Приглашаем посетить сайт

Пустовит А.В. История европейской культуры.
Фома Аквинский. Сумма теологии. (фрагмент)

Фома Аквинский1
СУММА ТЕОЛОГИИ [50, 426]
(фрагмент)

Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на Божественном Откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью. Между тем цель эта не поддается постижению разумом; в соответствии со словами Исайи..: “Око не зрело, Боже, помимо Тебя, что уготовал Ты любящим Тебя”. Между тем должно, что- бы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через Божественное Откровение.

Притом даже и то знание о Боге, которое может быть добыто человеческим разумом, по необходимости должно быть преподано человеку через Божественное Откровение, ибо истина о Боге, отысканная человеческим разумом, была бы доступна немногим, притом не сразу, притом с примесью многочисленных заблуждений, между тем как от обладания этой истиной целиком зависит спасение человека, каковое обретается в Боге. Итак, для того чтобы люди достигли спасения и с большим успехом, и с большей уверенностью, необходимо было, чтоб относящиеся к Богу истины Богом же и были преподаны в Откровении.

Итак, было необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на Откровении.

1 Фома Аквинский (Аквинат) (1225 или 1226 — 1274) — философ католической церкви, которому был присвоен титул “ангельский доктор”. В 1323 г. причислен к лику святых. Родом из знатной графской семьи; еще в молодости стал монахом нищенствующего ордена доминиканцев. Основные произведения в его наследии — “Сумма теологии”, “Сумма против язычников”.

В произведении “Сумма теологии” Фома Аквинский обращается к одному из “вечных вопросов” философии — к проблеме соотношения веры и разума (см. математическое приложение, II).

© 2000- NIV