. Renaissancе) впервые употребил итальянский живописец, архитектор и историк искусства, ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1512–1574) в книге “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550). Он вводит его, говоря об упадке живописи, скульптуры и архитектуры, которые со времен античности “низвергались до крайней своей погибели”, но так как “природа этих искусств сходна с природой и других, которые как человеческие тела родятся, растут, стареют и умирают”, возможно “понять поступательный ход возрождения искусств и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни” [24, 154–155]. 173

культуры, качественно отличавшийся от той и другой.

Эпоха Возрождения потому и была названа так уже современниками, что основу ее культуры составляло разыскание и публикация древних рукописей, в которых возрождался мир античной истории и античной литературы, представлявшийся людям этой поры воплощением идеальной нормы и недосягаемого образца. Известный немецкий живописец Альбрехт Дюрер создал чертеж идеального города, используя план римского военного лагеря; деятель реформации Кальвин — “Наставление в христианской вере”, используя аргументацию Цицерона; итальянский политический мыслитель Никколо Макьявелли обосновал достоинства республиканского правления, комментируя первые десять книг Тита Ливия [101].

Вот как русский историк культуры М. Л. Андреев характеризует Возрождение: “С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие художественные достижения Возрождения. Литература также представлена великими именами, но странным образом величайшие из великих находятся на границах, исторических и логических, этой эпохи: Данте— ближайший канун, Петрарка и Боккаччо — самое начало, а Тассо, Шекспир и Сервантес уже возвещают о конце... В живописи, скульптуре и архитектуре дело обстоит иначе: все их развитие в эту эпоху как бы подчинено стремлению к высшей точке, и именно на вершине, в момент полного и абсолютного тождества культуры с самой собой, открывается поле деятельности для величайших гениев. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан находятся в отличие от Петрарки и Шекспира не на границах, а в смысловом и историческом центре культуры, поэтому культура может высказаться в них со всей возможной определенностью...

Именно в среде художников и зодчих оформился и утвердился один из самых ярких и привлекательных культурных образов Возрождения — образ “человека универсального”...

Важно, что впервые универсальность дарований и способностей была осмыслена как культурная ценность. Классический примеруниверсализма — Леонардо да Винчи (1452–1519), итальянский живописец, скульптор, музыкант, ученый и инженер.

Первая — так называемое “подражание природе”, своего рода реалистическое основание, особенно заметное в сравнении со средневековым искусством, которое не стремилось к воспроизведению природных форм... Однако подражание природе... не делает художников реалистами... Никакой “грубой” природы, никаких купцов, ремесленников, батраков, никаких трактиров и ярмарок мы у художников Возрождения не найдем. Природа допускается в произведение ренессансного стиля лишь очищенной и облагороженной, из хаоса реальных форм как бы дистиллируется форма идеальная, высшим образцом и воплощением которой становится прекрасное человеческое тело.

Этот императив красоты, вытекающий из гармонического единения реального и идеального, материального и духовного — вторая традиционная характеристика искусства Возрож- дения” [68, 366–369].

В эту эпоху культура выходит из-под опеки церкви, начинается триумфальное развитие светского искусства (живописи, архитектуры, музыки, театра, литературы), закладываются предпосылки науки нового времени, на которой базируются достижения всей современной цивилизации.