Приглашаем посетить сайт

Пустовит А.В. История европейской культуры.
6.3. Картина мира.

6. 3. КАРТИНА МИРА

Главным в картине мира, созданной XIX в., было представление о непрерывном изменении, движении, развитии всего сущего. Окончательно уходит в прошлое концепция раз и навсегда сотворенного неизменного мира. Воззрения, отражающие новые культурные тенденции, воплотились в идеалистической философии Гегеля и материалистической философии К. Маркса и Ф. Энгельса: и в той, и в другой присутствует диалектика.

Диалектика — наука о наиболее общих законах движения как развития. Три сформулированные Гегелем закона диалектики — взаимопроникновения противоположностей, перехода одного качества в другое через незаметные количественные изменения, отрицания отрицания — драгоценнейшая часть его философской системы.

Идея развития во всех областях человеческого знания вообще и в науках о человеке в частности составляет суть категории “историзм”. Кажущаяся сегодня столь очевидной истина, согласно которой ни сам человек и его мышление, ни общественные институты не могут быть поняты вне связи, во-первых, с обстоятельствами места и времени их функционирования, во-вторых, с историей их возникновения и развития, была полностью осознана только к середине ХIХв. Торжество идеи развития, прежде всего в анализе социокультурных проблем, явилось следствием первой научной революции XVII в. [10, 3].

Уже в ХVIII в. господствовавшему в науке креационизму (утверждению неизменности природы, созданной Творцом) был противопоставлен трансформизм, признававший изменчивость природы (П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ламетри).

Выдвинутая И. Кантом теория формирования Солнечной системы из газовой туманности, впервые поставившая проблему исторического развития небесных тел, подвигла французского естествоиспытателя Ж. Бюффона связать историю развития жизни с историей Земли. Другие известные ученые, в частности К. Бэр, Э. Жоффруа Сент-Илер и Ж. Кювье (хотя он стоял на позициях креационизма), создали основу для создания эволюционной теории. Ее первое изложение принадлежит французу Ж. Ламарку (1809 г.). Однако потребовалось провести огромную работу — от создания гибридов (начатого еще в 1717 г. англичанином Т. Фейрчайльдом) до получения данных палеонтологии и антропологии, чтобы учение об эволюции сложилось окончательно.

Это произошло в 1859 г., когда был опубликован главный труд всемирно известного английского естествоиспытателя Чарлза Роберта Дарвина (1809–1882) “Происхождение видов путем естественного отбора” (первый набросок его учения относится к 1842 г., первое сообщение в печати — к 1858 г.).

Согласно Ч. Дарвину, в основе эволюции лежат три неразрывно связанных фактора — изменчивость, наследственность и естественный отбор. Изменчивость обеспечивает приспособление организмов к меняющимся внешним условиям, наследственность закрепляет приобретенные особенности, естественный отбор вытекает из борьбы за существование (дарвиновское выражение struggle for life — “борьба за жизнь”). Ч. Дарвин установил зависимость между онтогенезом (индивидуальным развитием особи) и филогенезом (развитием вида).

В 1866 г. немецкий ученый Э. Геккель сформулировал эту зависимость в виде биогенетического закона, утверждающего, что онтогенез (особенно в зародышевой форме) повторяет филогенез, т. е. развитие особи повторяет все этапы развития вида, к которому особь принадлежит.

Применительно к духовному развитию человека подобный же закон сформулировал Гегель. Согласно этому закону для индивида есть только один способ приобщения к мировой культуре: проделать для себя в кратчайший срок тот путь, который духовно уже пройден человечеством. Именно эту задачу ставит перед собой образование.

Теория Ч. Дарвина имела огромное значение не только для частных наук, но и для нового философского взгляда на действительность: она отвергала телеологические воззрения (представление о движении мира к некой цели), определявшие мировоззрение предшествовавших эпох, устанавливала примат причинно-следственных отношений, принцип детерминизма.

Биология обретает исторический аспект всестороннего исследования ископаемых растений и животных. Для обозначения этого направления в науке в 1826 г. французский ученый Дюкроте де Бленвиль ввел термин “палеонтология”. Еще ученик Аристотеля Теофраст обратил внимание на ископаемые останки растений, Леонардо да Винчи высказал гениальное предположение, что это не “игра природы”, а остатки когда-то живших растений. В результате изучения на рубеже ХVIII–XIX вв. учеными (в частности, англичанином У. Смитом, французами Ж. Ламарком и Ж. Кювье) ископаемых растений и останков доисторических животных было доказано существование доисторической жизни и осознана необходимость создания особой науки, ее изучающей, — палеонтологии.

Ж. Кювье установил, что в каждом организме между твердыми и мягкими тканями выдерживается определенное соотношение (“корреляция частей организма”, которую ученый раскрыл в многотомном труде “Уроки сравнительной анатомии”).

Современники говорили об ученом, что он может “по когтю восстановить льва”. Это открытие позволило Ж. Кювье восстановить по скелетам облик древних обитателей земли — огромных пресмыкающихся, вымерших много миллионов лет назад.

Девятнадцатый век для Европы и Северной Америки — время бурного развития науки и техники и внедрения их в промышленное производство. Свершается научно-промышленная революция, оказавшая огромное влияние на мировую культуру.

Девятнадцатый век — эпоха торжества научного анализа (синтез научных знаний, скорее, является характерной чертой европейской культуры рубежа ХIХ–ХХ вв. и собственно XX в.). Мир воспринимается европейцами не столько в целом, сколько раздробленным на множество явлений, требующих изучения с помощью научных методов (прежде всего наблюдения и эксперимента).

В особо влиятельной с середины ХIХ в. философии позитивизма француза Огюста Конта (1798–1857) и его последователей (Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан во Франции, Дж. С. Милль, Г. Спенсер в Англии) содержалась мысль о том, что подлинное знание— это совокупный результат специальных наук, не нуждающихся в общей философии.

Картина мира перестает быть универсальной, выделяется представление о научной картине мира (опыт ее построения представлен в четырехтомном труде “Космос. Эскиз физической картины мира” (1845–1858) немецкого естествоиспытателя Александра Гумбольдта (1769–1859), которая, в свою очередь, дробится на собственно физическую, биологическую, химическую и др. [101].

Наука — область точного знания и основа технического прогресса— занимает все большее место в жизни общества, постепенно оттесняя искусство на второй план. Как писал русский поэт Е. Баратынский [9, 93]:

Век шествует путем своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья
Промышленным заботам преданы.

© 2000- NIV